Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особо охраняемые природные территории




карта ООПТ Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

· государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

· национальные парки;

· природные парки;

· государственные природные заказники;

· памятники природы;

· дендрологические парки и ботанические сады;

· лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

В Московской области на учете 80 памятников природы (Государственный доклад "Состояние окружающей среды Московской области", 1999 г.).

Памятники природы - уникальные невосполнимые природные объекты и комплексы, а также объекты ландшафтной архитектуры, ценные в научном, культурном, экологическом, эстетическом отношениях. Основная цель охраны памятников природы - сохранение их в естественном состоянии. Памятники природы изымаются из собственности землепользователей. Изъятие территории памятника природы регулируется земельным законодательством Российской Федерации или субъекта федерации. В целях сохранения памятника природы вокруг него могут создаваться охранные зоны, в которых все виды хозяйственной деятельности регулируются в соответствии с режимом памятника природы.

Памятниками природы могут быть природные объекты, культурные ландшафты, парки, аллеи, места обитания редких растений и животных, участки леса, луга, болота, отдельные деревья, уникальные формы рельефа, геологические обнажения, имеющие большую научную ценность, места нахождения редких или особо ценных палеонтологических находок, участки рек, озер, пруды, водные источники, отдельные объекты живой и неживой природы: места гнездования птиц, валуны, холмы, водопады, родники, истоки рек, овраги, карстовые воронки и т. д. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Органы исполнительной власти, принявшие решение об открытии памятника природы, утверждают его границы, режим охраны, определяют юридическое и физическое лицо, отвечающее за обеспечение режима памятника природы.

На каждый памятник природы составляется паспорт, в котором указывается:

· наименование и уровень подчинения;

· местонахождение;

· описание границ и его охранной зоны;

· режим охраны памятника;

· допустимые виды использования памятника природы;

· наименование и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых расположен памятник природы, наименование и адреса юридических и физических лиц, взявших на себя ответственность за охрану памятника природы и его функционирование.

На территории памятника природы запрещается какая-либо деятельность, наносящая ему ущерб.Использование памятников природы допускается в целях:

научных (изучение природных процессов, явлений, экосистем, ландшафтов и т. п.);

эколого-просветительных, учебных, в целях снятия фильмов;

рекреационных (кратковременный отдых, экскурсии);

природоохранных.

Разрешение на использование выдается специально уполномоченным на то органом.

Учет, инвентаризация и выявление памятников природы ведется специальным органом РФ и их территориальными подразделениями. Контроль за режимом охраны ведется уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны природы.

В Московской области к памятникам природы отнесены приусадебные парки, курганы, небольшие колонии птиц, отдельные участки степных колоний, участки долин, болота, отдельные овраги, колонии бобров, места гнездования птиц, речные старицы, небольшие озера, городища, небольшие лесные участки, обнажения.

ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ

Природные парки - особо охраняемые природные территории, выполняющие функции охраны природы и рекреационного назначения. В Московской области сохранился 171 памятник садово-паркового искусства. Из них 62 отнесены к федеральной форме охраны природы и пока единичные парки - к региональной. Большинство парков пребывает в категории вновь выявленных объектов охраны. Памятники садово-паркового искусства в большинстве своем относятся к ландшафтной архитектуре.

В них наблюдается органическое сочетание архитектурных сооружений с окружающей природой или с разбитым в поместье парком. В некоторых приусадебных парках был высажен большой ассортимент редких декоративных и экзотических растений. В приусадебных парках создавались ботанические сады, коллекции; например, в ботаническом саду "Горенки" насчитывалось до 12 тысяч видов растений. Коллекция после смерти ее владельца графа А. К. Разумовского послужила основой ботанического сада МГУ. Ботанические сады создавались и в других усадьбах - Михайловском, Братовщине, Архангельском и др.

ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Из 67 заказников федерального значения на конец 2000 г. 56 находилось в ведении и управлении Министерства сельского хозяйства России, 11 - Министерства природных ресурсов России.

 

В Московской области около 250 особо охраняемых природных территорий

Сегодня особо охраняемые природные территории (ООПТ) на самом деле не охраняются, сообщает Гринпис России. В заказниках вырубают лес, устраивают незаконные свалки, физически захватывают часть территорий - как в феодальные времена. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - выдающиеся в природном отношении территории, на которых государством запрещена хозяйственная деятельность. В Московской области около 250 ООПТ, большинство из них не имеют администрации и штата охраны. По данным Дружины охраны природы МГУ, нарушения цветут буйным цветом более чем в 70% подмосковных заказников и памятников природы. Особенно стыдно, что неприличная бесхозяйственность творится в непосредственной близости от столицы нашей страны, где сидят все самые главные государственные мужи, а также несусветное множество чиновников всех рангов и мастей. Практически единственные, кто что-то делает - это общественные организации, но они одни не в силах отстоять природу. Зачастую нападки всяческих князьков, пользующихся "лесным" беззаконием, отбивают местные жители, пишет Гринпис России. Отбивают в буквальном смысле слова - дежуря на местах и не подпуская строителей и их технику. Но в целом этих усилий недостаточно, и число природных нарушений растет с каждым годом. Формально существует предостаточно организаций, которые так или иначе должны следить за чистотой территорий и защищать природу Подмосковья от незаконных посягательств. Это - Мослесхоз, Рослесхоз, Росприроднадзор, Госадмтехнадзор, Министерство экологии, Министерство природных ресурсов. Однако де-факто эти ведомства не трудятся оберегать ООПТ, а вместо этого бесконечно "переводят стрелки" друг на друга, пишет Гринпис России. Обычно это выглядит так: общественная организация выявляет нарушения и обращается с ними в одно и вышеупомянутых ведомств - после чего начинается "футбол". Одна структура отсылает в другую, другая в третью. В конце концов одно из ведомств обязуется принять меры, но принимает не меры, а их жалкое подобие. По словам дружинников МГУ, единственный способ заставить чиновников что-то сделать для охраняемых территорий - это писать письма, добиваться проверок, потом повторных проверок, писать второй раз письма, а затем кляузы в Прокуратуру. В общем, создается такое впечатление, что чиновники природоохранных структур все делают не для ООПТ, а против них. С конца 2006 года защищать ООПТ мешает еще и отмена экологической экспертизы при строительстве. Теперь строящиеся здания не проверяют с точки зрения влияния на здоровье населения и окружающую среду. Более того, теперь у общественных организаций нет возможности запросить для ознакомления тот или иной строительный проект и понять, затронет он территорию заказника или нет. 25 апреля Госдума приняла в третьем чтении проект изменений в закон об экологической экспертизе, однако если углубиться в этот документ, становится понятно, что фактически он не распространяется на абсолютное большинство ООПТ. Как видим, опять крючкотворство и витиеватость, служащие чему угодно, но не природоохранным целям. 16 апреля на научно-практическом семинаре в Московском Государственном Университете специалисты охраны природы пришли к выводу о необходимости скорейшего создания специального органа по контролю и охране ценных природных территорий Московской области. В обсуждении приняли участие специалисты Союза охраны птиц России, природоохранный фонд "Верховье, НИИ Градостроительства, сотрудники Администраций муниципальных районов области, Центр охраны дикой природы, Институт лесоведения РАН, Гринпис России. Резолюция о создании дирекции ООПТ в Московской области будет послана в Правительство Московской области. Остается надеяться, что эту резолюцию заметят и не отвергнут. Как показывает опыт, только такая Дирекция может обеспечить нормальное существование заказников и памятников природы. Далеко ходить не надо: в Талдомском районе Московской области уже 9 лет действует первая в Центральной России администрация для охраны заказников регионального подчинения. Несмотря на почти полное отсутствие финансирования, эта администрация эффективно спасает от браконьерства, застройки и пожаров все ценные природные территории района.

 

В РФ существует ЗАКОН «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве (с изменениями на 29 апреля 2015 года)»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...