Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психогеометрическая типология




ТЕСТ

 

В свое время Шпрангер определил шесть главных типов ценностей (отчасти это похоже на то, что потом сделал Моррис). Этот автор утверждает, что каждого реального человека можно рассматривать как приближающегося (но не вполне подходящего) к одному или нескольким из этих ценностных направлений. По мнению Шпрангера, в человеческой жизни скрыты шесть главных типов ценностей, в разной степени привлекательных для индивидов, строящих вокруг них единство своих жизней.

 

Надо ясно понять, что Шпрангер не утверждает, будто существует шесть главных типов людей. Это типология чистых ценностей, а не реальных людей. В этой связи используется понятие «идеальный тип».

 

Это название не означает ни того, что типы обязательно хорошие, ни (даже) того, что они могут быть обнаружены в чистой форме. Идеальный тип — это скорее «схема понимания», «прибор», с помощью которого мы можем измерить, насколько далеко человек продвинулся в организации своей жизни посредством одного или нескольких из этих базовых типов ценностей

.

1. Теоретический тип. Доминирующий интерес «идеального» теоретического человека — открытие истины. Преследуя эту цель, он принимает «познавательную» установку, то есть ищет сходства и различия, отказывается от суждений касательно красоты или полезности вещей и стремится только к наблюдению и рассуждению. Так как интересы теоретического человека являются эмпирическими, критическими и рациональными, он обязательно интеллектуал, часто ученый или философ. Его главная цель в жизни — упорядочивать и систематизировать свои знания.

2. Экономический тип. Для «идеального» экономического человека характерен интерес к тому, что полезно. Интерес к полезности, первоначально базирующийся на удовлетворении телесных потребностей (самосохранении), развивается до интереса к практическим делам мира бизнеса, производству, маркетингу и потреблению товаров, использованию кредита и накоплению осязаемого богатства. Этот тип совершенно «практичен» и хорошо укладывается в понятие «средний американский бизнесмен».

Экономическая установка часто вступает в конфликт с другими ценностями. Экономический человек хочет, чтобы образование было практическим и рассматривает неприкладные знания как пустую трату времени. Значительные успехи техники, научного менеджмента и «прикладной психологии» вырастают из требований, которые предъявляет к обучению экономический человек.

Ценность полезности также конфликтует с эстетической ценностью, за исключением тех случаев, когда искусство служит коммерческим целям. Не ощущая неуместности своих действий, экономический человек может вырубить прекрасный лес на склоне холма или загрязнить реку промышленными отходами.

В личной жизни он, скорее всего, путает красоту с роскошью.

В отношениях с людьми он скорее будет интересоваться тем, как превзойти их в богатстве, а не господством над ними (политическая ценность) или служением им (социальная ценность). В некоторых случаях можно сказать, что экономический человек поклоняется Маммоне. Но в других случаях он может обращаться к традиционному Богу как к Подателю хороших даров — богатства, процветания и других осязаемых благ.

3. Эстетический тип. Эстетический человек видит высочайшую ценность для себя в форме и гармонии. Каждый отдельный опыт оценивается с точки зрения изящества, симметрии или соответствия. Жизнь для него — круговорот разнообразных впечатлений, от каждого из которых он получает свое (отдельное) удовольствие. У него нет потребности ни в художественном творчестве, ни в изнеженности; он — эстет, находящий свой главный интерес в художественных эпизодах жизни.

Эстетическая ценность в определенном смысле противоположна теоретической; первая касается разнообразия, а вторая — тождественности переживаний. Эстетический человек вместе с Китсом считает истину эквивалентом красоты или соглашается с Менкеном в том, что «в миллион раз важнее сделать что-то очаровательным, чем истинным». В экономической сфере (в процессе производства, в рекламе и торговле) эстет видит массовое разрушение наиболее важных для него ценностей. В социальных делах он, можно сказать, интересуется людьми, но не их благосостоянием; он склонен к индивидуализму и самодостаточности. Эстетическому человеку часто нравятся прекрасные знаки пышности и могущества, но он выступает против политической активности, подавляющей индивидуальность. В области религии он, вероятно, путает красоту с более чистым религиозным переживанием.

4. Социальный тип. Высочайшая ценность для этого идеального типа — любовь к людям: к одному человеку или к группе людей, супружеская, сыновняя, дружеская или филантропическая. Социальный человек высоко ценит других людей как цель и поэтому добр, наделен сочувствием и неэгоистичен. Вероятно, он будет считать теоретические, экономические и эстетические установки холодными и бесчеловечными. В противоположность политическому типу социальный человек считает саму по себе любовь единственной пригодной формой могущества или даже отвергает всю концепцию могущества как ставящую под угрозу целостность личности. В своей самой чистой форме социальный интерес бескорыстен и очень близко подходит к религиозному отношению.

5. Политический тип. Политического человека главным образом интересует власть. Он не обязательно работает в сфере политики, но в любой профессии он обнаруживает себя как Machtmentsch(человек власти). У лидеров в любой области обычно высока ценность власти. Так как конкуренция и борьба играют большую роль в течение всей жизни, многие философы считают власть наиболее универсальным и фундаментальным из мотивов. Существуют определенные личности, у которых преобладает прямое выражение этого мотива и которые свыше всего другого хотят личной власти, влияния и славы.

6. Религиозный тип. Высочайшей ценностью для религиозного человека можно назвать единство. Он мистик и стремится к пониманию космоса как целого, к установлению связи с тем целым, к которому он принадлежит. Шпрангер определяет религиозного человека как такого, «чья ментальная структура постоянно направлена к высочайшему и абсолютно удовлетворяющему ценностному переживанию». Некоторые люди этого типа являются «имманентными мистиками», то есть находят свое религиозное переживание в утверждении жизни и в активном участии в ней. Фауст с пылом и энтузиазмом видит в каждом событии что-то божественное. С другой стороны, «трансцендентальный мистик» стремится к соединению себя с более высокой реальностью путем ухода от жизни; он — аскет и, подобно индийским дервишам, переживает единство через самоотрицание и медитацию.

 

Эти портреты слишком совершенны и последовательны, чтобы существовать в реальной жизни, но все же они открывают доступ к измерению себя. Личностный тест «Изучение ценностей» позволяет обнаружить, в какой степени реальный индивид соотносится с каждой из этих ценностных ориентации. Оказывается, что хотя эти ценности в среднем одинаково распространены во всей популяции, они обладают очень разной степенью привлекательности для отдельных индивидов. Мы обнаруживаем, что один человек интересуется теорией и красотой, но не властью и религией, а у другого эти акценты меняются местами.

Можно спросить, исчерпывают ли эти ценностные направления все возможности. Нет. Можно также возразить, что они льстят человеческой природе, так как у многих людей нет других ценностей, кроме гедонистических, чувственных, витальных и временных потребностей в приспособлении. Можно также пожаловаться, что ценности определены слишком широко. Джон может интересоваться философскими теориями и быть совершенно равнодушным, скажем, к физической теории. Генри может наслаждаться властью в своем квартале, но не в политике. Но схема создавалась не для того, чтобы соответствовать всем индивидуальным случаям. Тем не менее, она вносит важный вклад в изучение ценностных ориентации как интегрирующего фактора в зрелой личности.

 

ТЕСТ

Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог К.Леонгард, он же разработал известную классификацию акцентуаций личности.

В нашей стране известный детский психиатр А.Е.Личко предложил свою классификацию.

Но обе классификации основываются на одном подходе.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт.

У акцентуированных личностей может быть затруднена адаптация в некоторых специфических ситуациях, хотя в других, даже более сложных ситуациях, способность к адаптации может быть хорошей или даже повышенной.

Из-за акцентуации своего характера человек может быть уязвим при определённых воздействиях, но эта уязвимость может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.

Акцентуация – это не патология, а крайний вариант нормы. Доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50 %. Именно они готовы как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.

Особенно заострены черты акцентуированного характера в подростковом возрасте. Потом они либо сглаживаются, либо переходят в скрытые.

По ЛИЧКО А.Е.

Неустойчивый тип:

Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться. Постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда.

Важнейшая особенность - слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей.

Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчинённость в группе, компании.

Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюблённость не свойственна.

К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим.

В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Конформный тип:

Главная черта - ярко выраженное стремление быть "как все". От желания одеваться как все до сильной зависимости от суждений окружающих, их позиции и поведения.

Становятся целиком продуктом своего окружения: в "хорошей" среде старательно учатся и работают, в "плохой" - быстро усваивают обычаи, привычки, манеру поведения.

Отсутствует критика к групповым эталонам поведения, к групповым установкам и ценностям, к любой информации.

Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Плохо переносят изменение жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Шизоидный тип:

Главные черты - замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. В контактах быстро истощаются, что способствует ещё большему уходу в себя.

Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии, в неумении понять желания и мысли партнёра.

Увлечения сильные, постоянные и часто необычные.

Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней, часто подчёркиваемой асексуальностью.

Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты.

Особенно не выносят вторжения посторонних в свой внутренний мир.

Эпилептоидный тип:

Главная черта - склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло.

Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны.

Любовь почти всегда окрашена ревностью.

Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками.

Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками.

Свойственны мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил (иногда совсем не нужных или даже в ущерб делу), приверженность к порядку, педантизм.

Истероидный тип:

Главные черты - мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, жажда восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом.

Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности.

Свойственна театральность переживаний, склонность к позёрству.

Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии.

Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.

Астено-невротический тип:

Главные черты - повышенная утомляемость, раздражительность.

Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества.

При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.

Сенситивный тип:

Две главные особенности - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности.

В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств.

Часто встречается неудовлетворённость своим физическим "Я" ("образ тела").

Замкнутость, робость, застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке.

C незнакомыми людьми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны.

Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).

Психастенический тип:

Главные черты - нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких), склонность к самоанализу.

Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе.

Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей.

Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы.

Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.

Гипертимный тип:

Отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом.

Высокая активность сочетается с постоянным стремлением к лидерству.

Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств.

Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье.

Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее.

Стремление окружающих подавить их активность нередко ведёт к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Циклоидный тип:

Характерная особенность - достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии).

В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются.

Серьёзные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности, в фазе субдепрессии могут спровоцировать суицид.

В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.

Длительность каждой фазы обычно невелика (1-2 недели). Между фазами часто имеется достаточно длительный период неакцентуированного, "гармоничного" поведения.

Лабильный тип:

Главная черта - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов.

От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность.

У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу.

Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте.

К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценивать свой характер.

Смешанные типы:

Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт.

Это и есть смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций. Объясняется это влиянием наследственности и особенностями раннего периода развития.

К смешанным (промежуточным)типам относятся:

*конформно-гипертимный,

*лабильно-циклоидный,

*астено-невротический с сенситивным,

*астено-невротический с психастеническим,

*шизоидно-сенситивный,

*шизоидно- психастенический,

*шизоидно-эпилептоидный,

*шизоидно-истероидный,

*истероидно-эпилептоидный

Возможны и другие сочетания.

ТЕСТ

По Леонгарду:

ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП

Особенность этого типа – почти постоянное пребывание в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности.

Для гипертима характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь они смотрят оптимистически, даже при трудностях не теряют оптимизма, а результате трудности часто преодолевают без особого труда.

Они склонны к озорству и неугомонности. Что в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности и вызывает неудовольствие педагогов. А неудовольствие педагога может незаметно для него перерастать в устойчивое негативное отношение к такому ученику. Ведь чисто внешне именно гипертим мешает педагогу проводить занятия.

Педагог чаще воспринимает такое поведение как злонамеренное и как демонстрацию в его адрес неуважения и неприятия.

А если учесть, что особенностью гипертимов является недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту), то неудивительно, что такое положение только укрепляет негативное отношение педагога к гипертиму.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимо постоянно учитывать, что основой недисциплинированности и неусидчивости и пр. у гипертимов являются их характерологические особенности, а не негативная учебная мотивация, а тем более не негативное или неприязненное отношение к педагогу.

Особые трудности в работе с гипертимами будут возникать в ситуациях строгой регламентации, жёсткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля.

В таких ситуациях не только повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны ученика, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогом (воспитателем, родителями).

Делинквентность гипертимов вызвана не антисоциальными установками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску. Тем не менее делинквентность у гипертимов высока.

Гипертимы легко идут на контакт. Но при контактах с ними директивные методы не допустимы. Особо их внимание следует обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП

Главная особенность этого типа – жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания.

Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном: самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Очень сильной мерой воздействия на такую личность будет подчёркнутое игнорирование, проявление позиции «ты ничем не выделяешься на общем фоне».

Однако реакции на такую позицию у демонстративной личности будут разные: от гиперактуализации потребности выделиться(на поведенческом уровне может выражаться даже в форме демонстративного суицида или демонстративного асоциального поведения, хотя чаще проблема решается через фантазирование или самооговоры) вплоть до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к тому, от кого исходит идея игнорирования и усреднения.

Следует быть очень осторожным в «разоблачении» фантазий и выдумок таких личностей. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представлял») для них невыносима и реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги их дома, уходы из школы, т.е. попытки превратить выдумку в реальность любым способом.

При взаимодействии с демонстративными личностями (особенно с девушками) желательно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. Например, как демонстрация своей сексуальной «взрослости» (при том, что ещё не было ни одного сексуального контакта) может привести девушку в криминальную ситуацию жертвы.

Подростку демонстративного типа нужно дать почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Но положительные оценки и поощрения должны даваться только за реальные достижения и способности.

Такому типу отрицательные стороны акцентуированной демонстративности лучше показывать через рассказы о других людях.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП

Главная особенность – импульсивность поведения.

Вся манера общения и поведения зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а определяется неконтролируемыми побуждениями, влечением.

При общении для них характерна низкая терпимость или её полное отсутствие.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Уже одно само по себе знание педагогом особенностей этого типа может предупреждать возможные срывы педагога по типу: «импульсивность – на импульсивность», «нетерпимость – на нетерпимость». Остальное зависит от профессионализма педагога.

Надо сказать, что по исследованиям Реана А.А. в 56% случаев педагоги не понимают, что перед ними ученик с возбудимой акцентуацией.

А это важно потому, что среди делинквентов этот тип акцентуации занимает одно из первых мест. Причём, они выдают в основном насильственные деликты. Что опасно и социальном плане и с правовой точки зрения.

Взаимодействие с возбудимым акцентуантом следует начинать только в периоды спада аффективного напряжения. Беседовать следует обстоятельно и неторопливо. Давать полностью выговориться. Сначала проявить внимание к положительным качествам, затем осторожно касаться отрицательных, но не давать отрицательной оценки этих качеств. Просто показать, какой вред они могут ему принести и убеждать уходить от раздражающих ситуаций.

ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП

Это полная противоположность гипертиму. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий, людей. Эти люди по натуре серьёзны. Активность им не свойственна.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Они нуждаются в поддержке.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП

Главная особенность – бурная экзальтированная реакция. Легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Они крайне впечатлительны по поводу печальных фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким внешним проявлением.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Эффективность взаимодействия с ними будет проявляться только в том случае, когда эмоции начнут ослабевать. Так как в этом случае они будут способны хоть что-то воспринять. Для них лучше снижать значимость переживаемых ими событий.

ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП

Заметны у них: повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. В быту для них характерна добросовестность.

Прежде, чем что-либо сделать, долго и тщательно всё обдумывают.

Без нужды они ничего в своей жизни не меняют.

За этим стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Здесь основной рекомендацией будет как можно более раннее приучение к ответственности за себя, воспитание умения не боятся своих поступков, ошибок и убеждения в том, что в переменах, как и в самой жизни нет ничего страшного.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП

Главная особенность – повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу, судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны.

Высокая работоспособность, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах перед этими обстоятельствами и при контактах с людьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Этот тип труден для контакта. Разубеждение происходит медленно. Чтобы наладить контакт иногда задействуются сферы, где этот человек ищет гиперкомпенсации.

Нельзя использовать директивные методы.

Продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуаций, опровергающих убеждённость в неполноценности и мнительную тревожность в том, что окружающие к нему неблагоприятно относятся - это то, что необходимо человеку с подобной акцентуацией.

ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП

Особенность этого типа – постоянная смена гипертимических и дистимических состояний. Эта смена не случайна. Радостное событие вызывает не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность.

Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

РЕКОМЕНДАЦИИ: В разные фазы его состояний выбирается разный способ взаимодействия. Во время подъёма – контакт как с гипертимом. Во время спада этот тип особенно нуждается в психологической и эмоциональной поддержке.

Главная задача – вселить уверенность, что за спадом обязательно последует подъём, что причина таких перепадов заключена в особенностях физиологических процессов его организма.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП

У этого типа высокая устойчивость аффекта; эмоции и переживания очень длительны.

Оскорбление личных интересов и достоинства долго не забывается и никогда не прощается. Поэтому окружающие оценивают их как злопамятных и мстительных людей.

Из-за высокой устойчивости аффекта, люди этого типа долго вынашивают планы ответа обидчику и планы мести.

Обидчивость этих людей хорошо всем заметна.

Хотя людей этого типа можно назвать чувствительными и уязвимыми, но только в контексте сказанного.

РЕКОМЕНДАЦИИ: необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно задев такого человека, можно надолго потерять с ним личностный контакт. Застревание на обиде могут сказаться на отношении к предмету, на успеваемости такого ученика.

Вообще, по исследованиям А.А.Реана, зависимость отношения к предмету от отношения к учителю, характерна не только для учеников начальной и средней школы, но и для старшеклассников, даже для студентов.

Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего акцентуанта при взаимодействии со сверстниками сопровождается вынашиванием плана мести обидчику. Месть может быть достаточно тонкой и отсроченной во времени.

Работа по изменению поведения может проводиться без конкретного повода, но при каждом удобном случае.

Например, рассуждения и беседы о целесообразности длительных обид, мстительности с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающегося.

При этом фразы обращены не к конкретному акцентуанту, а ко всем слушающим.

Задача помощи такому ученику состоит в ускорении его выхода из «застревания».

Сложность состоит в том, что педагоги плохо замечают этот тип акцентуации (в 85% случаев, по данным А.А.Реана, не обращают на это внимание). Это особенно тревожно, если касается учащихся с асоциальной направленностью.

ЭМОТИВНЫЙ ТИП

Главная особенность такой личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций.

Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия.

Это хорошо видно окружающим.

У таких людей часто «глаза на мокром месте»

РЕКОМЕНДАЦИИ: при взаимодействии с эмотивными подростками чрезвычайно важны эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость, т.к. у таких личностей потребность в сочувствии и сопереживании ярко выражена.

В этом случае быстро можно установить позитивный, доверительный контакт.

При взаимодействии с такими людьми нужно учитывать их чрезвычайную эмоциональную чувствительность, а поэтому и высокую изменчивость их настроения.

Фальшь, безразличие, чёрствость эмотивные личности чувствуют очень тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения.

По исследованиям А.А.Реана особо негативным и тревожным представляется факт, что эмотивные пики подростка почти всегда остаются незамеченными педагогами.

Но эмотивные подростки в высшей степени нуждаются в сочувствии и сопереживании. Они наиболее чувствительны к тому, что «их не понимают». Именно они наиболее остро реагируют на различные педагогические «проколы».

Для такого подростка безразличие к его переживаниям является эмоциональной депривацией.

А эмоциональная депривация сама по себе может стать пусковым механизмом делинквентности.

Для эмотивных же подростков эмоциональная депривация может иметь особо негативные последствия.

И наоборот, наличие позитивного эмоционального контакта педагога с таким подростком может дать чрезвычайно положительные результаты.

Вообще при взаимодействии с акцентуированными личностями подростков следует помнить, что подросток в большей степени, чем взрослый ищет эмоционального сопереживания. Хотя подросток склонен переносить свою реакцию эмансипации на учителя, родителя, психолога.

Упор при контактах с акцентуантами делается не на том, чтобы исправить акцентуированные черты, а на том, чтобы человек понял особенности своего характера, ситуаций, в которых он чувствует себя особенно уязвимо. При понимании увеличивается вероятность формирования новых способов действий.

Акцентуации характеров детей особенно важно учитывать самим родителям, т.к. недооценка этого может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патологических черт характера у ребёнка и патологических реакций, формированию неврозов и психопатий на базе акцентуаций.

 

ТЕСТ

Сенсорная типология

Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: "Вот, посмотрите...", "Давайте представим...", "Я ясно вижу, что...", "Решение уже вырисовывается..." В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: "Я слышу, что вы говорите", "Тогда прозвучал звонок", "Мне созвучно это", "Вот послушайте...", "Это звучит так..." и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: "взять, схватить, ощутить, тяжелый", "Я чувствую, что...", "Мне тяжело", "Не могу ухватить мысль..." и т.п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

Ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр.

 

ТЕСТ

Психогеометрическая типология

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры (рис. 7).

Рис. 7.

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Каковы же основные психологические характеристики поведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...