Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К каким аспектам обращается нейропсихологическое тестирование?




Во-первых, оно может помочь в диагностике определенных случаев, когда необходимо отдифференцировать депрессию от деменции. В дополнение к общей оценке, нейропсихолог может рассмотреть отдельные паттерны теста. Например, некоторые паттерны в большей степени связаны с депрессией, а другие больше характерны для деменции. Конечно, у неко­торых пациентов могут наблюдаться сосуществующие признаки (как депрессии, так и демен­ции), и нейропсихологическое тестирование может это подтвердить. Есть и другие ситуации, где наблюдается психиатрический больной, у которого подозревается неврологическое забо­левание, например ранняя деменция или травматическое поражение мозга.

Во-вторых, поскольку взгляды на происхождение психопатологии меняются, и у многих психических расстройств обнаружен биологический компонент, все больший интерес вызы­вает выявление нейропсихологических характеристик психических заболеваний. Наиболь­шее внимание получило изучение шизофрении, но на сегодняшний день также проводятся исследования биполярных, обсессивно-компульсивных, панических расстройств, посттрав­матического стрессового расстройства, расстройство дефицита внимания с гиперактивнос­тью, расстройства в виде деструктивного поведения. Может быть полезно выяснить сильные и слабые нейрокогнитивные качества пациента и сравнить их с такими же у других пациен­тов с аналогичным расстройством.

В-третьих, практическая область применения охватывает ежедневное использование этих методик для выявления уровня нейрокогнитивной функции (или дисфункции) психически больных пациентов. Нейропсихологическая оценка помогает верифицировать эти аспекты и дает важную информацию для составления планов долговременного ведения больных и прогноза.

5. Какие вопросы следует задавать, направляя психически больного на нейропсихологическое тестирование?

Направляя больного на тестирование, нужно сообщить нейропсихологу о том, с какой целью направляется больной, поскольку простого указания на «нейропсихологическое тес­тирование» будет явно недостаточно. Это помогает выбрать более эффективную батарею те­стов и отразить в заключении наиболее интересующие врача аспекты. Некоторые специфи­ческие вопросы при направлении перечислены в таблице.

Примеры часто встречающихся вопросов

1. Является ли больной дементным, депрессивным или эти состояния сосуществуют?

2. Имеются ли у этого больного шизофренией когнитивные нарушения? Являются ли когнитивные на­
рушения типичными для шизофрении?

3. Есть ли признаки ранней деменции у больного с шизофренией?


48 II. Диагностические мероприятия

4. Пациент жалуется на нарушения памяти. Есть ли объективные признаки этих нарушений или при­
сутствуют и другие когнитивные нарушения?

5. Имеет ли пациент когнитивные способности: жить самостоятельно? выполнять требования режима?
сохранены или нарушены профессиональные навыки?

6. Пациент не следует рекомендациям врача. Связано ли это с нарушениями памяти или другими ко­
гнитивными нарушениями?

6. Каково должно быть содержание нейропсихологического тестирования и заключения?

Нейропсихолог может выбирать из множества тестов. Многочисленные возможности, с которыми сталкивается направляющий врач, могут поставить его в тупик, поскольку для него сложно определить, какие именно тесты в каких специфических целях должны быть ис­пользованы. Может быть, полезно в определении направления, в котором следует проводить процедуру тестирования, держать в уме когнитивные области, которые обычно раскрывают­ся в процессе ее проведения.

Основные когнитивные области, оцениваемые при проведении тестирования

Общий интеллект Функции восприятия

Внимание и концентрация Восприятие пространства

Обучение и память Сенсомоторные функции

Язык Психологический/эмоциональный статус

Волевые функции

Психологический/эмоциональный статус может быть оценен в ходе интервью и/или фор­мального стандартного тестирования.

Большинство нейропсихологов настаивают на применении стандартизированных мето­дов, обладающих высокой надежностью и валидностью, и использовании нормативных под­ходов к интерпретации результатов. Большинство из них считают, что общие показатели по тестам это только часть процесса интерпретации, в то время как отдельные паттерны, наблю­даемые среди нескольких тестов, наиболее важны. Некоторые психологи большее внимание уделяют качеству прохождения тестов и типичным ошибкам, которые делают больные в хо­де их проведения.

В дополнение к формальному тестированию оценка должна включать данные анамнеза, полученные от пациента, его семьи, врача и/или из медицинских записей, уделяя особое внимание общей информации и любым анамнестическим данным, свидетельствующим о возможных нейропсихологических факторах риска.

Заключение должно содержать обсуждение анамнеза, поведение пациента в ходе тестиро­вания, и оценку валидности результатов тестирования нейрокогнитивных функций. Боль­шинство заключений содержат последовательное описание результатов каждого теста, с вы­водами по каждому, рекомендации и/или обсуждение их общего значения применительно к конкретному больному.

7. Когда лучше направлять больного на нейропсихологический скрининг, а не на полное нейро-
психологическое исследование?

В большинстве случаев психиатры и другие направляющие врачи надеются, что скринин-говая оценка окажется достаточной для их пациента. В некоторых случаях относительно ко­роткий скрининг (например, батарея на 1—2 ч) может адекватно ответить на вопросы врача, и в некоторых случаях краткая оценка бывает необходимой из-за низкой толерантности больного с острыми психическими симптомами.

Когда возникают вопросы относительно госпитализированного больного с острыми пси­хическими симптомами, ограниченное тестирование часто становится единственно возмож­ной альтернативой. Такое тестирование дает информацию об общем уровне интеллектуаль­ного функционирования или наличия или отсутствия явной деменции, но маловероятно вы­явление более специфичных проблем, особенно у молодых людей с относительно скрытыми


Глава 6. Нейропсихологическое тестирование 49

нейрокогнитивными нарушениями. Сложные вопросы требуют более тщательной оценки, и иногда лучше отложить тестирование, пока состояние пациента не станет более стабиль­ным и менее подверженным влиянию как психотропных препаратов, так и острых психиче­ских симптомов.

Скрининг может быть использован для решения вопроса о наличии или отсутствии ней-рокогнитивной дисфункции. Более интенсивная оценка требуется для ответа на специфиче­ские вопросы о природе, локализации, функциональном значении нарушений.

Описание пациента и обсуждение с нейропсихологом специфических аспектов и вопро­сов, которые необходимо разрешить, — лучший способ выбрать соответствующую батарею тестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...