Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурирование системы




 

На первом этапе процесса проектирования архитектуры система разбивается на несколько взаимодействующих подсистем. На самом абстрактном уровне архитектуру системы можно изобразить графически с помощью блок-схемы, в которой отдельные подсистемы представлены отдельными блоками. Если подсистему также можно разбить на несколько частей, на диаграмме эти части изображаются прямоугольниками внутри больших блоков. Потоки данных и/или потоки управления между подсистемами обозначается стрелками. Такая блок-схема дает общее представление о структуре системы.

На рис. 10.1 представлена структурная модель архитектуры для системы управления автоматической упаковкой различных типов объектов. Она состоит из нескольких частей. Подсистема наблюдения изучает объекты на конвейере, определяет тип объекта и выбирает для него соответствующий тип упаковки. Затем объекты снимаются с конвейера, упаковываются и помещаются на другой конвейер. Примеры других архитектур приведены на рис. 2.2 и 2.3.

Бэсс (Bass, [29]) считает, что подобные блок-схемы являются бесполезными представлениями системной архитектуры, поскольку из них нельзя ничего узнать ни о природе взаимоотношений между компонентами системы, ни об их свойствах. С точки зрения разработчика программного обеспечения, это абсолютно верно. Однако такие модели оказываются эффективными на этапе предварительного проектирования системы. Эта модель не перегружена деталями, с ее помощью удобно представить структуру системы. В структурной модели определены все основные подсистемы, которые можно разрабатывать независимо от остальных подсистем, следовательно, руководитель проекта может распределить разработку этих подсистем между различными исполнителями. Конечно, для представления архитектуры используются не только блок-схемы, однако подобное представление системы не менее полезно, чем другие архитектурные модели.

 

Рис. 10.1. Блок-схема системы управления автоматической упаковкой

 

Конечно, можно разрабатывать более детализированные модели структуры, в которых было бы показано, как именно подсистемы разделяют данные и как взаимодействуют друг с другом. В этом разделе рассматриваются три стандартные модели, а именно: модель репозитория, модель клиент/сервер и модель абстрактной машины.

Модель репозитория

 

Для того чтобы подсистемы, составляющие систему, работали эффективнее, между ними должен идти обмен информацией. Обмен можно организовать двумя способами.

 

1. Все совместно используемые данные хранятся в центральной базе данных, доступной всем подсистемам. Модель системы, основанная на совместном использовании базы данных, часто называют моделью репозитория.

2. Каждая подсистема имеет собственную базу данных. Взаимообмен данными между подсистемами происходит посредством передачи сообщений.

 

Большинство систем, обрабатывающих большие объемы данных, организованы вокруг совместно используемой базы данных, или репозитория. Поэтому такая модель подойдет к приложениям, в которых данные создаются в одной подсистеме, а используются в другой. Примерами могут служить системы управления информацией, системы автоматического проектирования и CASE-средства.

На рис. 10.2 представлен пример архитектуры интегрированного набора CASE-инструментов, основанный на совместно используемом репозитории. Считается, что для CASE-средств первый совместно используемый репозитории был разработан в начале 1970-х годов английской компанией ICL в процессе создания своей операционной системы [234]. Широкую известность эта модель получила после того, как была применена для поддержки разработки систем, написанных на языке Ada. С тех пор многие CASE-средства разрабатываются с использованием общего репозитория.

 

Рис. 10.2. Архитектура интегрированного набора CASE-cpedcme

Совместно используемые репозитории имеют как преимущества, так и недостатки.

 

1. Очевидно, что совместное использование больших объемов данных эффективно, поскольку не требуется передавать данные из одной подсистемы в другие.

2. С другой стороны, подсистемы должны быть согласованы с моделью репозитория данных. Это всегда приводит к необходимости компромисса между требованиями, предъявляемыми к каждой подсистеме. Компромиссное решение может понизить их производительность. Если форматы данных новых подсистем не подходят под согласованную модель представления данных, интегрировать такие подсистемы сложно или невозможно.

3. Подсистемам, в которых создаются данные, не нужно знать, как эти данные используются в других подсистемах.

4. Поскольку в соответствии с согласованной моделью данных генерируются большие объемы информации, модернизация таких систем проблематична. Перевод системы на новую модель данных будет дорогостоящим и сложным, а порой даже невозможным.

5. В системах с репозиторием такие средства, как резервное копирование, обеспечение безопасности, управление доступом и восстановление данных, централизованы, поскольку входят в систему управления репозиторием. Эти средства выполняют только свои основные операции и не занимаются другими вопросами.

6. С другой стороны, к разным подсистемам предъявляются разные требования, касающиеся безопасности, восстановления и резервирования данных. В модели репозитория ко всем подсистемам применяется одинаковая политика.

7. Модель совместного использования репозитория прозрачна: если новые подсистемы совместимы с согласованной моделью данных, их можно непосредственно интегрировать в систему.

8. Однако сложно разместить репозитории на нескольких машинах, поскольку могут возникнуть проблемы, связанные с избыточностью и нарушением целостности данных.

 

В рассматриваемой модели репозитории является пассивным элементом, а управление им возложено на подсистемы, использующие данные из репозитория. Для систем искусственного интеллекта разработан альтернативный подход. Он основан на модели "рабочей области", которая инициирует подсистемы тогда, когда конкретные данные становятся доступными. Такой подход применим к системам, в которых форма данных хорошо структурирована. Эта модель обсуждается в работе [255].

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...