Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К дифференциации




Кроме своей функции первых регулирующих струк­тур, недифференцированные воспоминания об удовлетво­рении, по-видимому, доставляют материал, из которого должны быть дифференцированы субъект и объект. Эти энграммы порождаются взаимодействиями между младен­цем и первым присматривающим за ним лицом, и для того чтобы они адекватно аккумулировались, их взаимодействия должны удовлетворять определенным минимальным тре­бованиям, относящимся к частоте и природе ранних вос­приятий удовлетворения.

Если мы согласимся, что самостные и объектные представления возникают через воспоминания об удов­летворении, то их величина и сенсорная многосторон­ность явно зависят от количественной достаточности приносящих удовлетворение восприятий на стадии не-дифференцированности. Иначе наиболее ранние само­стные и объектные образы скорее всего окажутся ане­мичными и хрупкими, подобно растениям на бесплодной и затененной почве.

Кроме достаточной частоты недифференцированных представлений об удовлетворении, весьма важна также воспринимаемая предсказуемость удовлетворения, что-

бы эти представления выступали в качестве как регуляторных структур, так и сырого материала для будущего Собственного Я и объекта. Очевидно, что если восприя­тия удовлетворения случайны и нерегулярны, то попытки младенца использовать воспоминания о предыдущих удов­летворениях в качестве субститутивных структур будут не­успешны (Ta'hka, 1984). В этом случае пострадает дальней­шее развитие мира представлений, его катексис, и он не будет способен представлять принципы доверия и надеж­ды (испытываемые впоследствии как сознательные отно­шения в развитии) в развивающемся эмпирическом мире младенца (Erikson, 1950). Соответственно, дальнейшая диф­ференциация имеет в таких случаях тенденцию оставаться ненадежной, и вновь формируемые самостные и объект­ные представления недостаточно катектируются.

По-видимому, для строительства эмпирического мира представлений младенца не менее важной, чем временная предсказуемость удовлетворения, является его качествен­ная согласованность. Так как сенсорные стимулы, полу­чающие психологический смысл, проистекают в большин­стве случаев от взаимодействий с одним и тем же лицом, эти восприятия имеют тенденцию становиться весьма спе­цифичными для данных взаимодействий. Эта специфич­ность очевидно проистекает от восприятий, интимным об­разом связанных с самим удовлетворением, до тех восприятий, которые имеют отношение к более поздним дистантным восприятиям. Таким образом, хотя двухднев­ный младенец уже способен отличать молоко своей мате­ри от всего другого, требуется более полугода для того, чтобы ее лицо приобрело достаточную степень эмпири­ческой специфичности.

Вполне вероятно, что согласованная и постоянно возрастающая специфичность расширения {хотя все еще недифференцированного) эмпирического мира младенца существенно важна для его нормального роста и для адек­ватной связности самостного и объектного становления. Для развития такой специфичности требуется качествен­ная согласованность приносящих удовлетворение вос­приятий, которая лучше всего гарантируется постоян­ством первого присматривающего за ребенком лица на протяжении всего периода недифференцированности. Вредность частых смен присматривающих лиц на этой стадии развития младенца демонстрировалась Спитцем в его классическом исследовании содержания младенцев в больницах (Spitz, 1945).

Наконец, главным условием для того, чтобы восприя­тия удовлетворения стали полезным исходным материалом для первых самостных и объектных образов, является их адекватная синхронизация во взаимодействиях мать—ребе­нок. Все ранее упомянутые условия вторичны по отноше­нию к этому и становятся вполне спонтанными лишь при его наличии и должном функционировании.

Эта синхронизация в значительной степени зависит от доступности матери и свободного использования компли­ментарных откликов, порождаемых в ней невербальной коммуникацией ребенка. Под комплиментарными откли­ками (Tiihka, 1970, 1977, 1979) имеются в виду те эмоцио­нальные реакции и побуждения к действию, которые воз­никают у человека как немедленные отклики на выражаемые здесь и теперь вербальные и невербальные послания друго­го человеческого существа. Комплиментарный отклик на других, по-видимому, крайне важен для биологического выживания. Такое реагирование незаменимо не только для общения родителей со своими детьми на разных стадиях развития, но и как главный источник информации для пси­хотерапевтов и психоаналитиков, в особенности при лече­нии пациентов с тяжелыми расстройствами и глубокой деп­рессией.

Комплиментарные реакции отличаются от эмпатических, которые представляют собой реакции «разделенной судьбы » и требуют, чтобы сочувствующее лицо временно идентифицировало себя с Собственным Я другого челове­ка и с его способом восприятия. Поэтому эмпатия еще не является возможным источником информации об эмпи­рическом мире младенца на стадии не-дифференцирован­ности.

Хотя часто разные реакции перемешаны, комплимен­тарные и эмпатические отклики феноменологически долж­ны отделяться от реакций контрпереноса, которые по сво­ей сути несут информацию больше о субъекте, чем об объекте, требующем понимания (Tahka, 1977, 1979).

Активное использование комплиментарных эмоцио­нальных откликов и импульсов к действию во взаимодей­ствиях со своим младенцем, субъективно все еще допсихо-логическим, характеризует, таким образом, «достаточно хорошую» мать (Winnicott, 1956), являясь сущностью «первичной материнской озабоченности» и адекватного «зак­репляющего поведения» (Winnicott, 1965). При взаимодей­ствиях аффективные состояния матери будут определенно влиять на способ восприятия этих взаимодействий младен­цем и придавать фиксируемым ранним воспоминаниям об удовлетворении определенную окраску и специфичность. Однако теории происходящего на этой стадии развития переноса различающихся и тонких чувственных состояний как таковых от матери к младенцу явно принадлежат к сфе­ре взрослообразных фантазий.

Как правило, по крайней мере одно (а часто более, чем одно) из четырех вышеупомянутых условий, необ­ходимых для адекватного процесса упорядочивающих восприятий удовлетворений, не встречались в ранней жизни тех, кто в дальнейшем сохранил свою предрас­положенность к регрессивной утрате эмпирической дифференцированности между субъектом и объектом. В случае шизофренических психозов главная неудача развития, по-видимому, связана с количественно и ка­чественно недостаточной аккумуляцией ранних воспо­минаний об удовлетворении, которые функционируют и как первые регуляторные структуры, и как сырой ма­териал для дифференциации самостных и объектных восприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...