Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

22. Классификация техногенных процессов.




22. Классификация техногенных процессов.

Хоз. деятельность – всевозможные процессы, которые происходят в техносфере и затрагивают верхние части литосферы.

Техногенное воздействие – различные процессы, вызванные хоз. деятельностью человека.

Среди основных факторов техногенного воздействия выделяют следующие: сельскохозяйственный, промышленно-селитебный, горнотехнический, водохозяйственный, транспортный.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ (воздействия):

1) по видам хоз. освоения;

2) по набору воздействий на компоненты геол. среды;

3) по комплексу параметров, отражающих природу воздействия.

Выделяются следующие ТАКСОНЫ:

a) Класс воздействия.

b) Подкласс.

c) Тип.

d) Вид.

e) Разновидность.

КЛАСС ВОЗДЕЙСТВИЯ (МЕХАНИЗМ):

· Физический (механический)

· Физико-химический

· Химический

· Биологический

Класс физического воздействия. ПОДКЛАССЫ:

· Механическое воздействие

· Гидродинамическое

· Электромагнитное

· Радиационное

ТИП ВОЗДЕЙСТВИЯ выделяется по характеру процесса с учетом симметрии прямого и обратного действия (эрозия – аккумуляция, уплотнение – разуплотнение).

ПРИМЕР: бурение скважин: класс – физический; подкласс – механический; тип – внутренне разрушение гп; вид – бурение; разновидность – точечное.

Геометрические показатели: модели 2D, 3D, 4D.

ПОКАЗАТЕЛИ: площадь зоны влияния, высота, ширина, длина, объем зоны влияния.

 

23. Литотехнические системы, их структура и экологические функции.

Природная техническая система (ПТС) – любая комбинация из природного и технического тела.

Синоним – геотехническая система.

ЛИТОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ЛТС) – комплекс, представляющий собой взаимодействие технического объекта и геол. тела.

ЛТС введена Бондариком.

Гл. задача – вписать технический объект в геологическую среду без отрицательных экологических последствий.

СТРУКТУРА ЛТС:

1. Технические объекты.

a) Техника как средство использования ресурсов природы.

b) Техника как средство использования природных вод.

c) Техника для управления природой (мелиорат. системы).

d) Техника как средство защиты от неблагоприятных природных процессов (селезащитные сооружения).

Объекты, снижающие ресурсный потенциал: карьеры, водозаборы, скважины…

Объекты, повышающие ресурсный потенциал: мелиоративные системы.

Объекты, снижающие напряженность геохимического поля: очистные сооружения, шламохранилища.

Объекты, снижающие геодинамический потенциал: сооружения по укреплению берегов.

Техническая составляющая ЛТС может быть различных уровней (организации):

· Элементарный (скважина)

· Локальный (карьер, свалка)

· Региональный (пром. объект, Солигорский ГПР)

2. Геологические объекты.

Выделяют разных уровней:

· Суперрегиональный (Зап. Русской плиты, Укр. щит).

· Региональный (стр-ры платф. Чехла, БА, ПП).

· Локальный (Бобовнянский выступ, Мик. -Житк. выступ).

· Элементарный (массивы гп)

ЛТС – целостное искусственно-естественное образование.

В зависимости от функционирования ЛТС будут определяться их пространственный контур, временные границы.

Пространственный контур ЛТС проводится по границе зоны экологического влияния.

временная верхняя граница: начало воздействия на литосферу (строительство ЛТС),

конечная (нижняя) граница: ликвидация объекта (ЛТС).

СТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕДЕЛАХ ЛТС:

- внутренние (между элементами и подсистемами одной системы) Примеры элементов: шламохранилище.

- внешние (между природной и техногенной составляющей).

Состояния ЛТС: расновесное и неравновесное.

ЭКОЛОГ. ФУНКЦИИ ЛТС:

1) потребительская (добыча и перер-ка мин-ов),

2) средообразующая (конструктивное - пустыню оросили или мелиолировали; деструктивное - уменьшение уровня биол комфортности),

3) перераспределительная (транспортная),

4) зашитная от техногенного воздействия и неблагоприятных природных процессов. Подтопление берегов.

По степени экол опасности бывают:

а) в системе техническая подсистема выходит из строя.

б) изменение геол подсистемы.

 

24. Общая структура и методы эколого-геологических исследований.

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ:

1) приоритетность качественных показателей над количественными,

2) сохранение биол разнообразия (ландшафт),

3) экологический путь развития общ-ва,

4) создание модели оптимальной эколого-геологической системы (которая сохраняет экологические функции литосферы или улучшает их).

Задача устойчивого развития: изучение и геол обоснование, сохранение либо создание систем, обеспечение эколого-комфортного развития общ-ва. Качество преобладает над кол-вом.

Эколого-геол система:

1. совокупность природных и техногенных объектов

2. функц-ние системы не приводящей к нарушению литосф. пространства.

МЕТОДОЛОГИЯ:

1. Необходима база данных.

2. Проводится системный анализ.

3. Разработка теории.

4. Оценка эколог. последствий ЛТС.

Критерии оценки:

· Экологическая устойчивость системы.

· Развитие экзогенных геол. процессов.

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭКО ГЕОЛОГИИ:

1. Общие методы познания – основаны на системном анализе.

2. Частные методы (сопредельные - биология, медицина, география; и методы наук о земле: физика, химия…)

3. Специальные методы (эколого-геологическое картографирование, создание баз экол. -геол. данных, экол. -геол. моделирование, экол. -геол. мониторинг).

Задачи:

- организация и проведение эколого-геол работ

- полевые исследования (опробование)

- разработка принципов и рекомендаций по устойчивому развитию эко-геол системы

СТРУКТУРА ЭКОЛОГО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

Выделяют 3 структурных блока:

1) информационно-аналитический блок предусматривает проведение анализа и оценки состояния главных компонентов экол. среды (ЛТС), изучение связей между природными компонентами.

2) прогнозный блок.

Комплексный прогноз изменения эколого-геол ситуации.

Разработка модели оптимальной эколого-геологической обстановки системы

3) блок управления и контроля.

Разработка рекомендаций по обеспечению оптимального развития ЛТС.

Контроль, функц-ние и корректировка управляющих решений, прогнозов

МЕТОДЫ:

1. аналитические (о загрязнении пород и подземных вод пытаются судить по концентрациям загрязнителей в атмосфере и снеговом покрове, в растительности, почвах и поверхностных водах. )

2. геохимические (химические анализы почв, грунтов и подземных вод).

3. аэрокосмические (Весьма эффективны результаты дешифрирования почв и особенно рельефа, материалы съемки дают ценные сведения главным образом о нарушенности и гораздо менее информативны в отношении загрязнения поверхности литосферы).

Снимки незаменимы для анализа морфометрии элементов рельефа или микрорельефа склонов, который практически неразличим на картах. Такие разновидности микрорельефа, как бороздчатость, бугристость, ступенчатость, скалистость, во многом определяют характер склоновых процессов.

4. картографические:

Эколого-геологическое картографирование

· Обзорные карты (масштаб 1: 1 000 000 – 1: 500 000) фиксируют условия развития, интенсивность проявления и распространения природных и техногенных процессов, техногенного воздействия на геологическую среду и т. д.

· Региональные карты (масштаб 1: 200 000 – 1: 100 000) создаются для получения информации и оценки перспектив развития геологических процессов при освоении территории.

· Специальные карты целесообразно разрабатывать при принятии управленческих мероприятий по охране и рациональному использованию геологической среды.

· Детальные эколого-геологические карты (масштаб 1: 25 000 – 1: 10 000) создаются для населенных пунктов, промышленных зон и отдельных предприятий.

Гидрогеол методы:

- оценка загрязнений подз. вод

- изучение нарушенности в связи с эксплуатацией водяных гор-тов (хим, бактериаль, тепловой, радиоактивный)

Классы загрязнения подз. вод относительно ПДК:

1. нормальный (в пределах ПДК до 0, 5 км2)

2. от 0, 5 до 5 км2

3. кризисное (5-10 ПДК) 5-10 км2.

4. бедственное больше 10 км2

Инженерно-геол исследования для стр-ва сооружений:

1. физико-мех состав г/п

2. воздействие техногенного объекта на геол среду

Геоморфологическое эколого-геол район-е: крутизна рельефа, пораженность эгп, оценка динамики рельефа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...