Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высшие психические функции




— сложные, прижизненно форми­рующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Гаммацизм — недостаток произ­ношения звуков г, г'.

Гемиплегия — поражение на од­ной половине тела функции произ­вольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Герц (ГЦ) — международная едини­ца измерения частоты колебания.

Гиперакузия — повышенная чув­ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, наблюдается при сенсорных нару­шениях.

Гиперкинез — чрезмерные не­произвольные движения, возника­ющие при нарушениях нервной системы.

Гипоксия — кислородное голода­ние организма.

Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вслед­ствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функции организма при наруше­ниях или утрате какой-либо функ­ции вследствие заболевания, по­вреждений).

Деонтология — термин происхо­дит от греческого слова deon — должное. Совокупность этических норм и принципов поведения ло­гопеда при выполнении своих про-фессиональных обязанностей. Педагогическая д. является уче­нием о педагогической этике, нравственности.

Депривация — недостаточное удовлетворение основных потреб­ностей.

Дислалия — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации ре­чевого аппарата.

Дизартрия — нарушение произ­носительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью ин­нервации речевого аппарата.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным со­стоянием мышц речевого аппа­рата.

Задержка речевого развития —замедление темпа, при котором уровень речевого развития не со­ответствует возрасту ребенка.

Каппацизм — недостаток произ­ношения звуков к, к'.

Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов.

Клоническая судорога — быст­ро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Комбинированный речевой де­фект — сочетание двух и более речевых патологий.

Коммуникативная функция ре­чи — функция общения.

Компенсация — сложный, много­аспектный процесс перестройки психических функций при наруше­нии или утрате каких-либо функ­ций организма.

Контаминация — ошибочное вос­произведение слов, заключающе­еся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция нарушений речи — исправление недостатков речи, используются также термины «ус­транение», «преодоление речевых нарушений».

Ламбдацизм — неправильное произношение звуков л, л'.

Логопедическое воздействие — педагогический процесс по кор­рекции, компенсации личности ребенка.

Логопедия — специальная педа­гогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупрежде­ния, выявления и устранения сред­ствами специального обучения и воспитания.

Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой ак­тивности, наблюдается при сен­сорных нарушениях.

Локализация функций — связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга.

Механизм нарушения речи — характер отклонений процессов и операций в возникновении и раз­витии речевой деятельности.

Микроглоссия — врожденное не­доразвитие языка (макро — мас­сивный язык).

Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, пе­чаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с инто­нацией.

Мутация голоса — изменение го­лоса, наступающее в результате изменений в голосовом аппарате (13—15 лет).

Мутизм — прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы.

Нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вслед­ствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения речи (синонимы — расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, не­достатки речи, речевые откло­нения, речевая патология) отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) наруше­ниях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловлен­ные расстройствами нормального функционирования психофизичес­ких механизмов речевой деятельно­сти. С точки зрения коммуникативной теории Н. Р. есть нарушения вербальной коммуникации.

Нарушение речевого развития — группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различ­ную этиологию, патогенез, степень выраженности. ПриН. р. р. наруша­ется ход речевого развития, прояв­ляются несоответствия нормально­му онтогенезу, отставания в темпе.

Недоразвитие речи — качествен­но низкий уровень сформирован­ное™ сравнительно с нормой той или иной речевой функции или ре­чевой системы в целом.

Нейролингвистика — отрасль психологической науки,погранич­ной с психологией, неврологией и лингвистикой.

Нейроонтогенез — созревание нервной системы.

Нейрон — нервная клетка с отро­стками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на аф­ферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к перифе­рии, и вставочные, в которых про­исходит предварительная перера­ботка импульсов.

Невропатия — конституциональ­ная нервность (повышенная возбу­димость нервной системы).

Негативизм — немотивированное сопротивление ребенка воздей­ствию на него взрослого. Рече­вой Н. — упорный отказ от общения.

Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого неба при его расщелинах.

Общее недоразвитие речи — раз­личные сложные речевые расстрой­ства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ортодонтия — раздел медицины, занимающийся изучением, пре­дупреждением и лечением дефор­маций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Отраженная речь — повторенная за кем-либо.

Перевоспитание (в логопедии) — коррекция и компенсация лиц с нарушениями речи.

Позотонические рефлексы — врожденные рефлексы, проявляю­щиеся в изменении позы и мышеч­ного тонуса в зависимости от по­ложения головы.

Психическая (в том числе и ре­чевая) система — сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития.

Парафазия — нарушение речево­го высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письмен­ной речи.

Патогенез нарушений речи

раздел патологии, изучающий ме­ханизмы возникновения и разви­тия нарушений речевой деятель­ности.

Персеверация — повторение или настойчивое воспроизведение ка­кого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процес­сы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Пренатальный — относящийся к периоду перед рождением.

Психотерапия — лечение психи­ческим воздействием.

Распад речи — утрата имевших­ся речевых навыков и коммуника­тивных умений вследствие локаль­ных поражений мозга.

Релаксация — расслабление, по­нижение тонуса скелетной муску­латуры.

Рефлекс-запрещающая пози­ция — специальная поза ребенка, в которой достигается максималь­ное расслабление.

Рефлексы орального автома­тизма — врожденные Р., вызыва­емые в области рта.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обус­ловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата.

Ротацизм — неправильное про­изношение звуков р, р'.

Сенсорный — чувствующий (про­тивоположный — моторный, дви­гательный).

Сигматизм — недостаток произно­шения свистящих и шипящих звуков.

Симптом нарушения речи

признак (проявление) нарушения речевой деятельности.

Синапс — область соприкоснове­ния (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный с.) или с иннервируемыми ими тканями (органный с).

Синдром — сочетание признаков (симптомов) речевой деятельнос­ти в нарушенном виде.

Синтагма — синтаксическая ин­тонационно-смысловая единица.

Симультанный — анализ и синтез, имеющий определенный целост­ный (одновременный) характер.

Сложный (комбинированный) дефект — дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зри­тельная недостаточность и другие сочетания.

Соматический — телесный.

Сопряженная речь — одновре­менное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Структура речевого дефекта — совокупность речевых и нерече­вых симптомов и их связи.

Судороги — непроизвольные со­кращения мышц.

Сукцессивный — анализ (и син­тез), реализуемый по частям (пос­ледовательный), а не целостно.

Тахилалия — патологически уско­ренный темп речи.

Тоническая судорога — длитель­ное сокращение мышц и вызван­ное им напряженное положение.

Тремор — непроизвольные рит­мические колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска — различные усло­вия внешней или внутренней сфе­ры организма, способствующие развитию патологических состо­яний.

Фонетико-фонематическое не­доразвитие — нарушение про­цесса формирования произноси­тельной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие де­фектов восприятия и произноше­ния фонем.

Фонематический анализ и син­тез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие — специальные умственные дей­ствия по дифференциации фонем и установлению звуковой структу­ры слова.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обла­дающий способностью осуществ­лять операции различения и узнавания фонем, составляющих зву­ковую оболочку слова (Ф. с. бли­зок по значению Ф. в.).

Фонопедия — комплекс педагоги­ческого воздействия, направлен­ного на активизацию и координа­цию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и лич­ности обучающегося.

Экстирпация (гортани) — удале­ние.

Этиология — учение о причинах.

Эхолалия — автоматическое по­вторение слов вслед за их воспро­изведением.

Церебральный — мозговой.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, спо­собом передачи информации от по­коления к поколению и ее хранения.

ПЕРСОНАЛИИ

О заикании у детей дошкольного возраста. М., Педиат­рия, 1974. № 7.

Заикание (в соавторстве с К. П. Беккером).М.; Берлин, 1978 (перевод с нем.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...