Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм межличностной перцепции




В эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом, и при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой воспринимает его самого. Таким об разом, человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции, к который относятся:

· познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

· познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

· прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строитсяна основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного измеханизмов познания и понимания другого человека.

Эмпатия это эмоциональное сопереживание другому, которое основано на умении правильно представить себе, что происходит на душе у другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

 

 

Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание», Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком.

Рефлексия это механизм самопознания в процессе общения, в основе  которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъета).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачи обстоятельствам.

 

«Эффекты возникающие при восприятии»

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо брать в расчет различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

Исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола, эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления.

Тесно связаны с эффектом ореола эффекты первичности и новиз ны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

 В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. В широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-либо профессии.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, когда образ «другого» заменяется штампом, что помогает сократить процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Аттракция

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается гамма чувств – от ненависти до любви.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, качество отношения. Аттракция связана с типом отношений, реализуемых в общении. Выделены разные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...