Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аристотель – систематизатор ДрГр фил




Аристотель – систематизатор ДрГр фил

Объективный идеализм. Единство формы и материи. Без идеи вещь не существует. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи.

«Что есть вещь? ».

3 вида души:

1. Растительная

2. Чувствительная

3. Разумная

Науки:

1. Теоретические (матем, физика)

2. Творческие (поэзия…)

3. Практические (экономика…)

Бытие:

1. бытие как категория

2. случайное и непредвиден

3. бытие как истина

з-н исключения третьего

з-н тождества

з-н недопустимости протоворечий

 

Эпикуризм и стоицизм

Не общество, а отдельный индивид – вот объект. Общественный союз – не цель, а средство личного благополучия индивидов. Цель жизни удовольствие, но умеренное. – невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Душа умирает вместе с телом и тоже состоит из атомов.

Стоиц – освобожд чел от власти внешнего мира. Добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, апатии.

Средвевек хр философия

Основн идеи хр религии:

1. Монотеизм (один Бог)

2. Креоцианизм (твор мира Богом)

3. Божеств откровения

осн пробл ф:

1. бытие Бога

2. Соотн веры и логич разума.

3. Соотн Бога и созд им мира

4. пробл чел (душа, тело)

Схоластика.

Реализм: идеи – общее, вещи – частное

Номинализм – вещи главнее идей.

Фома Аквинский: гармония веры и разума.

 

Мировоззрение в возрождение

Возрождение - философ. и социолог. учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естество-знания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и пер-спектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она про-явилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот исходит из человеч сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную " божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием кот является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Открытия Коперника, Галилея.

 

Ф. Бэкон о материи и движении.

Френсис Бэкон (16-17 вв. ) реформатор науки, производства. «Новый органон». Родоначальник эмпиризма → индуктивный метод (от общего к частному) → логическая систематизация процесса научной деятельности. Призывал изменить отношение к науке (т. е. необходимость развития науки). Главный вклад – подвести под науку обновленное философское методологическое обоснование. Наука – единая связанная система, каждая часть которой должна быть также дифференцирована. Т. е. его философия опирается на естественные науки (естествознание). Главные методы: индукция, анализ, эксперимент, сравнение, наблюдение.

Философия и наука – основная цель: практическая значимость → овладеть силами природы. Религия занимается верой. Наука – разумом. Главный девиз: «Знание есть сила». Практическое назначение науки неотделимо от теоретической части.

Философия Ф. Бэкона:

1. Задача познания: исследование природы.

2. Цель: господство над природой, усовершенствование жизни.

3. Основные методы: индукция эксперимент.

Четыре идола заблуждения:

1. Идол рода: ложное представление о мире, присущее всему человечеству. Призраки рода: человек поддается тем доводам, которые сильнее поражают его воображение. Люди не познав одно явление, кидаются к другому. Для преодоления: обращение к опытам, экспериментам.

2. Идол пещер. Особенности воспитания, образования. Склонность по-своему воспринимать мир, т. е. свой собственный мир, который препятствует объективному познанию мира. Преодоление: коллективный опыт, наблюдения.

3. Призрак рынка (площади). Арена, реальность, условия которые возникают не имея над собой реальной основы (т. е. обман, ложь). Борьба с подобными «словесами» – задача науки → проведение экспериментов, проверка.

4. Идол театра. Ложные представления о мире, некритически заимствованные из различных философских систем. Против слепой веры в авторитеты, философские системы.

№1 и №2 – естественные препятствия, №3 и №4 – приобретенные умом.

Люди не должны уподобляться паукам, которые ткут нити из самих себя; муравьям, которые просто собирают. Человек должен быть подобен пчелам, которые упорядочивают. Бэкон определяет статус медицины как науки о наиболее сложной и многообразном теле природы. Медицина без философии не может быть надежной. Ложные философские убеждения. Задачи медицины: сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни (решает на видовом уровне). Первая теоретическая программа реформ медицины, которая носит негативный характер (т. е. критика суровой медицины). Особое внимание уделяется анатомическим исследованиям. Предлагает создать особую область медицины → эвтаназия – методы, облегчающие человеку смерть. Внешняя эвтаназии – обезволивающие препараты. Внутренняя эвтаназия – подготовка души человека к переходу в мир иной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...