Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послушай и перескажи рассказ.




Соколова Н.В.

С594 Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи до школьника. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Програм ма «Я —человек»). —(«Дошкольное воспитание и обучение — при ложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 134).

15ВК 5-9219-0538-0

В этой тетради представлен речевой и картинный материал для работы над проблемными звуками у детей на завершающем этапе — этапе дифференциации звуков.

Логопедам теперь не придется переписывать в тетрадь своих подопечных ог ромное количество слогов, слов, фраз, скороговорок, текстов и стихотворений, а родителям — вырезать из книг и журналов и наклеивать картинки. Все это собрано в данной тетради.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (для чтения взрослыми детям).

ББК 74.3

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизве дение всей книги или части ее без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

I5ВN 5-9219-0538-0 © Соколова Н.В., 2006

© Издательство «Школьная Пресса», 2006


 

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ТЕТРАДЬ?

Вы прошли три этапа работы над проблемными звуками: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение и закрепление арти­куляционной позы, необходимой для правильного произнесения звука; этап не­посредственной постановки звука и работа по закреплению поставленного звука и введению его в активное употребление*.

Для успешного завершения работы над звуками необходим четвертый этап — этап дифференциации звуков. Кстати, частично такая работа проводи­лась в процессе автоматизации звука где-то на уровне слова.

В чем заключается необходимость этого этапа?

Ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что явля­ется наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С—3, Ш—Ж, Л—Р) между собой или звуки разных фонетических групп, близ­ких по артикуляции (С—Ш, 3—Ж, С—Ц и т.д.).

Эти нарушения звуков в речи ребенка можно классифицировать следующим образом:

— по типу пропусков (когда звук просто опускается: коова вместо коРова,
мыка вместо мыШка);

— по типу искажения (когда звук произносится как несвойственный фоне­
тической системе родного языка по своему акустическому эффекту);

— по типу замен (коСка вместо коШка, и наоборот);

— по типу оглушения или озвончения (ФареШка вместо ВареЖка, Гошка
вместо Кошка).

В последних двух случаях после постановки звука и введения его в речь и возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на ко­торый он заменялся, так как уже в процессе работы над звуком специалист часто сталкивается с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук где надо и где не надо (Шобака, Шина, каШтрюля).

Структура этой тетради знакома вам по предыдущим пособиям. Тетрадь включает в себя речевой материал, рассчитанный на прочтение взрослым и по­втор ребенком за взрослым, и картинный материал, направленный непосредс­твенно на самостоятельную работу ребенка под контролем взрослого (называ­ние слова или фразы).

Этап дифференциации звуков также подразделяется на подэтапы. Их пять:

1. Дифференциация поставленного звука на уровне слога.

2. Дифференциация звука на уровне слова (повтор ребенком за взрослым).

3. Самостоятельное воспроизведение слов ребенком по картинкам.

4. Повторение за взрослым фраз и самостоятельное воспроизведение фраз
по картинкам.

5. Работа над дифференцируемыми звуками в стихах (заучивание), текстах

(пересказ) и скороговорках.

* См. пособия, вышедшие в издательстве «Школьная Пресса» в 2005—2006 гг.: Соколова Н.В. Лого­педическая тетрадь. Звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]; Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [С], [3], [Щ; Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й].

1 Дифференция звуков в речи дошкольников ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—Ш), (3—Ж). Повторислоги: а) СА-ША ЗА-ЖА ША-СА ЖА-ЗА СЫ-ШИ ЗЫ-ЖИ ШИ-СЫ ЖИ-ЗЫ СЭ-ШЕ ЗЭ-ЖЕ ШЕ-СЭ ЖЕ-ЗЭ со-шо зо-жо шо-со жо-зо
2. Повтори слова. См. слова в приложении 1 (с. 5).

СУ-ШУ ЗУ-ЖУ ШУ-СУ ЖУ-ЗУ


 

Вспомни фразы по картинкам. См, картинки и фразы к ним


Шутка

Веселая старушка Весь день сегодня шьет. За кругленькой катушкой Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот.

Е. Стюарт

Страшный сон

— Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?

— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится.

Н. Красильников

Шарфик

Шел я лесом и боялся... Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру


Дождик

Дождик вылился на луг. Стало много луж вокруг. Засучив скорей штанишки, В лужу прыгнули мальчишки. Порезвиться захотели — Закружились, загалдели... Я смотрю: на них рубашки Стали словно промокашки.

И. Винокуров

Шишки у Мишки

Бросил палку сверху Мишка. — Падай в шапку с елки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две. Е. Петрищева

* * *

Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы И жужжит: «Жу-жу, жу-жу! Очень с розами дружу!»

Л. Ульяницкая


7. Послушай и перескажи рассказ.

* * *

После зимней стужи пришла долгожданная весна. На солнышке рас­таял снежок, из норки показала нос шустрая мышка, вылезла и зашелес­тела прошлогодней листвой. Пушистая кошка сидела на окошке, грелась на солнышке и урчала от удовольствия. Услышав мышиный шорох, пу­шистая кошка сразу навострила ушки. Мышка заметила кошачью тень на светлой шершавой стене и, испугавшись, сразу забежала обратно в свою норку. Пушистую кошку позвала ее хозяйка: «Ксс-ксс-ксс». Кошка под­бежала к старушке, а старушка осторожно положила ей в миску рисовой

 

 

каши с молоком. «Зачем нужны мне эти тощие мыши? — подумала кош ка, — меня и здесь хорошо кормят».

* * *

Савелий Шестеркин — сторож на складе. Он сторожит игрушки. Ем помогает служебно-сторожевая собака Шустрик. Савелий и Шустри живут в сторожке при складе и шесть раз в сутки обходят стеллажи с иг рушками. Савелий Шестеркин и Шустрик следят, чтобы на склад не за брались воришки, а шустрые мышки не погрызли плюшевые и пластмас совые игрушки. Хорошие сторожа Шестеркин и Шустрик.

* * *

Саша выучил стишок. Стишок был про зайчишку, которому зайчиха зашивала штанишки и штопала носочки. Шустрый зайчик неосторожнс скакал между пушистыми елками и изорвал свою одежку. За эту шалоеп мама-зайчиха наказала его: ему не досталась морковка, как его старшей сестре. Когда зайчиха зашила заюшкину одежку, зайчишка снова побежал в лес. Вот какой стишок рассказал Саша в зале под пушистой елкой из того

самого леса.

* * *

У трубочиста на сапогах оторвались подошвы. После работы трубочист понес свои сапожки знакомому сапожнику. Трубочист был весь в саже, и сапожник не узнал дружка. Сапожнику стало так страшно, что он сразу же спрятался за шкаф. А Трубочисту стало смешно, и он тут же засмеялся. По смеху сапожник узнал своего друга. Всего за шесть минут сапожник вырезал новые подошвы и приклеил их к кожаным сапожкам. Теперь тру­бочист снова сможет работать в своих старых кожаных сапожках.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—Щ)

1. Повтори слоги:

а) СЯ-ЩА ЩА— СЯ

СИ-ЩИ ЩИ-СИ

СЕ—ЩЕ ЩЕ—СЕ

СЁ-ЩО ЩО—СЁ

СЮ-ЩУ ЩУ-СЮ

2. Повтори слова. См. слова в приложении 2 (с. 11).

3. Назови картинки. См. приложение 2 (с. 11).

4. Повтори фразы. См. фразы в приложении 2 (с. 11).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в прило-
ении 2 (с. 11).

Повтори и выучи стихи.

Считалка Почтовый ящик

Щуку тощую с реки На скамейку я встаю,

Притащили рыбаки. Еле ящик достаю.

Щука хищная страшней, Открываю ящик,

Чем страшилище Кощей. Голубой, блестящий.

Мы ей дали овощей Посыпались из ящика

И погуще жирных щей. Письма настоящие.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки. Е. Ефимовский


Послушай и перескажи рассказ.

* * *

Мама сварила настоящий овощной суп и говорит: «Если я туда положу свежую капусту, получатся свежие капустные щи. А если добавлю квашеной капусты — получатся кислые щи. А вот если добавлю свеклу — получится настоящий борщ. Что хотят больше всего мои толстые щечки?» — спросила мама у Сени. «Щи, щи, свежие щи из хрустящей капусты!» — запищал ма­ленький сыночек. «Ну, что ж, сварю капустные щи», — сказала мама.

* * *

Часовщик чинит наши сломанные часы, на которых стрелки несут­ся вскачь. Сварщик сваривает металл, а сыщик ищет преступников. Но­сильщик носит тяжелые вещи, а стекольщик вставляет блестящие стекла. У дрессировщика звери умеют выполнять чудесные вещи, а косилыцик косит траву на сено. Все эти профессии вызывают у нас настоящее восхищение.

* * *

Для Васи самое вкусное угощение — сгущенка, а еще сладкий щербет и сливки. В каждое свое посещение магазина Вася тащит домой сладости и другие вкусненькие вещи. «У Васи такие толстые щечки, — говорят со­седи. — Видно, Вася любит есть каши и щи!» «Нет, — отвечает розовоще­кий Вася, — я люблю только сладкие вещи, я сладкоежка!»

* * *

В густой роще на тонкой хворостинке сидит щегол. Не простой щегол, а особенный, хвастливый. У щегла не нос, а носище, не хвост, а хвостище. Вот только усищ нет. Зато голос у щегла звонкий. Настоящий голосище, а не голос. Распевает щегол свои песенки про себя самого — вся роща зве­нит, и все птицы в восхищении замолкают и слушают этого щегла. Пусть щегол хвастливый, но как поет!


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Ч—Г) И (Ч—С) 1. Повтори слоги:

А) ТЯ-ЧА ЧА-ТЯ СЯ-ЧА ЧА-СЯ

ти-чи чи-ти си-чи чи-си

ТЕ-ЧЕ ЧЕ-ТЕ СЕ-ЧЕ ЧЕ-СЕ

ТЁ-ЧО ЧО-ТЁ СЁ-ЧО ЧО-СЁ

ТЮ-ЧУ ЧУ-ТЮ СЮ-ЧУ ЧУ-СЮ

2. Повтори слова. См. слова в приложении 3(с. 17).

3. Назови картинки. См. приложение 3 (с. 17).

4. Повтори фразы. См. фразы в приложении 3 (с. 17).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы в приложении 3
(с. 17).

Повтори и выучи стихи.


Птички

Влетели к девочке в окно Две птички — невелички. Потом за ними заодно Еще четыре птички. Порхали птички над столом, Чирикали и пели Почти минутку, а потом Куда-то улетели. Обратно порх через окно Одна, за ней четыре! Так сколько с девочкою той Осталось их в квартире?

Лодочки

Из ореховых скорлупок Вышло 10 легких шлюпок... Спичка с красным лоскутком — Мачта посередочке. И поплыли ручейком Лодочки-лебедочки. Ручейки звенят-поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются.

Е. Благинина


Перчатки

Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик — В свой чуланчик.

Часы

Интересней нет усов, Чем у часиков-часов. Посмотри — один короче, А другой длинней чуть-чуть Совершает долгий путь.

/. Лютнин

Тайка

Четыре утайки У девочки Тайки. Мчатся за Тайкою Девочки стайкою. Пятки стучат, Глазки блестят. Нынче девчонки Ребят обхитрят.


 


—Кто там бродит у реки?

—Это наши кулички.

—А чего они хотят?

—Накормить своих ребят.

—Где ребята?

—На песочке.

—Сколько их?

—Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки,


Кулики

Оттого что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь.

— Ну а дочка?

— Ну а дочка

Ходит только по песочку. Дочка длинноносенькая, Дочка длиннохвостенькая. Ходит дочка не спеша, Очень дочка хороша.

Н. Дилакторская



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...