Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для выступлений, сообщений и рефератов

Раздел 1. Введение в экономику

 

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Этапы развития экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.

Предмет экономической теории. Место экономической теории в системе общественных наук. Основные функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая.

Понятия политической экономии, экономики, экономикс. Микроэкономика и макроэкономика как разделы экономической науки. Позитивная и нормативная экономика. Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Методы познания экономических процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, антиномия. Понятия проблемы, гипотезы, теории, корреляции, модели. Основные логические ошибки: подмена причины и следствия, перенос частного на общее, «после этого» - не значит по причине этого». Допущение «при прочих равных условиях».

 

 

Основные понятия и определения

 

Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

 

1. Часть экономической теории, которая исследует поведение отдельных хозяйствующих субъектов, предприятий, отраслей, рынков.

2. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов (от частного к общему).

3. Направление экономической теории, исследующее текущие тенденции экономического развития.

4. Настроенность сознания человека на принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

5. Научный метод, основанный на разделении целого на отдельные части с целью их исследования.

6. Исследование какого-либо явления в совокупности взаимосвязанных с ним элементов.

7. Описание идеальных параметров экономического процесса или явления, структура и содержание которого определяется конкретно заданными целями исследования.

8. Изучение поведения людей и системы взаимоотношений между ними в условиях безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.

9. Направление экономической теории, изучающее вопросы, какой должна быть экономика и экономическая политика.

10. Научный метод, основанный на изучении причин возникновения, этапов и форм развития какого-либо явления.

11. Метод умозаключений, предполагающий движение мысли от общего к частному, от теории к фактам.

12. Искусственное воспроизведение какого-либо явления или процесса с целью его дальнейшего изучения.

13. Раздел экономической теории, исследующий общие закономерности и тенденции, присущие национальным экономикам.

14. Научный метод, основанный на изучении причинно-следственного механизма развития какого-либо явления.

15. Способность экономической теории описывать, обобщать и объяснять экономические процессы.

16. Научный метод, основанный на соединении отдельных составляющих какого-либо явления в единое целое.

17. Способность экономической теории выступать научным фундаментом прикладных экономических наук, предоставляя им богатый научный инструментарий.

18. Сознательное отвлечение от несущественных признаков какого-либо явления с целью определения его сути.

 

а) Предмет экономической теории б) Системный подход в) Исторический метод г) Анализ д) Синтез е) Индукция ж) Дедукция з) Абстрагирование и) Эксперимент к) Методологическая функция экономической теории л) Микроэкономика м) Макроэкономика н) Позитивная экономика о) Нормативная экономика п) Экономическое моделирование р) Экономическое мышление с) Познавательная функция экономической теории т) Логический метод

 

Вставьте пропущенные слова и словосочетания

 

1. Концепцию «экономического человека» впервые сформулировал _________________.

2. Появлению микроэкономики экономическая наука обязана представителям _________________, а появлению макроэкономики – _________________.

3. Теория рыночного спроса впервые была сформулирована _________________.

4. Основоположниками _________________ являются А.О. Курно, Г.Г. Госсен.

5. На основе _________________ возникли такие научные направления, как теория общественного выбора и теория прав собственности.

6. Единственным советским ученым, получившим _________________, был Л.В. Канторович.

7. Первый конвейер в истории был установлен на заводе _________________.

8. Экономика изучает _________________ хозяйствующих субъектов.

9. Люди осуществляют хозяйственную деятельность в условиях _________________ ресурсов и _________________ потребностей.

10. Аристотель говорил об экономике как о __________________ хозяйстве.

11. Общество может существовать и развиваться только благодаря _________________ возобновлению производственного процесса.

12. Экономические отношения – это отношения между _______________, возникающие в процессе их _______________ деятельности.

13. Процесс описания, обобщения и объяснения фактов составляет сущность _________________ функции экономической теории.

14. Анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия – все это методы _________________ логики.

15. Методы индукции и дедукции _________________ друг друга.

16. Допущение «при прочих равных условиях» означает, что все переменные, кроме исследуемых, являются _________________.

17. Критическая функция экономической теории позволяет выявить и устранить _________________ существующих взглядов.

18. Наука экономика учит людей _________________. Наука экономика не учит людей _________________.

19. Экономические категории – это _________________ абстракции, отражающие _________________ экономических явлений.

20. _________________ - это логические ошибки, осуществляемые преднамеренно, с умыслом. _________________ - логическая ошибка непреднамеренного характера.

21. Анализ деятельности угледобывающего предприятия относится к _________________. Исследование рынка угля относится к _________________. Определение вклада угольной промышленности в национальный объем производства относится к _________________.

22. Позитивная экономика изучает _________________, а нормативная – _________________.

23. Необоснованное отождествление хронологических и причинно-следственных связей порождает ошибку _________________.

24. Экономические зависимости можно представить в виде функций. Независимые переменные откладываются на _________________ оси, зависимые – на _________________ оси.

25. Функция достигает максимума, когда ее _________________ равна нулю.

26. Линейная функция графически отражается _________________, степенная функция с целой четной степенью – _________________, степенная функция с целой нечетной степенью – _________________, а функция, обратная от аргумента - _________________.

27. Научная гипотеза считается доказанной, если подтверждается _________________.

28. Тот, кто использует эмоциональные доводы в споре, может допустить логические ошибки _________________ и/или _________________.

29. Апория – логически _________________ утверждение, которое не отражает действительность.

30. Термин «политическая экономия» появился в _________________ году, а «экономикс» - в _________________ году.

 

 

Вопросы и задания

1. Что изучает экономика? Дайте развернутый ответ.

2. Каково значение того, что экономическая теория не является прикладной наукой? Какова ее роль в системе общественных наук?

3. Заполните таблицу недостающими данными.

 

Ученый Время жизни и деятельности К какой экономической школе принадлежал Основные взгляды на экономическое устройство
Фома Аквинский      
Франсуа Кенэ      
Адам Смит      
Томас Мальтус      
Карл Маркс      
Карл Менгер      
Леон Вальрас      
Альфред Маршалл      
Джон М. Кейнс      
Милтон Фридмен      
Фридрих фон Хайек      
Торстейн Веблен      
Рональд Коуз      
Джон К. Гэлбрейт      
Николай Кондратьев      
Леонид Канторович      

 

4. Заполните таблицу недостающими данными.

 

Экономическая школа Период возникновения и развития Главные представители Основные взгляды на экономическое устройство
Канонизм      
Меркантилизм      
Физиократы      
Классическая школа      
Марксизм      
Маржинализм      
Неоклассическое направление      
Кейнсианство      
Монетаризм      
Институционализм      
Теория человеческого капитала      

 

5. Ниже представлен перечень наиболее известных трудов по экономической теории, написанных и изданных в разное время. Определите, какому мыслителю принадлежит та или иная книга.

 

1. «Капитал»

2. «Покупательная сила денег»

3. «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения»

4. «Принципы экономикс»

5. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

6. «Природа фирмы»

7. «Экономика „затраты — выпуск“»

8. «Исследование математических принципов теории богатства»

9. «Благосостояние для всех»

10. «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов»

11. «Экономическая таблица»

12. «Общая теория занятости, процента и денег»

13. «Начала политической экономии и налогового обложения»

14. «Кое-что о деньгах»

15. «Опыт о законе народонаселения»

16. «Экономическая теория несовершенной конкуренции»

 

а) Уильям Петти (1623 – 1687) б) Франсуа Кенэ (1694 – 1774) в) Адам Смит (1723 – 1790) г) Давид Рикардо (1772 – 1823) д) Томас Мальтус (1766 – 1834) е) Карл Маркс (1818 – 1883) ж) Антуан Огюстен Курно (1801 – 1877) з) Альфред Маршалл (1842 – 1924)   и) Ирвинг Фишер (1867 – 1947) к) Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) л) Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 – 1938) м) Людвиг Эрхард (1897 – 1977) н) Джоан Робинсон (1903 – 1983) о) Василий Васильевич Леонтьев (1906 – 1999) п) Рональд Коуз (р. 1910) р) Леонид Витальевич Канторович (1912 – 1986)  

6. Определите, какие утверждения являются позитивными, какие – нормативными.

а) За последние 7 лет численность населения Дальнего Востока России уменьшилась более, чем на 2 млн. человек ­­­­­­­­­­(_______________).

б) Переход России к рыночной экономике в 1990-х годах обеспечил большую свободу предпринимательства, что отразилось в существенном росте числа предприятий частной формы собственности (_______________).

в) Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года должна отвечать долгосрочным экономическим интересам России (_______________).

г) Инвестиционной стратегической программой России до 2020 года предусматривается существенное увеличение вложений в инновационный сектор экономики (_______________).

д) 3а последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции (_______________).

е) Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производ­ства и снижению темпов инфляции (_______________).

7. На каком уровне (макро- либо микро- либо и макро- и микро-) могут решаться следующие экономические проблемы:

а) зависимость объемов производства от объемов используемых ресурсов (_______________),

б) зависимость объемов национального производства от запасов нефти и природного газа (_______________),

в) распределение ресурсов между производством различных групп товаров (_______________),

г) увеличение дохода в связи с проведением рекламной компании (_______________),

д) стимулирование свободного предпринимательства (_______________),

е) эффективность национальной экономики (_______________),

ж) ухудшение качества продукции в связи с ненадлежащими условиями ее хранения (_______________),

з) развитие экспортоориентированного производства (_______________),

и) изменение ставки рефинансирования Банком России (_______________),

к) возникновение финансовых проблем вследствие нарушения поставщиком сроков поставки товара (_______________),

л) рост продаж в связи с уходом конкурентов с рынка (_______________),

м) «утечка мозгов» (_______________),

н) обеспечение экономической безопасности (_______________),

о) увеличение затрат в связи с ростом арендной платы (_______________).

8. Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а какое - к микро­экономике:

а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10% (_______________);

б) закрытие шахт в результате структурной перестройки отечественной экономики привело к массовому увольнению рабочих (_______________);

в) на рынке теплой одежды произошло расширение ассортимента товаров (_______________);

г) руководство предприятия приняло решение выплатить сотрудникам премиальное вознаграждение (_______________);

д) ВНП России за пять лет сократился почти на 40% (_______________);

е) Почти 40% производственных мощностей завода «Лотос» являются изношенными и требуют замены (_______________).

9. Что такое прямая и обратная математические зависимости? Как будет вести себя функция Y = f (X), если ее производная больше нуля? Если меньше нуля? Если равна нулю?

10. Какой является функция вида y = kx + b? Каковы ее основные свойства и графическое отображение?

11. Зависимость между двумя экономическими параметрами описана функцией: y = 2 x ² - 24 x + 40. Определите, при каком значении Х данная функция достигнет своего максимума.

12. Подумайте, есть ли связь между явлениями:

а) уровнем рождаемости и потребностью в детских садах;

б) качеством жизни и уровнем заболеваемости;

в) суммой денег в кармане и количеством купленных шоколадок;

г) уровнем дохода и уровнем потребления сублимированной лапши.

Если связь есть, то каков ее характер? Условно отразите ее с помощью графиков.

13. Рассмотрите следующие зависимости. Что является причиной, а что – следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

а) уровень дохода и степень образованности;

б) уровень благосостояния и объем сбережений в семьях;

в) благосостояние общества и благосостояние каждого члена общества.

14. Определите, какие логические ошибки присутствуют в выводах.

а) Сотрудникам рыбоперерабатывающего завода «Рыбка моя» подняли зарплату. Значит, всем работникам рыбной промышленности тоже скоро поднимут зарплату (_____________________________________________).

б) Петр и Василий – студенты одной группы. Петр купил два учебника по экономике. Значит, и Василию надо купить два учебника по экономике (_____________________________________________).

в) Николай неправильно ответил на вопрос преподавателя. Следовательно, Николай глуп и невежественен (_____________________________________________).

г) Кризис производственных отраслей наступил после распада СССР. Значит, в основах кризиса лежат политические причины (_____________________________________________).

д) Джон М. Кейнс не считал, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Значит, Кейнс выступал за командно-административную экономику (_____________________________________________).

е) С наступлением осени у меня ухудшилось настроение. Значит, мое настроение зависит от времени года (_____________________________________________).

ж) Инфляция предполагает рост цен. В нашей стране поднялись цены на бензин. Следовательно, в нашей стране инфляция (_____________________________________________).

з) Развитие рыночной экономики предполагает дифференциацию доходов и социальное расслоение. В стране Танзании рынок не развивается, господствует традиционный уклад общества. Следовательно, в Танзании нет дифференциации доходов и социального расслоения (__________________________________).

и) Наша Вселенная (кроме Земли) необитаема, так как нет доказательств, что это не так (_____________________________________________).

к) На заводе «Гудок» принята к реализации программа стратегического развития. Однако, заявленные программой результаты не были достигнуты. Значит, программа была составлена неверно (_____________________________________________).

Тестовые задания

1. Согласно учению меркантилистов, источник богатства нации лежит в сфере:

а) производства; б) земледелия;

в) торговли; г) технологий.

2. Согласно учению Франсуа Кенэ, чистый продукт создается в:

а) сельском хозяйстве; б) бизнесе;

в) торговле; г) промышленности.

3. В основе взглядов представителей классической школы лежит:

а) трудовая теория стоимости; б) закон денежного обращения;

в) созидательные силы природы; г) рост ресурсной базы общества.

4. Автором учения об идеальном государстве, в котором правители и воины заботятся об общественном благе, а крестьяне и ремесленники – о частном благе, является:

а) Аристотель; б) Платон;

в) Конфуций; г) Фома Аквинский.

5. Адаму Смиту принадлежат следующие взгляды на экономическое устройство общества (выберите несколько вариантов ответа):

а) принцип роста богатства нации за счет поддержания активного торгового баланса;

б) процветание общества за счет эгоистичного стремления человека увеличить свое благосостояние;

в) принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику;

г) теория сравнительных преимуществ в международной торговле;

д) принцип «невидимой руки» рынка.

6. Основоположником теории научного социализма (коммунизма) является:

а) Адам Смит; б) Давид Риккардо;

в) Карл Маркс; г) Томас Мальтус.

7. Согласно взглядам Карла Маркса, в обществе существуют два класса:

а) класс производителей и класс торговцев;

б) класс капиталистов и класс наемных рабочих;

в) класс рабочих и класс служащих;

г) класс создателей прибавочной стоимости и класс ее потребителей.

8. Отметьте положение, несвойственное учению Карла Маркса:

а) разница между стоимостью, которой произвел рабочий, и стоимостью его рабочей силы называется прибавочной стоимостью;

б) прибыль, получаемая капиталистом, является формой прибавочной стоимости;

в) развитие капитализма ведет к равномерному распределению национального богатства между классами общества;

г) кризис капитализма возникает в результате противоречия между расширенным воспроизводством товаров и ограниченностью платежеспособного спроса населения.

9. Отметьте положение, несвойственное учению Томаса Мальтуса:

а) согласно закону убывающего плодородия почв, темпы роста продуктов питания очень низки и не успевают за ростом численности населения;

б) каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою несостоятельность;

в) наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа посредством особых механизмов (болезней, порочной жизни, нищеты, войн и т.д.) регулирует рост численности населения;

г) путем социального реформирования человеческое общество может быть улучшено, усовершенствовано.

10. В качестве причины циклических колебаний в экономическом развитии Карл Маркс указывал:

а) недопотребление, т.е. незначительное расходование текущего дохода на потребление;

б) основное противоречие капитализма, т.е. противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения;

в) перенакопление, т.е. производство товаров производственного назначения в больших масштабах, чем производство потребительских товаров;

г) изменение пропорции «запас товаров / товарооборот».

11. Впервые экономические явления с позиций отдельного потребителя (в рамках «субъективного направления» политической экономии) были рассмотрены представителями:

а) меркантилизма; б) марксизма;

в) маржинализма; г) монетаризма.

12. Общей чертой учений марксизма и кейнсианства является:

а) усиление регулирующей роли государства в экономике;

б) ликвидация частной собственности;

в) упразднение рыночной системы хозяйствования;

г) стимулирование сбережений населения с целью долгосрочного инвестирования.

13. Основная идея Джона М. Кейнса в части государственного воздействия на экономику заключалась в следующем:

а) главной задачей государственного вмешательства в экономику является стимулирование хозяйствующих субъектов к сбережениям;

б) основой государственной политики является принцип невмешательства государства в механизм рыночного саморегулирования экономики;

в) государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивого платежеспособного спроса в стране с помощью государственных инвестиций;

г) главной задачей государственного вмешательства в экономику является ликвидация рыночной системы хозяйствования и установление жесткого государственного регулирования всеми экономическими процессами.

14. Экономический подъем Германии (ФРГ) после Второй мировой войны стал результатом реформ, проведенных:

а) Джоном М. Кейнсом; б) Милтоном Фридменом;

в) Рональдом Рейганом; г) Людвигом Эрхардом.

15. В своей работе «Природа фирмы» (1937 год) Рональд Коуз исследует:

а) методы уменьшения производственных издержек фирмы;

б) проблемы государственного регулирования деятельности фирмы;

в) природу трансакционных издержек рыночных субъектов;

г) концепцию длинных волн конъюнктуры.

16. В качестве главного инструмента государственного регулирования экономики монетаристы рассматривали:

а) активное осуществление государственных инвестиций;

б) активную социальную политику;

в) контроль над денежной массой;

г) развитие и поддержку новых технологий.

17. Тесная взаимосвязь экономических проблем и неэкономических факторов, влияющих на поведение человека и различных коллективов, исследуется в рамках:

а) неокейнсианства; б) маржинализма;

в) монетаризма; г) институционализма.

18. Представителями институционализма являются:

а) Т. Веблен, Р. Коуз, Дж. К. Гэлбрейт; б) Дж. Р. Хикс, Н. Калдор;

в) И. Фишер, М. Фридмен; г) К. Маркс, Ф. Энгельс.

19. Теория предельной производительности была сформулирована в работе «Распределение богатства» (1899 г.):

а) Джоном К. Гэлбрейтом; б) Карлом Марксом;

в) Джоном Б. Кларком; г) Томасом Мальтусом.

20. Впервые экономико-математическую модель применил:

а) Франсуа Кенэ; б) Давид Рикардо;

в) Карл Маркс; г) Милтон Фридмен.

21. Впервые термин «экономикс» применил в 1891 году:

а) Карл Маркс в своей книге «Капитал»;

б) Леон Вальрас в своей книге «Элементы чистой политической экономии»;

в) Джон Б. Кларк в своей книге «Распределение богатства»;

г) Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономикс».

22. Появлением концепции длинных волн экономического развития (больших циклов конъюнктуры) экономическая наука обязана:

а) Г.В. Плеханову; б) А.В. Чаянову;

в) Н.Д. Кондратьеву; г) В.В. Леонтьеву.

23. Советский ученый Л.В. Канторович в 1975 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике за вклад в:

а) изучение экономики сельского хозяйства;

б) исследование модели отраслевых взаимосвязей «затраты - выпуск»;

в) теорию оптимального распределения ресурсов;

г) концепцию неэквивалентного обмена в мировой торговле.

24. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает сферу производства и обмена товарами;

б) экономика изучает факторы, воздействующие на состояние народного хозяйства;

в) экономика изучает поведение хозяйствующих субъектов, рационально использующих ограниченные ресурсы для производства благ в целях удовлетворения человеческих потребностей;

г) экономика изучает систему потребностей человека и общества в целом.

25. Экономика как наука предполагает и базируется на следующих положениях, за исключением:

а) рациональное поведение хозяйствующих субъектов;

б) удовлетворение потребностей людей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) неограниченность ресурсов.

26. Экономическая наука не изучает:

а) способы зарабатывать деньги;

б) принципы рационального поведения хозяйствующего индивидуума;

в) способы материального производства;

г) характер отношений между хозяйствующими субъектами.

27. Экономическая теория:

а) рассматривает абстрактные экономические категории, не связанные с другими науками;

б) систематизирует правила увеличения богатства нации;

в) является методологическим фундаментом целого комплекса экономических наук;

г) абстрагируется от связи с постоянно меняющимся историческим развитием общества в целях «чистоты» исследования.

28. Описание и обобщение отдельных экономических процессов и явлений составляет основу ___________ функции экономической теории.

а) познавательной; б) методологической;

в) практической; г) социальной.

29. Экономическая теория служит основой изучения прикладных экономических наук, выполняя ___________ функцию.

а) познавательную; б) методологическую;

в) практическую; г) социальную.

30. Практическая функция экономической теории предполагает:

а) наблюдение и систематизацию экономических фактов;

б) разработку научного инструментария для исследования различных экономических явлений;

в) глубокое исследование законов и закономерностей социально-экономического развития общества;

г) выработку методов рациональной хозяйственной деятельности и осуществления экономической политики.

31. Микроэкономика не изучает:

а) особенности функционирования конкурентного рынка;

б) динамику мировых цен;

в) динамику рыночных цен;

г) классификацию издержек.

32. Инструменты экономической политики государства изучаются в курсе:

а) микроэкономики; б) теории управления;

в) макроэкономики; г) политологии.

33. Экономика не использует методы:

а) формальной логики; б) диалектики;

в) спектрального анализа; г) социологических опросов.

34. Утверждение «Бюджет России, принятый на 2012-2015 годы, предусматривает уровень инфляции не выше 7% в год» относится к:

а) нормативным; б) позитивным;

в) гипотетическим; г) прогнозным.

35. Теоретические обобщения на основе фактов характерны для такого способа познания, как:

а) наблюдение; б) эксперимент;

в) дедукция; г) индукция.

36. Хронологическую последовательность возникновения и развития экономических явлений исследует:

а) логический анализ; б) дедуктивный метод;

в) исторический подход; г) экономическое моделирование.

37. При определении состава потребительской корзины хлеб, овощи и мясо были признаны продуктами питания первой необходимости. Такое выделение их главного общего свойства стало возможным на основе:

а) метода абстрагирования; б) экономического моделирования;

в) составления прогноза потребления; г) дедуктивного метода.

38. Попытку создания Робертом Оуэном в XIX веке идеальной промышленной общины можно назвать:

а) экономической моделью; б) экономическим экспериментом;

в) экономической революцией; г) экономической ошибкой.

39. Изучение зависимости уровня потребления от уровня дохода, а также зависимости объема спроса на товар от его цены, относится к:

а) сравнительному методу познания;

б) экспериментальным методам изучения экономических явлений;

в) систематическому наблюдению;

г) функциональному анализу в рамках экономико-математических моделей.

40. Ярким примером использования метода опроса с целью сбора информации для изучения масштабных социально-экономических явлений является:

а) составление платежного баланса страны;

б) перепись населения;

в) предоставление скидок в период рекламных акций;

г) установление цен на потребительские товары.

 

 

Темы для выступлений, сообщений и рефератов

1) Экономические эксперименты Генри Форда

2) Концепция «экономического человека» в истории экономической мысли

3) Нобелевская премия по экономике: история и современность

4) Российская экономическая мысль: краткий экскурс

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...