Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие высшего сестринского образования в России




На протяжении многих лет медсестры в развитых странах стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.

Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце прошлого века, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Вскоре стали появляться новые теории и модели сестринского дела, а вслед за ними - даже научные школы со своими авторитетами.

Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала в советско-российской медицине затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

Тем временем, к концу 80-х годов XX века, стало очевидным, что подобных услуг, ни врачебных, ни сестринских, отечественное здравоохранение оказывать не может. Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходило на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могло обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью. На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Как учили классики, создалась настоящая революционная ситуация – в медицине наступило время реформ.

В этих условиях организаторы здравоохранения были вынуждены обратиться к мировому опыту и вспомнить, что всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи. Сестринское дело – важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для проведения реформ в условиях рыночных отношений. Но для этого необходимо было совершенствование образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.

Главными препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании были (и остаются до настоящего времени) слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаток специально подготовленных педагогических кадров, инерция мышления на всех уровнях руководства.

Но, несмотря на это, высшим руководством страны было принято решение поэтапно ввести в СССР (позднее в России) многоуровневую систему сестринского и фармацевтического образования. Она предполагала три уровня подготовки:

• Базовый (основной). Его целью является первичная подготовка специалистов для всех должностей и специальностей среднего звена лечебно-профилактических учреждений и аптечной сети.

• Повышенный (углубленный). Он предусмотрен для стажированных работников среднего звена, занимающих руководящие должности. Второй уровень углубляет знания по вопросам управления и экономики, необходимые руководителям в ходе реформы здравоохранения. Кроме того, он обеспечивает повышение квалификации преподавателей средних медицинских и фармацевтических учебных заведений.

• Высшее сестринское образование, предусматривающее подготовку организаторов среднего звена, преподавателей медицинских колледжей и училищ.

История высшего сестринского образования (ВСО) в отечественном здравоохранении началась в 1991 году.

Первые факультеты ВСО были одновременно открыты в 1991 году в двух медицинских вузах с богатыми традициями – I Московском медицинском институте (ныне ММА им. И. М. Сеченова) и Самарском медицинском институте (ныне Самарский государственный медицинский университет). На обоих факультетах обучение проводилось по дневной форме. Первым деканом Московского ФВСО стала Г. М. Перфильева, первым деканом Самарского ФВСО – С. И. Двойников. Вокруг этих центров началась кристаллизация новых идей и разработок сестринской науки и практики. Вскоре СССР прекратил свое существование, его жители оказались в новой стране, но, как говорится, «процесс пошел…».

Для претворения в жизнь реформы сестринского дела и образования при Управлении учебных заведений Минздрава России на правах экспертного совета был создан коллегиальный орган - проблемная комиссия по сестринскому делу, призванная координировать действия различных структур системы здравоохранения в процессе проведения реформ сестринского дела. Члены комиссии ведут подготовку различных документов и материалов: для коллегий Минздрава, к совещаниям, научно-практическим конференциям и семинарам по данному вопросу.

Какие же основные задачи были поставлены перед проблемной комиссией?

 Во-первых, определить направления совершенствования сестринского дела в стране.

 Наметить стратегию развития и этапы реформирования: сестринских служб, непрерывного сестринского образования, направлений научных исследований в области сестринского дела.

 Производить экспертную оценку проектов нормативных документов, а также образовательных стандартов, стандартов деятельности, учебных планов, материалов для аттестации выпускников учебных заведений и специалистов сестринского дела.

 Определять приоритеты издания учебно-методической литературы и утверждать план издания учебников и методических пособий.

 Проводить анализ научных исследований, экспериментальных программ, инновационных технологий в области сестринского дела и пропагандировать лучшие из них.

Комиссия состояла из следующих секций:

• базовой сестринской подготовки,

• подготовки сестринских кадров повышенного уровня,

• подготовки сестринских кадров с высшим образованием,

• аттестации и совершенствования организации сестринского дела и структуры сестринских служб,

• последипломного сестринского образования, а также секций среднего медицинского и фармацевтического образования.

Тем временем ФВСО стали активно открываться в других городах России – Ленинграде, Курске, Воронеже - и назрела необходимость срочно сформировать нормативную базу ВСО. В результате общих усилий специальность «040600 – Сестринское дело», получаемая выпускниками, была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации в марте 1994 года и вошла в ОКСО – общероссийский классификатор специальностей по образованию. А в июне следующего года в Москве и Самаре состоялся первый выпуск новых лидеров сестринского дела.

Также в 1994 году был принят первый вариант Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040600 – Сестринское дело, уточнивший квалификационную характеристику специалиста и стандартизировавший учебные планы и программы бурно растущего числа ФВСО. За прошедшие с момента введения ВСО в России пять лет число факультетов достигло 17, один из них (в Краснодаре) успел даже преобразоваться в муниципальный институт сестринского дела.

Не стояла на месте и сестринская наука. Со времен судьбоносной конференции в Голицино (1993), регулярно проходили сестринские конференции и симпозиумы, ведущую роль в которых играли представители ВСО. В 1995 году состоялось знаковое событие - защита диссертации по истории сестринского дела в России и в мире деканом ФВСО ММА им. И. М. Сеченова Галиной Михайловной Перфильевой. За эту научную работу, итог 10- летнего труда над новой концепцией сестринской службы, автору, минуя кандидатскую, была сразу присвоена степень доктора медицинских наук. Позднее Г. М. Перфильева получила звание профессора. Через два года в Самаре кандидатскую диссертацию по организации сестринской помощи защитила выпускница ФВСО Л. А. Карасева. В настоящее время более 35 выпускниц ВСО стали кандидатами медицинских наук, одна защитила докторскую диссертацию. В ВАК подана заявка на признание новой специальности «Сестринское дело».

За эти годы вопросы сестринского образования были трижды рассмотрены на коллегиях Министерства здравоохранения РФ (апрель 1994 г., февраль 1996 г., июль 1996г.), а также на Всероссийском совещании в 1997 году. Управлением учебных заведений Минздрава России было создано 10 рабочих групп, сформированных из числа опытных специалистов в области практического здравоохранения и образования, которые приступили к созданию рабочих программ по различным направлениям сестринского дела.

В 2003 г. в России, по словам министра здравоохранения Ю. Л. Шевченко, функционировало 33 факультета ВСО в учреждениях высшего профессионального образования системы Минздрава РФ и Минобразования РФ.

Как уже упоминалось, первые ФВСО давали образование по очной (дневной) форме обучения. Очно-заочная (вечерняя) и заочная формы ВСО были впервые введены в 1994-95 гг. в Санкт-Петербургской ГМА. Это дало возможность медицинским сестрам с большим стажем практической работы из разных регионов Российской Федерации пополнить ряды студенчества, пройдя конкурсный отбор на факультет ВСО. Среди первых поступивших на вечернее отделение ФВСО Санкт-Петербургской государственной медицинской академии можно отметить В. А. Саркисову, Н. А. Рябинченко, Г.С. Горбунову и других активных деятелей Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер.

В Челябинской государственной медицинской академии факультет ВСО и менеджмента был открыт в 1996 году изначально только с вечерней формой обучения.

Факультет открылся 16-ым по счету в России. Первым деканом факультета стал доцент Ю.И. Павлов. В 1998 на факультете появилась заочная форма обучения.

В 2000 году в практику ВСО был введен новый пересмотр Государственного стандарта специальности «040600» - сестринское дело. В последующие годы Минздрав РФ неоднократно пересматривал Номенклатуру специальностей для специалистов с высшим медицинским образованием, расширяя компетенцию выпускников ВСО. В настоящее время готовится новый пересмотр Госстандарта, в котором будут отражены эти изменения.

МИССИЯ И ФУНКЦИИ СЕСТРЫ

Уход за больными известен с незапамятных времен. Очевидно, что именно с него и начиналась медицина. Сестринская профессия, не в современном прагматическом понимании, а как призвание, служение, выделилась на стыке античности и раннего средневековья. С тех пор сестринское дело прошло большой путь, развиваясь вместе с человеческим обществом. В эпоху технического прогресса, войн, революций и других общественных потрясений, когда ход истории ощутимо ускорился, в содержании сестринского дела произошли большие изменения. В развитых странах оно заявило о себе как о самостоятельной отрасли знания, отдельной области медицины, во многом определяющей степень личного и общественного здоровья. Неоценима здесь роль таких основоположников, пропагандистов и организаторов сестринского дела, как Ф. Найтингейл, Е. Бакунина, В. Хендерсон, Д. Орэм и многих других.

Термин “сестринское дело”, в отличие от понятий “сестринский уход”, “деятельность медсестры” появился в официальном российском лексиконе в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения появилась специальность “сестринское дело”. Однако официального определения этого термина у нас нет. За рубежом “сестринское дело” обозначается английским словом “Nursing”. “Nursing” происходит от глагола “to nurse” (лат. nutrix - вскармливать), что переводится как “присматривать (за), заботиться, поощрять, ухаживать, воодушевлять, кормить, защищать, воспитывать и обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья”.

Следует также отметить, что существительное “nurse” в английском языке не имеет рода.

Существует несколько определений понятия «сестринское дело»: Участники Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1992) дали следующее определение сестринского дела:

«Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Комитет экспертов ВОЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», где медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающих в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».

На совещании национальных представителей Международного Совета сестер (Новая Зеландия, 1987) была дана следующая формулировка сестринского дела: ”Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами, как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность”.

Считается классическим определение, данное американской медицинской сестрой Виржинией Хендерсон в 1961 г. и получившее международное признание: «Сестринское дело... - это оказание помощи человеку, больному и здоровому, осуществление тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость».

Первое же определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом задача сестры - в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело, как профессия, отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний», а кроме этого, «организации, практической и научной подготовки».

В 1988 г. на Первой европейской конференции по сестринскому делу в Вене все согласились с тем, что миссия медсестры состоит в оказании помощи людям: в определении, достижении и развитии максимального потенциала своего здоровья в частной жизни и производственной деятельности. Основные функции медсестры должны заключаться в содействии и поддержании хорошего здоровья, профилактике нарушений здоровья и предоставлении ухода во время болезни и реабилитации.

Действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного больного. Для врачей объектом лечения, исследовательской работы, преподавания всегда является патологический процесс, болезнь. Но болезнь ставит перед больным, его родственниками, производственным или учебным коллективом целый ряд очень важных проблем, не имеющих прямого отношения к течению заболевания. Часть этих проблем может помочь решить медицинская сестра. Она поможет психологически адаптироваться пациенту и его родственникам в возникшей ситуации, обучит его приемам самогигиены и самоухода, поможет определить свое место в общественной жизни.

Таким образом, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека (или группу людей - семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей и общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье.

Сестринское дело - это самостоятельная профессия, стоящая вровень с лечебным делом, а функции медсестры значительно шире, чем простое выполнение назначений врача.

На нее возложены основные обязанности по уходу пациентами (больными и здоровыми) – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий.

Чтобы соответствовать современным требованиям медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода, психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать индивидуальную комплексную программу ухода за пациентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи.

Необходимо выделить основные функции сестринского дела:

1. Предоставление сестринского ухода и управление им, будь тот меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки. Эта деятельность особенно эффективна, если основана на применении сестринского процесса (5 этапов).

2. Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

• оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья

• подготовку и подачу нужной информации на соответствующем уровне

•применение соответствующих стандартов (профессиональных, культурных, этических и т.д.)

3. Исполнение активной роли в составе медико-санитарной бригады, что предусматривает:

• сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода

• выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал

• координация деятельности сестринской бригады

• сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности

• участие в подготовке и представлении необходимой информации населению, руководству, администрации, политикам в виде докладов, конференций, публикаций в СМИ и пр.

4. Развитие сестринского дела через осмысление его перспектив и проведение научных исследований. Эта функция сестринского дела включает:

• внедрение новаторских методов работы для достижения наилучших результатов в сестринской практике

• определение областей сестринских исследований

• использование профессиональных, культурных и этических стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

В обязанности медсестры входит активное вовлечение отдельных лиц, семьи, школы, производственного коллектива во все аспекты медико-санитарной помощи. Медсестры работают в качестве партнеров с представителями других профессий (врачами, социальными работниками и др.) и других секторов охраны здоровья (санитарные службы, организациями торговли и общественного питания и пр.).

Сестринское дело - одновременно и искусство и наука, которая требует специальных знаний и умений.

Ключевая концепция развития сестринского дела делает упор на такой роли медицинской сестры, которая соответствовала бы нуждам людей больше, чем нуждам системы здравоохранения. Это означает фундаментальный пересмотр приоритетов и ролей.

Медсестра должна быть равным партнером в медицинской бригаде. Основой ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения - в случае необходимости привлечение представителей других профессий, т.е. работа, направленная на улучшение здоровья людей.

Важно, чтобы сами люди добивались хорошего здоровья и поддерживали его.

Медицинская помощь может быть эффективной только при условии, что она неразрывно связана с окружающей средой, в которой люди ведут свою повседневную жизнь. В здравоохранении вообще, а в сестринском деле в частности, центральное место должен занимать переход от отношений с отдельным человеком к построению взаимоотношений с семьями и группами населения. Это очень важно и если сейчас вы этого не ощущаете, то ваша задача в будущем добиваться именно такой организации помощи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...