Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6: Публично - правовые образования как особые субъекты гражданского права.

1. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований.

2. Случая участия публично правовых образований в гражданских правоотношениях.

1. На основании гражданского законодательства публично-правовые образования, т.е. государство (и государственные образования в РФ), а также муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками отношений — физическими и юридическими лицами.

Т.о. вместе с физическими и юридическими лицами участниками гражд. являться публично-правоввые образования. Особенности участие в гражданском обороте публичноправовых образований характеризуются двумя чертами:

· с одной стороны эти субъекты обладают публичной вестью, а в ряде случаев являются еще и суверенами, которые сами определяют правопорядок, в.т.ч. случаи и пределы собственного участия в гражданском правоотношениях.

· с другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридических равных собственников имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.

На основании гражданского законодательства к государственным и муниципальным образованиям - субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Так не могут применяться к государственным и муниципальным образованиям правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица. В отличие от юридических лиц, отвечающим своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в состав имущества РФ, субъектов федерации и муниципальных образований, которым они отвечают по своим обязательствам, не включается имущество, которое закреплено за созданный ими юридическими лицами, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. А обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях предусмотренных законом.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Государственные и муниципальные образования обладают гражданской правоспособностью. В научной литературе существуют мнения, что гражданская правоспособность государства специальная, а не универсальная, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

Государство приобретает право собственности как по основаниям, являющимся общими для всех субъектов гражданского права, так, и по присущим только ему (конфискация, реквизиция, национализация и др.) Как и способы возникновения у государства право собственности,так и способы прекращения принадлежащего ему права собственности подразделяются на общегражданские и специальные. К последним относится приватизация, под которой принято понимать отчуждение имущества, главным образом недвижимого, из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных спец, законодательством.

У государства может возникать широкий круг обязательственных отношений, стороной в которых выступает государство. Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной власти в заключении и реализации государственных контрактов. Для выполнения гос. целевых программ и обеспечения поставок продукции для федеральных государственных нужд. Правительством утверждаются гос. заказчики. Заказы разрешаются посредством заключения гос. заказчиками гос. контрактов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из стороны обязательств, предусмотренных гос. контрактом, эта сторона возмещает другой причиненной убытки и несет иную ответственность, установленную законодательством и гос. контрактом. Споры между гос. заказчиком и поставщиком в связи с поставкой продукции для государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Государство может быть наследником имущества по закону и завещанию. Так, если имущество завещано государству, или у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию, все наследники лишены завещателем права наследования, или если ни один из наследников не принял наследства, наследуемое имущество переходит к государству.

Государство может быть стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный видом ущерба отвечать за причиненный вред. Основу правового регулирования ответственности государства за причиненный вред составляют нормы Конституции, гражданского кодекса и иных законодательных актов. Так в главе 2 Конституции посвященной правам и свободам человека и гражданина, провозглашается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц. Если вред причинен незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается непосредственно государством независимо от вины должностного лица соответствующих правоохранительных органов, если он причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. А если вред причинены гражданину или юридическому лицу в результате иной незаконной деятельности указанных органов, возмещается на общих основаниях.

Следовательно гражданская правосубъектность публично-правовых образований имеет следующие особенности:

· они принимают нормативные акты, которыми должны руководствоваться все участники правоотношений;

· они участвуют в гражданских правоотношениях в общественных целях, т.е. в интересах населения проживающего на их территории;

· они участвуют в гражданском обороте через свои органы исходя из своих функциональных прав и обязанностей;

· у них специальная правосубъектность, т.е. некоторые права и обязанности могут принадлежать только им, а также часть прав и обязанностей им вообще принадлежать не может;

· некоторые из них (прежде всего — это само государство) пользуются иммунитетом (особенно во внешнеэкономической деятельности).

 

2. Участие публично-правовых образований в гражданском обороте можетосуществляться как непосредственно, т.е. через свои органы в пределах их компетенции или через юридических и физических лиц по специальному поручению этих образований, так и посредственно, т.е. через вступление в оборот юридических лиц созданных публичными образованиями.

При непосредственном участии публично-правовых образований в обороте соответствующие органы, юридические и физические лица выступают как представители образований. При чем и исполнительные и представительные органы выступают как законные пр едставители.

Что касается опосредованного участия публично-правовых образований, то созданные ими юридическими лица действуют от своего имени. А осуществление ими прав и обязанностей напрямую связано с достижением целей, юридическими лицами, установленных и закрепленных в их учредительных документах. Иными словами эти субъекты обладаютопределенной автономией и самостоятельностью. Вместе с тем публичные образования, оставаясь собственниками, имеют возможность контролировать деятельность юридических лиц используя свои правомочия собственника.

Так, публично-правовые образования через государственные и муниципальные органы по управлению имуществом передают имущество унитарным предприятиям, контролируют его использование, сдают в аренду, вносят имущество в установленный капитал хозяйственных обстоятельств и другое. От сделок с имуществом государственные и муниципальные фонды имущества получают доходы.

Публично-правовое образования могут участвовать в любых сделках, кроме сделок противоречащих сущности образований:

С другой стороны существуют ряд сделок где стороной может выступать только публично-правовое образование:

· сделки связанные с использованием природных ресурсов;

· приватизация государственного и муниципального имущества;

· кредитование и финансирование капитального строительства предприятий (в первую очередь унитарных) и др.

Имущество которое не передается публично-правовым образованием юридическим лицам носит название казны.

Т.о. казна — это имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Отсюда следует, что особенности участия публично-правовых образований выражаются в следующем:

· они участвуют в специфических гражданско-правовых отношениях;

· если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов, то к отношением с их участием применяются нормы относящиеся к юридическим лицам;

· от имени публично-правовых образований права и обязанности приобретают органы этих образований, а также уполномоченные на то юридические и физические лица;

· имеющиеся у них властные полномочия не используются при возникновении гражданских правоотношений с их участием.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

· публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий и финансируемых ими учреждений;

· публично-правовые образования не несут ответственности друг перед другом;

· публично-правовые образования несут ответственность всем своим имуществом, кроме имущество изъятого из оборота и закрепленного за унитарными предприятиями;

· за незаконные действия органов и должностных лиц публично-правовые образования несут полную ответственность.

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ?

1. Почему государство, государственные образования и муниципальные образования именуют особыми субъектами гражданского права?

2. Что понимается под гражданской правосубъектностью публично-правовых образований? В чем ее специфика и специфика ее составляющих?

3. Какие случаи участия публично- правовых образований в гражданских правоотношениях предусмотрены гражданским законодательством?

4. Как разграничить понятие «Органы Государственной власти и органы местного самоуправления» и понятие «учреждение»?

ЛИТЕРАТУРА:

- Гражданское право Т.1 /Под. Ред. ТО.К. Толстого, А.Г. Сергеева. СПб, 1996

- Субъекты гражданского права /Под. ред. С.Н. Братуся, М.: 1984

-Виткевичус П.П. Гражданская правосубъектность Советского государства. В иль ню с, 1978

- Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М.: 1981

- Шенгелия Р.В. Гражданская правосубъектность Советского государства в кредитных отношениях. Тбилиси, 1984

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...