Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Зачет

 

Тематический план

№ п\п   Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лекции Сем.
  Введение в курс. Основы регулирования медиативной деятельности в России        
  Личность как субъект и объект спора (конфликта)        
  Подготовка медиации        
  Искусство диалога. Стили, этапы и техники медиации        
  Медиация в конфликтных взаимоотношениях (семейных, трудовых, коммерческих спорах)        
  Личность медиатора и пути формирования его профессионального мастерства        
  Всего по учебной дисциплине        
  Зачет. Всего за семестр        
    в т.ч. НИРС 10ч и зачет      
             

Программа курса [1]

Тема 1. Введение в курс. Основы регулирования медиативной деятельности в России

Понятие и правовые основы медиации. Психологическая характеристика условий деятельности юриста и задачи улучшения традиционной системы разрешения споров.

Судебно-ориентированная медиация, вопросы доступности правосудия и реализации принципов восстановительного правосудия. Медиация после вынесения судебного решения. До-апелляционная медиация.

Медиация и иные способы примирительного разрешения споров. Позиционный торг как способ ведения переговоров. Согласительные процедуры. Посредничество. Метод ведения переговоров на основе интересов.

Медиация как комплексная междисциплинарная область знания и практики. Медиация и юриспруденция, психология, конфликтология, менеджмент и др. области научного знания.

Медиация в Европейских странах, США и Канаде. Перспективы медиации.

Тема 2. Личность как субъект и объект спора (конфликта)

Личность в конфликте. Межличностные и внутриличностные конфликты. Ведущие конфликты в развитии личности (теория личности Э. Эриксона).

Мотивы, цели и интересы участников спора.

Понятие и роль диффузной идентичности личности в эскалации конфликтных взаимоотношений.

Медиативные приемы в работе с собственно личностным содержанием конфликта. Приемы расширения сферы осознаваемого в конфликте.

Конфиденциальность в медиации. Пределы конфиденциальности.

Понятие индивидуальной картины мира. Фильтры восприятия. Неэффективные убеждения личности и привычки мышления.

Защитные механизмы личности: понятие, виды и роль в регуляции поведения в конфликтах.

Споры (конфликты) лиц с акцентуациями характера, психопатиями. Понятие и характеристика невротических конфликтов.

Цели и функции индивидуальных консультаций (кокуса). Способы преодоления сопротивления и психологических защит за счет эффективных процедурных соглашений.

Тренинг диагностики личности в общении. Самодиагностика психологических защит личности, стратегий поведения в конфликте.

Тема 3. Подготовка медиации

Принципы медиации (конфиденциальность, добровольность, нейтральность и беспристрастность медиатора, открытость (прозрачность), равноправие сторон).

Система урегулирования конфликтов.

Подготовка к проведению медиативной сессии.

Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта.

Определение медиабельности спора. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о применении процедуры медиации. Соглашение о проведении процедуры медиации.

Тренинг умения слушать. Активное слушание. Тренинг эмоциональной саморегуляции.

Тема 4. Искусство разрешать конфликты (этапы, техники и стили медиации)

Этапы проведения медиационной сессии. Открытие медиационной сессии. Презентация сторон. Гарвардские правила урегулирования споров. Определение тем для переговоров. Индивидуальная работа со сторонами. Креативный поиск идей разрешения конфликта. Формулирование предложений по урегулированию спора (конфликта). Заключение медиативного соглашения.

Психологический контакт и доверительное общение в работе медиатора. Этапы и техники установления взаимного доверия конфликтующих сторон.

Стили медиации.

Манипуляции и сопротивление клиентов.

Техники интеграции интересов участников спора.

Тренинг вербального и невербального общения медиатора. Язык тела, поведенческая гибкость и сенсорная чувствительность медиатора.

Тема 5. Медиация в конфликтных взаимоотношениях
(семейных, трудовых и коммерческих спорах)

Семейная медиация. Медиация при урегулировании споров, возникающих из алиментных обязательств (соглашение об уплате алиментов). Медиация по спорам, возникающим в связи с заключением, изменением и прекращением брачного договора. Медиация по спорам о разделе совместно нажитого имущества супругов.

Восстановительная ювенальная юстиция и медиация.

Медиация в урегулировании коммерческих спо­ров.

Результаты медиации: соглашение об урегулировании спора, исполнение медиативного соглашения, утверждение медиативного соглашения судом, третейским судом. Психологические (внутри- и межличностные) последствия медиации.

Тренинг – медиация частного случая. Составление примерного соглашения об урегулировании частного спора.

Тема 6. Личность медиатора и пути формирования
его профессионального мастерства

Требования к личности медиатора. Профессиональная этика медиатора.

Профессиональная компетентность медиатора. Личностный рост, самоактуализация личности и ассертивное поведение в конфликте.

Медиация как путь к совершенствованию творческой индивидуальности человека, развития способности действовать нешаблонно в субъективно трудных, конфликтных ситуациях.

Правовая и профессиональная идентичность медиатора.

Стрессоустойчивость медиатора в конфликте.

Тренинг эффективной аргументации, выявления скрытой информации и использования обратной связи.


Тематический план семинарских (практических) занятий

Тема семинарского (практического) занятия Количество часов
1. Введение в курс. Основы регулирования медиативной деятельности в России  
1. Личность как субъект и объект спора (конфликта)  
2. Подготовка медиации  
3. Искусство разрешать конфликты (этапы, техники и стили медиации)  
4. Медиация в конфликтных взаимоотношениях (семейных, трудовых, коммерческих спорах)  
5. Личность медиатора и пути формирования его профессионального мастерства  
Итого  

Планы семинарских (практических) занятий

Тема 1. Введение в курс. Основы регулирования медиативной деятельности
в России

План занятия (2 часа)

1. Психологическая характеристика условий деятельности юриста. Могут ли юристы изменить негативное восприятие своей профессии и улучшить традиционную систему разрешения споров?

2. Новые принципы юридической помощи. Судебно-ориентированная медиация и проблемы реализации принципов восстановительного правосудия.

3. Медиация как альтернативная процедура разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, трудовых и семейных правоотношений (по ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Доклады и сообщения

1. Медиация – путь к гармонизациисоциальных отношений.

2. Идеи и социальные технологии примирения, их роль в урегулировании социальных конфликтов.

3. Медиация после вынесения судебного решения. До-апелляционная медиация.

4. Актуальные проблемы восстановления доверия к судебной власти (в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) и альтернативные способы урегулирования споров.

Литература

Основная

*[2]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

* Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

* Ристин Г. Еще не все разрешено… Альтернативное разрешение споров на уровне апелляций // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 14–19.

Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов.– М., 2007.– Гл. 2.

Дополнительная

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006.– Гл. 11.

Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3.

Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права.– 2008. – № 5.

Восстановительное правосудие / Под общ. ред. И.Л. Петрухина.– М., 2003.

* Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– Гл. 3-4.

Мета Г. Медиация – искусство разрешать конфликты / Г. Мета, Г. Похмелкина. – М., 2003.

Соснин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада // Психол. журнал.– 1994.– № 5

Шамликашвили Ц. Медиация – искусство разрешать конфликты. Антология.– М., 2004.

* Ткачев В.Н. Концепция восстановительного правосудия в Российской Федерации: ее цели и задачи // Российское правосудие. – 2007.– № 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...