Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существуют ли стадии развития группы?




Руководителю группы полезно иметь общую схему развития для понимания групповых тем и множества взаимодействий группового процесса. Yalom предложил практическую структуру, состоящую из четырех стадий.

Стадия 1 («внутри или вовне») — поиск цели, знакомство с другими участниками, об­наружение сходств и обучение основным правилам. Участники беспокоятся, главным об­разом, о принятии и неприятии. Похожи ли другие участники на меня? Сходны ли мы? Общение на этой стадии часто поверхностное, сфокусировано на предоставлении или по­иске совета и получении поддержки от руководителя. Основная роль лидера состоит в обеспечении доверия и безопасности, а также в том, чтобы помочь участникам найти об­щую тему.

Стадия 2 («вершина или основание») — маневрирование позициями контроля, превос­ходства и силы между участниками, а также между участниками и руководителем. Перво­начальный период заканчивается после установления безопасности и доверия. Теперь уча­стники терапии хотят знать, чем они различаются, насколько много автономии предоста­вит руководитель группы и в какой степени они могут менять друг друга и руководителя группы. Каким образом они могут критиковать, изменять или ломать групповые установ­ки? Кто представляет силу в группе? Если на первой стадии терапии участники беспокои­лись преимущественно о том, чтобы быть похожими на окружающих (быть как все), то те­перь они заинтересованы, главным образом, в том, чтобы их принимали как индивидуаль­ность. Типичны критика других участников, враждебность по отношению к руководителю и разочарованность в группе. Группа возлагает на руководителя большие ожидания; по­этому не удивительно, что участники разочарованы неспособностью руководителя соот­ветствовать их мечтам. Необходимо, чтобы руководитель группы перенес их разочарова­ние и поощрил их оппонирование, а не отвечал карательными мерами. Помните, что эта мятежная, эмоционально бурная фаза является признаком того, что группа продвигается вперед.

Стадия 3 («близко или далеко») — основное беспокойство группы касается тесных друже­ских отношений и закрытости. Насколько закрытым надо быть от других участников? Как много секретов раскрыть? Вследствие конфликта на предшествующей стадии имеется боль­ше доверия, сотрудничества, открытости в общении и группового духа. Руководитель опре­деляет прогресс, ориентируясь на то, что группа не подавляет все негативные аффекты ради групповой сплоченности. Теперь группа готова стать зрелой рабочей группой с фокусом, гиб­костью, сочувствием, более высокой толерантностью к аффекту, реалистичной оценкой ру­ководителя и осознанием ценности других участников.

Стадия 4 прекращение. Работа руководителя состоит в привлечении внимания членов группы к окончанию терапии. Как правило, прекращение терапии вызывает чувства, касаю­щиеся трех тем: смертности и смерти, разлуки и надежды.

Данные стадии присутствуют во всех группах, но глубина и широта их выражения варьи­руют в зависимости от целей, времени и стиля работы руководителя. Они могут частично пе­рекрываться, но при этом нет четких границ между стадиями или совпадения между группа­ми. В конечном счете, группы никогда не могут разрешить эти проблемы, связанные с разви­тием немедленно; но при этом происходят периодические циклы, посредством которых про­грессивно углубляется уровень выявления стрессов и конфликтов.


Глава 45. Групповая психотерапия 289

15. Как врач может управлять трудными пациентами?

Трудный пациент (зачастую эгоцентричный или требовательный), может создавать тяже­лую группу и выставлять какого-либо члена группы в виде «козла отпущения». О том, как справляться с трудными пациентами, написано много, но при этом умалчивается об одном, особенно конструктивном, групповом подходе. Этот подход основывается на предпосылке, что трудный пациент играет важную роль в группе и отражает аспекты каждого члена груп­пы. Наиболее эффективный ответ состоит в том, чтоб фокусироваться на реакции других членов группы, а не на патологии отдельного пациента. Данный подход позволяет избежать дальнейшей критики индивида и побуждает других участников разделить ответственность за взаимодействие в группе.

16. Расскажите о комбинировании групповой терапии с фармакотерапией или индивидуальной
терапией.

Психотропные препараты часто применяются в группах и необходимы для пациентов с психотической симптоматикой. Установки по отношению к медикаментозной терапии и причины назначения лекарственных средств становятся, как правило, темой для группово­го обсуждения.

Многие пациенты получают сопутствующую индивидуальную и групповую терапии; это может представлять собой мощную комбинацию. Существует два варианта: комбинирован­ная терапия, при которой один и тот же психотерапевт проводит с пациентом и индивидуаль­ную, и групповую терапию, и объединенная терапия, при которой групповую и индивидуаль­ную терапию пациент проходит у разных психотерапевтов. Групповая терапия часто добавля­ется к индивидуальной, но пациент может также направляться на индивидуальную терапию из группы. Отметим, что ни один из этих типов лечения не следует считать лучше другого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...