Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологическое исследование «Амбиции и дискриминация в библиотечном деле»




Социологические исследования библиотечной

Профессии в библиотечном деле США

 

 

                                                       

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                             2

1. Социологические исследования в библиотечном деле

в США в 80—90-х гг. ХХ в. ………..                                                        6

2. Социологическое исследование «Амбиции и дискриминация

в библиотечном деле»……….                                                          11         

3. Дискриминация в библиотеках США

(по материалам социологических исследований)………               16

 

Заключение                                                                                   24

 Список использованной литературы                                         25                                               

 


Введение

 

    Библиотечное дело современной России претерпевает серьезные и глубокие изменения, обусловленные, с одной стороны, процессами глобальной информатизации мирового сообщества, с другой стороны – реорганизацией социально-экономической и политической жизни России. Меняются идеология и технологии библиотечно-информационной работы, меняется социальный характер библиотечного труда.

К числу негативных изменений последних десятилетий следует отнести снижение социального статуса профессии, нестабильность экономического положения библиотек и библиотекарей, кадровый кризис в отрасли. Для преодоления этих проблем, ускорения развития библиотечного дела и улучшения положения специалистов библиотечно-информационной отрасли необходимы глубокое осмысление и изучение изменений, серьезные исследования причин и закономерностей происходящих процессов. Очевидно, что немаловажно при этом знать состояние кадровых ресурсов библиотек и отрасли в целом, поскольку обеспечить требуемый сегодня уровень библиотечно-информационного обслуживания могут только квалифицированные профессионалы – библиотекари.

Изменения, происходящие сегодня в библиотечном деле, настолько значительны, что можно говорить об изменении социального характера труда библиотекаря. Нужны статистические и социологические данные о состоянии библиотечной отрасли, исследования, касающиеся нового характера библиотечного труда, профессионального библиотечного сознания и ценностных ориентаций, отношения к труду, мотивации и стимулирования труда в библиотеках. Своевременно выявленные проблемные зоны развития профессии могут помочь скорректировать политику развития библиотечного дела.

В отечественном библиотековедении широко используются социологические подходы в изучении проблем чтения, читательских предпочтений, читательской аудитории и т. п.; так называемые «прикладные исследования», связанные, в основном, с изучением потребностей и удовлетворенности/неудовлетворенности пользователей, достаточно регулярно проводятся в конкретных библиотеках. 

Крайне редки, однако, исследования, касающиеся самого характера библиотечного труда, профессионального библиотечного сознания и ценностных ориентаций библиотекарей, мотивации и стимулирования труда в библиотеках, отношения к труду, удовлетворенности собственным трудом.

Само количество исследований, посвященных библиотечной профессии в России, очень невелико.

Известны два исследования 70-х гг.: «Система подготовки библиотечных кадров в институте культуры» (исследование ЛГИК им. Н. Крупской); «Современное состояние кадров массовых библиотек, тенденции их формирования и пути повышения квалификации» (исследование РНБ  1973 – 1979 г.г.).

    Некоторый всплеск активности изучения проблемы наблюдался в 80-е гг., например, межвузовское исследование под руководством МГИК «Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библиографического образования России», руководитель проф. В. И. Терешин и всесоюзное исследование «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы развития»  ЛГИК (руководитель  проф. А. В. Соколов.

  В 90-е гг. исследования профессии практически не проводились (что понятно и объяснимо), за исключением, пожалуй,  исследования РНБ «Чтение библиотекарей».

Из наиболее современных работ можно назвать монографию А. И. Каптерева «Виртуальный мир российского библиотекаря» (2001 год), очень быстро ставшую бестселлером, но до сих пор остающуюся единственной в своем роде.

Предположительно, исследования по библиотечным кадрам периодически проводятся в регионах, однако, они локальны, чаще всего известны только в пределах своей области и недоступны более широкому кругу заинтересованных лиц. Это вторая сторона проблемы – практически полное отсутствие в профессиональной отечественной литературе статистических и социологических данных о кадровом состоянии библиотечной отрасли в целом, отсутствие публикаций российских авторов о масштабных социологических и иных исследованиях библиотечного персонала, слабая изученность темы в российском библиотечном деле. 

Представляется небесполезным знакомство с опытом исследований библиотечной профессии и кадров в зарубежных странах, достигших высокого уровня развития библиотечно-информационного обслуживания, что побудило обратиться к зарубежным источникам.

Таким образом, при работе над данным рефератом были поставлены следующие задачи:

¨ выявить тематический спектр прикладных социологических исследований в библиотечном деле других стран;

¨ ознакомиться с методиками и технологиями проведения исследований в библиотечной сфере;

¨ получить конкретные статистические и социологические данные, характеризующие развитие библиотечной профессии в других странах.

Поставленные цели определили структуру данного реферата. В основной части настоящей работы раскрыт тематический спектр основных социологических исследований, проводимых в библиотеках США в последние десятилетия. Значительное место отведено достаточно подробному описанию одного из наиболее интересных, на наш взгляд, исследований 90-х гг. – «Амбиции и дискриминация в библиотеках США» (приведена методика исследования, полученные в ходе исследования данные и авторская интерпретация полученных данных).

Для написания реферата были использованы ряд статей общетеоретического плана, посвященных теории профессионализма, изучению статуса и др., и монография, описывающая прикладное социологическое исследование интересующей нас тематики, на английском языке.

1. Социологические исследования
в библиотечном деле в США в 80-90-е гг. ХХ в.

 

Спектр исследований библиотечной профессии в США чрезвычайно широк: исследуются трудовая статистика (зарплата, безработица, спрос и предложение на библиотечном рынке труда), данные по расе, этническому происхождению, полу, возрасту и др. характеристики сотрудников библиотек, проблемы библиотечного образования, карьерные устремления и даже дискриминация в библиотеках.

Данные всех этих исследований, огромный статистический и фактический материал публикуются в национальных профессиональных изданиях и широко доступны не только в библиотечной сфере.

Целесообразно привести краткий аннотированный обзор наиболее примечательных исследований в сфере библиотечного дела, содержащих демографические и статистические профессиональные данные.

В 1990 Кэтлин Хейм и Линда Эстабрук собрали данные от имени Комитета по статусу (положению) женщин в библиотечном деле Американской библиотечной Ассоциации. Результат опубликован в 1993 под заголовком «Карьерный профиль и сексуальная дискриминация в библиотечной профессии».

Утверждались две цели исследования: «пролить свет на отношения между полом и статусом и зарплатой» в профессии, изучить ряд «индивидуальных, демографических и карьерных моделей». Данные действительно связывают пол с рядом характеристик: раса, семейное положение, образование, профессиональная вовлеченность, карьерные модели, тип библиотеки, положение, причины, побуждающие оставить текущую работу,  и зарплата.

Количество ответивших на анкету – 1987 человек — делает исследование очень серьезным.

Исследование «Кадровые ресурсы библиотек: Изучение спроса и предложения», также опубликованное в 1983 Американской библиотечной ассоциацией, сообщает об изучении, проведенном в 1982 году. Оно было подготовлено «Королевскими исследователями» для Национального центра образовательной статистики и службы библиотечных и учебных технологий Департамента образования США и охватывает все типы библиотек: академические, публичные, специальные и школьные. Этот опрос был послан в 2 335 из имеющихся 43 600 библиотек страны (хотя нет информации о количестве вернувшихся), и во все 275 установленных библиотечных образовательных учреждения. Цель: спроектировать спрос и предложение на библиотекарей в течение 1990 года. Представляет собой главную рабочую и образовательную статистику и проект на конец десятилетия. Результаты представлены в 55 таблицах и 229 страницах текста. Представлены следующие данные:

– размещение ставок выпускников библиотечных программ в 1964—1981;

– количество получивших степень магистра в 1950—1978;

Трудовая статистика включает таблицы:

· по зарплате;

· нормам безработицы;

· перемещениям из и внутри библиотечной занятости;

· спрос и предложение библиотекарей.

Представлены также общие сведения:

– количество библиотек США по типам;

– библиотекари, др. профессиональные позиции (соответственно полному рабочему дню) и обслуживающий персонал по полу, типу библиотек и региону;

– среднее количество персонала по типам библиотек.

Исследование «Кадровые ресурсы библиотек» должно быть определено как самое широко информативное из всех изучений библиотекарей в последние десятилетия.

Исследование Бетти Ирвин «Сексуальная сегрегация в библиотечном деле: демографическая и карьерная модель управления академических библиотек» (опрошено 297 директоров, заместителей директоров и ассистентов директоров в американских региональных библиотеках).

Пол сотрудников сопоставляется в таблицах со следующими данными:

– возраст;

– образовательные достижения отца, матери и супруга;

– профессиональный статус отца и супруга;

– степень магистра;

– продолжение образования;

– время принятия решения стать библиотекарем;

– уровень положения;

– наставники;

– активность в профессиональных ассоциациях.

Автор суммирует свои находки в статье «Разница по полу: Администраторы академических библиотек», опубликованном в журнале «Библиотечные тенденции».

Два исследования: «Гендерный пробел в библиотечном образовании» и «Гендерный пробел в библиотечном образовании и публикациях», оба появились в «Журнале образования для библиотечной и информационной науки».

Первое сообщает об исследовании, которое показывает, что в преподавании каталогизации/классификации в библиотечной школе доминируют женщины. Второе показывает, что в публикациях той же самой тематической направленности также доминируют женщины, в той же пропорции. Хотя сосредоточение полов в определенной библиотечной преподаваемой специальности не обязательно отражает традиционные социальные и гендерные роли женщин и мужчин.

Вторая статья представляет некоторые косвенные данные более широкого интереса, включая:

– гендерные соотношения в преподавательском составе библиотечной школы;

– гендерные соотношения в 31 преподаваемой специальности (в 4 предметах доминируют женщины, в 8 – мужчины);

– гендерные соотношения среди авторов журнальных статей.

Исследование Грейнера «Сравнительное изучение модели карьерного развития мужчин и женщин — библиотечных администраторов в крупных публичных библиотеках»  в противоречии с заголовком сосредотачивается на зарплатах.

Таблицы, составленные из опроса 321 директоров публичных библиотек, обслуживающих население 100 и более тысяч, обобщили распределение по полу и зарплате в соотношении с научной степенью и с карьерными прерываниями; оперативным бюджетом и материальными коллекциями (фондами) библиотек.

Исследование Ван Хауса «Определение зарплаты и профессиональная сегрегация среди библиотекарей» (Американский библиотечный ежеквартальник) — это, фактически, изучение библиотечной оплаты труда. Цель: идентифицировать характеристики, которые определяют зарплату («заработная функция»), и использовать эту функцию для проверки гипотезы, объясняющей большое количество женщин в профессии, и пропорции  распределения  в разных типах библиотек.

Автор находит, что женщины — школьные библиотекари в результате вознаграждены, наконец, за их профессиональные достижения, а мужчины — академические библиотекари зарабатывают больше всех. Зарплата мужчин в академических и публичных библиотеках различается значительно, в то время как зарплата женщин в тех же библиотеках различается меньше. Часто слышимое утверждение, что женщины поставлены в невыгодное положение перерывами в карьере (результат семейной ответственности), не подтверждается. Женщины-библиотекари не расположены к долгим отпускам или другим перерывам в карьере; огромное их количество в действительности не замужем или бездетны.

Детлефсен и Олсон представляют другое интересное, но чрезвычайно специализированное исследование: «Библиотекарь увольняющийся: Кто покидает свою профессию». Это попытка сравнить тех, кто покидает библиотечную профессию с теми, кто в ней остается. Авторы заключают, что те, кто остается, – по большей части женщины с гуманитарным  образованием. Тип сотрудников, наиболее часто покидающих библиотечную профессию, – мужчины, закончившие библиотечную школу.

Еще одно исследование, «Академические и публичные библиотекари: Данные по расе, этносу и полу», является вслед за исследованием «Кадровые ресурсы библиотек» наиболее важным статистическим резюме, появившимся в последнее десятилетие. Было три издания, все опубликованы службой ресурсов библиотечного персонала Американской библиотечной ассоциации, хотя первое было названо «Расовая, этническая и гендерная составляющие библиотечного персонала в академических и публичных библиотеках» (публикации данных  1981, 1986 и 1996г.)

Служба ресурсов библиотечного персонала собрала данные по американским академическим и публичным библиотекам (исключая кольные и специальные библиотеки), чтобы продемонстрировать расположение библиотекарей по расе, полу, типу библиотеки и положению в библиотеке. Это также таблицы  расового распределения библиотекарей внутри  библиотек разных типов и сравнение расового состава выпускников библиотечной школы с составом  работающих библиотекарей и  владельцами незавершенных степеней (выпускники последних курсов).

Методология становится более впечатляющей с каждым изданием. В 1991 анкета была послана 1409 директорам библиотек, из которых 1167 (ранг возврата 83%) вернулись с данными о более чем 2300 библиотекарей – почти одна шестая профессии. Оно также становится более коротким – от 52 страниц в 1981 г., 34 страницы и 15 таблиц в 1986 г., к 7 таблицам и 4 страницам в 1996году, без потери чего-либо ценного. Это очень ценный тип статистического представления: чистая и полезная, сжатая и всесторонняя (в рамках тематического ограничения) информация.

Социологическое исследование «Амбиции и дискриминация в библиотечном деле»

        

Наибольший интерес для нашей собственной исследовательской работы представляет исследование «Амбиции и дискриминация в библиотечном деле», инициированное и проведенное Джефферсоном Селзом (Риверсайдская библиотека Калифорнийского университета) в 1996 году.

Дж. Селз работал в публичных, государственных и академических (университетских) библиотеках Австралии и США (Канады и Калифорнии), начиная с 50-х гг. Многолетние наблюдения за изменениями в профессиональном поведении библиотекарей в течение 60-х, 70-х и 80-х гг. (преобладание женщин среди библиотечного персонала и явно выраженные карьерные устремления женщин в этой профессии по сравнению с мужчинами в библиотечной профессии)  послужили отправным моментом в проведении данного исследования.

Исследование выполнено на средства гранта Университета Калифорнии в рамках исследовательской программы Американской библиотечной Ассоциации.

Метод сбора информации – анкетирование. 

Источником для отбора участников было издание 1991\92 гг. Американской библиотечной ассоциации — «Справочник членов Американской библиотечной ассоциации». Было выбрано каждое третье имя от конца каждой колонки списка членов. Затем отсеяли две важные группы: персон, проживающих за пределами США (поскольку дискриминационные модели могут быть достаточно разными в разных культурах), и тех, кто не работает в библиотеках — преподавательский состав библиотечных школ, правление, распространители книг и др. (преимущественно студенты, безработные и в отставке), кто дал Американской библиотечной ассоциации только личный адрес. В каждый конверт вместе с анкетой был вложен оплаченный конверт для ответа.

 Анкета была послана 973 людям, 532 вернулись, процент возврата 54,7%.

Все полученные данные были обработаны с помощью компьютера.

Исходя из собственного опыта Дж. Селз утверждал, что в библиотечной профессии женщины более амбициозны, чем мужчины. Вероятное объяснение этого явления: хотя женщины совершили внушительное вторжение в бывшие мужские бастионы бизнеса и профессий, все-таки сопротивление их усилиям на пути к этим вершинам часто очень мощное, даже жестокое. Соревнование все еще не равное, не справедливое, и женщины, которые его преодолевают, имеют (потому что должны иметь!) способности и намерения более высокого уровня, чем мужчины – конкуренты. Но в библиотечном деле, где  пока некоторая несправедливость сохраняется, и женщины, и мужчины приходят к пониманию, что это профессия, где гендерная дискриминация размыта, и, вероятно, будет разрушаться дальше, быстрее, чем где  бы то ни было. Возможные причины: численное господство женщин в отрасли, ее интеллектуальная основа и более жесткая политика антидискриминации в общественном секторе. Другие профессии – преподавание в колледже, например, или медицинский уход – могут содержать один или два из этих факторов, но какая имеет все три сразу?

Таким образом, профессия становится привлекательной не только для женщин, которых привлекает специфика библиотечного обслуживания, но в первую очередь для тех, кто имеет амбиции подниматься по административной лестнице. По тем же самым причинам многие честолюбивые мужчины предпочли бы попробовать себя в других деловых и интеллектуальных отраслях, где женская конкурентоспособность  все еще в некоторой степени отражается «укрепленной сетью взрослых мальчиков».

Формулировка вопроса, который должен был пролить свет на эту проблему, была следующей: «Я надеюсь (или: я не хочу) достичь более высокого уровня управления, чем мой настоящий». Уравновешенность общего количества ответов была замечательной: 249 сказали «да», 254 – «нет». (Из этих 254 не менее 70 добровольно отступились от управляющих позиций без административных обязанностей, и 97 сказали, что они никогда не просили ни одной более высокой позиции, для которой считали себя  пригодными).

Коррелляция  полученных  результатов с полом респондентов:

 

                              Женщины                                   Мужчины

ДА                         178 51,1%                           69   46,6%

НЕТ                       170 48,9%                           79   53,4%

ВСЕГО                 348 100%                                 148 100%

 

    Так что женщины более честолюбивы, чем мужчины, хотя эти цифры едва ли можно назвать «обвальными».

Но что, если женщины только казались более честолюбивыми, потому что их существующие позиции были в среднем на более низком уровне, чем мужские? Так как женщины составляли 71% от совокупности, но только 60% от директоров, возможно, мужчины менее отчаянно взбирались по административной лестнице потому, что большинство из них находились уже на верху. Хотя в профессии численно преобладают женщины (от 63% до 85% по разным данным), почти все самые большие библиотеки, и публичные, и академические,  управляются  мужчинами.

    Поэтому устремление к более высокому положению было скоррелировано с положением в библиотеке, и обнаружилось, что у директоров действительно более низкие амбиции, — ниже, чем у любого другого типа менеджеров, и ниже, чем у не-менеджеров. Возможно, они должны стремиться как-то почувствовать, что достигнув определенной  высоты, они уже удовлетворены своей долей в жизни.

    Амбиции и положение в библиотеке: в то время  как директора имеют самое слабое желание идти дальше, следующий уровень менеджеров имеет самое сильное.

    Связь ответов с размером библиотеки дает интересный результат. Размер, казалось бы, не имеет значения, за исключением одного фактора: библиотекари с количеством коллег менее четырех имеют слабое желание более высокой должности. Это, в основном, школьные и общественные библиотекари, и большинство из них, без сомнения, осознают, что получили работу, в которой учреждения, находящиеся вне главного течения, не могут служить эффективным  трамплином  или опорным камнем.

    Библиотекари вне административных позиций примерно столь же честолюбивы в стремлении подняться по административной лестнице, как и их руководители. Думается, они делятся на две резко противоположные группы: молодые библиотекари, которые уверены, что мир – их, чтобы взять, и намереваются его взять, и их более опытные коллеги, которые могли иметь такое мнение  в какое-то время, но теперь нашли «хорошую жизнь» и знают это. Эта последняя группа заключила, что ответственность и давление, даже если они сопровождаются финансовой поддержкой, составляют сомнительную выгоду по сравнению с тем удовольствием, которые они находят в их настоящих назначениях.

    Без сомнения, это также объясняет более высокий процент магистров и докторов среди не амбициозных.

    Амбициозность и профессиональная и содержательная специализация: наиболее удовлетворены своей текущей работой и развитием фондов школьные библиотекари. Наиболее честолюбивые библиотекари академических библиотек – специалисты, имеющие тематическую специализацию и занимающиеся научной работой. Гуманитарные библиотекари выделены как наименее честолюбивые так же, как и те, кто вообще не имеет никакой специализации, они заняли тот же самый уровень.

Почему некоторые не честолюбивы? Может показаться, что мы предполагали в этой главе, что библиотекари, которые отклоняли более высокую административную должность и более высокий заработок, который этому сопутствует, делают это потому, что наслаждаются своей текущей работой. Но могли быть также скрытые причины – плохое здоровье, географическая привязанность  из-за семьи, уныние от полученной когда-то обиды – и справедливость заставила нас проверить наше предположение. Поэтому мы почувствовали необходимость попросить тех, кто не надеялся на более высокое положение, объяснить нам, почему – «нет».

    85% из них сказали, что они или предпочли бы свое настоящее положение, или просто не интересуются продвижением. Только 7% ответивших препятствовали негибкая организация, персональный конфликт, предыдущий неудачный опыт или недостаток профессиональных открытий. Остальные имели множество личных причин, включая здоровье и место жительства.

    Вопрос, почему респонденты выбрали библиотечное дело в качестве карьеры, был включен по 3 причинам: 1) вопрос периферически связан с карьерными стремлениями, 2) ответы могли пролить свет на вопрос, почему честолюбивые женщины привлечены в профессию и 3) один из мужчин в комитете исследования требовал этого.

    Почти половина ответили, что для них были привлекательны особенности обслуживания, треть отметила библиографические и научные изыскания. Менее 2% рассматривали это как более легкий путь восхождения по административной лестнице, чем в других профессиях.

Гендерный разброс пролил немного света: женщины в несколько большем количестве ориентированы на обслуживание, мужчины более склонны заниматься библиографией. Процентное гендерное соотношение тех, кто утверждал, что был соблазнен административной работой, было идентичным.

    Публичные библиотекари чуть больше ориентированы на обслуживание, но гораздо меньше ценят книги. Библиотекари специальных и школьных библиотек почти совпали с библиотекарями научных библиотек во взглядах как менее соблазняемые управлением, чем любая другая группа.

    Гуманитарные библиотекари и библиотекари искусства тяготеют к выбору научного или библиографического основания, научные специалисты — к обслуживанию, и библиотекари без тематической специализации (или какой- то специализации, отличной от искусства, гуманитарных, научных или общественных наук) – к административной деятельности.

    Специалисты по справочной работе и детские библиотекари выбирают обслуживание, библиографы – библиографию, администраторы – управление. Административная работа также привлекательна для автоматизаторов и школьных библиотекарей, каталогизаторы наименее всех других ценят административное продвижение.

    Итоги:

Результат, который ожидался — опровержение гендерной теории амбициозности библиотекарей. «Я думаю, будет легче взбираться по административной лестнице здесь, чем в других профессиях». Оправданы ли ожидания? И да, и нет – но главным образом нет. Да, потому что подтвердили это в четыре раза больше женщин, чем мужчин. Но нет, потому что эти женщины и мужчины вместе составили только десять из почти пятисот респондентов. В восемь раз больше признали привлекательность административной работы, что может быть близко концептуально, но, пожалуй, недостаточно близко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...