Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование историко-пространственных представлений у шк-в с нарушением интеллекта

1. Сущность пространственных представлений в курсе истории. Пространственные представления - это образы, возникающие у шк-в на основе усвоения условий изучаемой местности и её пространственной протяженности. Создание таких образов требует тщательной локализации изучаемых фактов в пространстве. Локализация - это отнесение, ограничение. Пространственная локализация - ограничение изучаемого факта конкретным местом, изучение расположения, природно-климатических, экономических и политических условий этой местности. Ист. факты часто обусловлены особенностями определенной местности. Пространственная локализация предполагает умение показывать, где это происходило, а также описывать и объяснять особенности этой местности, устанавливая необходимые связи и отвечая на вопрос: «Почему это произошло именно здесь?». Так, представление о том, что город-крепость С-Петербург строился на низменном, топком, болотистом месте поможет шк-м осознать связь с трудностями этого строительства (недаром говорят, что этот город стоит на костях его строителей), а знания о том, что это происходило на севере Руси, рядом с Балтийским морем, на котором в то время господствовала Швеция, поможет оценить значение новой крепости и ответить на вопрос: «Почему именно здесь…?».

При изучении любой местности надо учить шк-в ставить перед собой и пытаться найти ответы на такие основн. вопросы: 1. Где находится эта местность? Как и почему оно так называется? (Север Руси. Берега реки Нева. Рядом с Балтийским морем. Побережье Балтийского моря - прибалтийские земли, на кот. распоряжались корабли Швеции). 2. Какие особенности были характерны для данной местности? (Эти земли, ранее принадлежавшие Новгороду, захватили шведы в период монгольского ига. Они овладели почти всем побережье Балтийского моря и несколькими крепостями на р. Неве - Нарва, Нотебург, которые перекрывали торговые и др. связи России с европейским странами). 3. Каково влияние местности на изучаемый факт? (Поясняющий вопрос - Почему это произошло здесь?). Данные вопросы, оформленные в виде плана, помогут шк-м составить рассказ об особенностях изучаемой местности. Пространственная локализация изучается с опорой на истор-е и географ-е карты, включая контурные, планы местности, картосхемы. Контурные карты и картосхемы м. быть статичными - фабричными и самодельными, на которых все изображено,- и динамичными, кот. позволяют заносить и убирать изучаемые объекты. Н=р, на куске однотонного линолеума масляной краской изображена физико-географическая основа страны и каждый шк-к заполняет такую карту цветными мелками на своем раб. месте индивидуально.

2. Понятие об ист. карте. Ист. карта - графическое изображение определенной территории, которое с помощью условных знаков и масштаба позволяет выявить ее особенности в изучаемый исторический период времени, установить влияние географической среды на общественную жизнь, осмыслить исторические связи и закономерности. Карты отличаются от картин и макетов тем, что они не дают конкретизированного наглядного представления о событии, а лишь с помощью абстрактных символов показывают пространственно-временные признаки. Карты, имеющиеся в учебниках, требуют продуманных приемов работы с ними. Ист. карты создаются на основе географ-х, но имеют два основных отличия - цвет и динамичность. Если на геогр-х картах цветом показывается рельеф местности или природные зоны, на исторических - определенная территория. На географ-х картах все статично, неизменно, на ист-х показывается динамика изменения чего-либо- развитие определенной территории, торговые пути, пути движения войск, места восстаний, сражений. На эти особенности надо специально обращать внимание шк-в.

По масштабу учебные карты подразделяют на крупномасштабные - настенныеные карты, среднемасштабные - настольные атласы, мелкомасштабные – карты в учебнике. По отражаемой территории они могут быть полными и фрагментарными, на последних показывается только часть территории. Фрагментарную карту уч-ль и шк-ки всегда должны сочетать с полной картой, соотнося (показывая) расположение фрагмента с территорией всей страны. По содержанию выделяют тематические карты и обобщающие карты. Тематические карты посвящаются отдельным событиям или сторонам ист. процесса («Гражданская война», «Стройки 1-х пятилеток»). На них нет обозначений и деталей, не относящихся к теме, но подробно отражены вопросы темы. Если на тематической карте не указано время, то его надо специально уточнить. Тематические карты надо использовать на фоне и в сочетании с обобщающими, дополняя друг их другом, а также в сочетании с картосхемами. Если дан только фрагмент тематической карты, то его расположение уч-ль и шк-ки должны показывать на полной карте. Обобщающие карты обычно показывают процесс территориальных изменений, который произошел за определенноеел время («Русь в 9-12 вв.», «Русск. земли в 14-16 вв.» и др.), а также состояние хоз-ва и др. («Россия в 19-нач. 20 в.», «Современная Россия»). В названии обобщающей карты, как правило, указывается место и время ист. Факта, что надо выявить со шк-ми.

3. Трудности восприятия учебных карт шк-ми и основные приемы коррекции. Возникновение пространственных представлений связано с так называемым пространственным мышлением, которое в свою очередь является разновидностью образного мышления. Умственный образ, которым оперирует этот вид мышления, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности. Содержанием пространственного мышления, указывает И.С. Якиманская, является оперирование образами, их преобразование – перекодирование, т.е. переход от пространственных образов реальных объектов к условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно. Отсюда понятны и трудности в работе с картографической наглядностью у школьников с нарушением интеллекта. Конкретность мышления, фрагментарность и хаотичность их восприятия, приводят к тому, что учащихся затрудняет картографический язык: условность и символичность карты. Назовем основные трудности, недостатки. 1. Уч-ся затрудняет условность, символичность карты: им сложно представить за кружком или извилистой голубой линией реальный объект - крупный город или реку. Для этого шк-к уже должен иметь правильные полные представления о географич-х объектах, обозначенных на карте символами, уметь, глядя на определенный символ воссоздать в сознании конкретный объект. Дешифровка символических знаков в реальные картины, представления является труднейшей задачей для у\о шк-в, ее решение требует организации с ними длительных и целенаправленных упражнений. 2. Трудность вызывает и масштаб карты,, когда уч-ся надо представить в 1 см. несколько тыс. км. Увидеть реально такое громадное пространство сложно, его можно только мысленно представить с высоты полета, н=р, самолета, наделяя при этом его определенными природными особенностями и географическими объектами. Но, шк-ки, как правило, не имеют такого опыта обозрения. Для у\о создание подобных абстрактных образов затруднительно. Они обычно преуменьшают расстояние, что связано с их небогатым личным опытом преодоления небольших отрезков пути. 3. Хаотичность фрагментарность восприятия, характерные для у\о, приводят к нарушению общей ориентировки в карте: они не осознают, что любую карту надо рассматривать, анализировать в определенной последовательности, начиная с её названия, времени, кот-е на ней отражено и т.д. 4. Уч-ся не соотносят расположение объектов как по сторонам горизонта, особенно их затрудняют промежуточные стороны (юго-запад), так и относительно друг друга (около, вблизи, слева), а отсюда не могут увязать новые объекты с ранее изученными.. 5. У\о шк-ки затрудняются показать изучаемый объект на разных картах, отличающихся масштабом или видом. Уч-к правильно показывает объект на настенной карте, не может показать его на настольной, или показывает на исторической, но не может это же сделать на географ-й и т.п. Это связано с косностью, стереотипностью мышления, неумением делать перенос в др. условия. 6. Некоторые шк-ки путают условные знаки географ-й и ист-й карт, особенно цвет.

Приемы коррекции: а) пропедевтическая работа по курсам географии и истории с целью создания у шк-в полноценных представлений о тех природных объектах, к-рые показаны на карте символами - представления о болотистой и горной местности, холмах и равнинах, разных водоемах (река, море, озеро), поселениях и др.; б) упражнения по разграничению условных знаков истор. и гегорафич-й карты (цвет). Такие упражнения особенно нужны при работе с первыми ист. картами; в) подбор картин, отражающих признаки изучаемой местн-ти, пояснение выбора; г) пропедевтическая работа по созданию у шк-в полноценных представлений о расстоянии (1 км,10 км.); упражнения на сравнение расстояния со временем, в течение кот-го можно пройти, проехать это расст-е; д) упражн-я на высчитывание по карте, ск-ко км от одного до другого объекта; е) зарисовки и вычерчивание планов местности (школьной территории, поля битвы - Куликово, Бородино); ж) упражн-я на определение шк-ми сторон горизонта на карте, плане, к/схеме; з) прием варьированного использования карт, кот. предполагает применение при изучении расположения объекта нескольких разных карт, отличающихся масштабом и видом (истор-я, физико-географическая, карта природных зон и др.). Шк-к, по образцу работы уч-ля, должен, переходя от одной карты к другой, извлекать из каждой, обозначенные на ней особенности, и описывать расположение изучаемого объекта по нескольким картам. Так, шк-ки находят на ист. карте, что город-крепость С-Петербург строилась в начале 18 в. на севере Руси, на р. Неве, рядом с Балтийским морем; на политической карте – что это террит-я современной России, ее европейская часть; на физико-географической карте – что это низменное болотистое место; на карте природных зон – что это лесотундра; и) прием привязки нового объекта к ранее изученному предполагает определение объектов, которые находятся рядом. Для этого уч-ль приучает шк-в задавать вопрос: «Рядом с каким уже известным географ-м объектом располагается … (н=,р, г. Петербург?)»; к) упражнения на пространственное расположение изучаемых объектов на листе бумаги, на конт. карте, в ящике с песком и пояснение действий; л) оживление карты с помощью наглядности - аппликаций (н=р, изображены скрещенные сабли), цветной тесьмы (торгов. путь «из варяг в греки»); м) выделение при работе с одной из 1-х карт общего способа, раскрывающего последоват-ть действий с любой картой, его оформление в виде плана. План работы с картой: 1. Как называется карта? Почему она так называется? 2. Какое время она показывает? 3. В чем сходство и отличие этой карты от ранее изученной? 4. Что можно узнать из этой карты по изучаемой теме?

4.. Общие правила работы с картой. На уроках истории закрепляются и совершенствуются умения работы с картами, полученными на уроках географии. Карта обычно вывешиваетсядо начала урока. Нежелательно закрывать ею доску. Уч-ль приучает шк-в соблюдать такие правила: 1) стоять надо справа от карты, боком, так, чтобы не закрывать показываемый объект; 2) показ должен быть неторопливым, точным; 3) при показе надо словесно обговаривать местоположение объекта, привязывая его к уже известным ориентирам: «на север от…, выше по течению реки находится…, Великий Новгород располагается на севере Руси, на р. Волхов, в 6 км от оз. Ильмень»; 4) реки показываются от истока к устью, города – точкой, границы – непрерывной линией; 5) при описании границ называется не только физико-географические ориентиры (по реке…, по Кавказ. горам), но и соседние государства, и народы; 6) ввиде педпомощи на первых порах уч-ль приучает шк-в использовать звездочку стороны горизонта (роза ветров), а также определенные слова и фразы «Территория доходила до…»; «Граница проходила по…» и др.».

Показ и обговаривание постепенно надо усложнять: 1) уч-ль показывает объект на настенной карте, а шк-ки находят его на карте настольной и воспроизводят действия учителя; 2) уч-ль словесно описывает расположение объекта, а шк-ки находят его на настольной карте, затем настенной; 3) учитель показыв-т объект молча на настенной карте, а шк-ки находят и дают ему описание по настольной; 4) учитель показывает и описывает объект по настенной ист-й карте, шк-ки находят и рассказывают о нем по географ-й карте и наоборот.

5. Этапы формирования умения работать с картами. В методике формирования умения работать с картами можно выделить 5 этапов: пропедевтический, ориентировочный, предварительного планирования, основной, заключительный. Пропедевтический этап осуществляется в 1-6 кл. на уроках и во внеурочное время. На ур. развития речи шк-ки устанавливают сходство и отличие таких географических объектов как разные виды поверхности земли (равнины, холмы, горы), разные водоемы (река, болото, озеро, море), населенные пункты (село, город); знакомятся с с основными городами страны. На ур. чтения эти знания и умения пополняются новыми признаками (например, бурная, горная река и равнинная спокойная величавая река). На ур. математики шк-ки знакомятся с мерами длины - м, км. На ур. географафии уч-ся вычерчивают планы местностиости, у них создаются представления обо масштабе, условных знаках физической карты, они знакомятся с глобусом, тепловыми поясами, положением страны на глобусе, карте, ее границами, морями, реками, горами и др. Эти знания и умения воспитатели ддолжны закреплять во внеурочное время.

Ориентировочный этап осуществляется при знакомстве с первой ист-й картой. Шк-ки под рук. уч-ля выделяют ООД, которая подходила бы для работы с любой картой, эта ООД оформляется в виде плана-памятки: 1 Как называется карта? Почему она так называется? 2. Какое время она показывает? 3. В чем сходство и отличие этой карты от ранее изученной? 4. Что можно узнать из этой карты? Таким же образом шк-м дается план-памятка, отражающая последовательность выявления особенностей изучаемой местности: 1. Где находится эта местность? Как и почему оно так называется? 2. Какие особенности были характерны для данной местности? 3. Каково влияние местности на изучаемый факт? (Поясняющий вопрос - Почему это произошло именно здесь?). Этап предварительного планирования осуществляется в начале работы с каждой новой картой. Для этого шк-ки под рук. уч-ля вспоминают план работы с картой. Если затрудняются, то уч-ль предлагает им из 3-х планов выбрать нужный. На основном этапе шк-ки под руководством уч-ля работают по каждому пункту плана, находя на них ответы из разных источников: учебник, устное слово, картины, карты и др. На заключительном этапе шк-ки составляют обобщающий связный рассказ по карте с опорой на план.

6. Задачи и особенности применения картосхем на уроках истории. Картосхема - условно-графическое изображение особенностей изучаемой местности с целью ее конкретизации. Она отражает какой-то единичный факт, показывая с помощью ограниченного количества условных обозначений небольшое по масштабу пространство. Обязательным условием применения любой картосхемы является ее соотнесение с ист-й картой. Шк-ки должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, которая отражена на схеме и уметь показывать и описывать её. Схемы по виду преподнесения материала могут быть статичными и динамичными. На статичной схеме обозначены все нужные объекты. Такие схемы есть в учебнике или мог. быть нарисованы на отдельных листах. Желательно, чт. каждый этап хода изучаемого события был изображен не на одном рисунке, а на нескольких: так, на первом отражается расположение войск на данной местности; на втором - начало битвы; на третьем - кульминационный момент и окончание. Шк-ки располагают эти рисунки в нужной последовательности и составляют по ним рассказ о развитии хода битвы. На динамической схеме дается лишь общий контур местности, состоящий из самых необходимых природных объектов. Такой контур может быть цветными мелками нанесен на классную доску, или краской на отдельное полотно (линолеум или покрашенная фанера и др.). По мере изучения хода события на общий контур шк-ки наносят другие объекты - полки воюющих сторон, стрелки, показывающие их взаимодействие и т.д. Меловые зарисовки могут дополняться аппликациями.

Итак, для формирования пространственных представлений надо использовать разнообразные средства, приемы и методы, варьируя их друг с другом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...