Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные аспекты истории становления и формирования Государственной Думы в современный период




Государственная Дума первого созыва (1994–1996 гг.) за период своей работы приняла 461 закон, из которых 282 были подписаны Президентом Российской Федерации[5]. Можно выделить четыре наиболее важных, общественно значимых направления правового регулирования: вопросы государственного строительства; регулирование отношений в сфере экономики, включая проведение реформ; социальная защита населения; регулирование в правоохранительной сфере и борьба с преступностью. Изменение характера взаимоотношений представительной и исполнительной власти в дальнейшем нашло отражение в поправке к Конституции Российской Федерации и законодательстве о парламентском контроле. Дума первого созыва одобрила три федеральных конституционных закона, необходимость принятия которых была предусмотрена Конституцией: «О Конституционном Суде Российской Федерации» (от 21 июля 1994 года № 1 ФКЗ), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (от 28 апреля 1995 года № 21ФКЗ) и «О референдуме Российской Федерации» (от 10 октября 1995 года № 2 ФКЗ). Несомненным успехом Государственной Думы первого созыва можно считать нормативное регулирование бюджетных отношений. Впервые за несколько лет бюджет 1996 года был подготовлен и принят вовремя – перед началом финансового года. В результате процесс бюджетного планирования в стране вошел в нормальное организационное и правовое русло.

Государственная Дума второго созыва (1996–2000 гг.) приняла 1036 федеральных законов, из которых 715 были подписаны Президентом Российской Федерации и вступили в силу[6]. В развитие Конституции Российской Федерации Государственная Дума приняла федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации». Был существенно расширен список действующих федеральных кодексов. Дума второго созыва приняла на своих заседаниях Уголовный, Уголовно-исполнительный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, а также первую часть Налогового кодекса. В целях укрепления правовой основы государственной власти и местного самоуправления во втором созыве были приняты федеральные законы «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Государственная Дума третьего созыва (2000–2003 гг.) рассмотрела в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в третьем созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 9 кодексов Российской Федерации, в том числе часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом Российской Федерации федеральных законов вошли 156 законов о ратификации международных договоров и соглашений. Законодательные акты, принятые Государственной Думой третьего созыва, охватывают практически все стороны общественно-политической жизни. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», «О военном положении», «О чрезвычайном положении», «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие.

Государственная Дума четвертого созыва (2003–2007 гг.) рассмотрела 2712 законопроектов, из них было принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов[7]. Данный созыв отличался от предыдущих тем, что впервые в Государственной Думе было сформировано парламентское большинство на основе одной партии, победившей на выборах 2003 года. Развивая систему кодексов как основополагающую часть федерального законодательства Государственная Дума четвертого созыва приняла Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный и Лесной кодексы Российской Федерации, принципиально важную для современного информационного общества часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую вопросы защиты интеллектуальной собственности.

Была продолжена реформа избирательного законодательства, результатом которой стал переход к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу.

Учитывая актуальность и своевременность проблемы борьбы с коррупцией, Государственная Дума четвертого созыва ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, которые позволяют объединить в борьбе с коррупцией усилия национальной правоохранительной системы и международного сообщества.

Государственная Дума пятого созыва (2007–2011 гг.) приняла 1581 федеральный закон и одобрила 27 федеральных конституционных законов. Одним из наиболее важных решений в области государственного управления и развития политической системы страны стало принятие поправок в Конституцию Российской Федерации, увеличивших сроки полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также обязавших Правительство Российской Федерации представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о своей деятельности. За период деятельности Государственной Думы пятого созыва существенно преобразилось законодательство о российской политической системе, обновились нормы, касающиеся основных институтов гражданского общества. Государственная Дума пятого созыва много времени и внимания уделяла международным отношениям.

Как итог деятельности Думы пятого созыва можно отметить существенное развитие законодательной базы в сфере здравоохранения. Приняты законы об обращении лекарственных средств, об обязательном медицинском страховании, об основах охраны здоровья граждан. Широкий резонанс в российском обществе получил закон о полиции. По существу, это был первый опыт широкого всенародного обсуждения конкретного законопроекта. В числе других решений, изменивших структуру российской правоохранительной системы, можно назвать закон о создании Следственного комитета Российской Федерации, новую редакцию Федерального закона «О безопасности». В течение пятого созыва было много сделано для усиления борьбы с коррупцией, принят базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции». Голосуя за него в 2008 году, депутаты внесли поправки антикоррупционного характера в 26 действующих законодательных актов. Антикоррупционный эффект имели также законы, направленные на сокращение числа необоснованных проверок малого бизнеса, на запрет заключения под стражу до суда лиц, обвиняемых в совершении ряда преступлений экономического характера.

Государственная Дума шестого созыва (2011–2016 гг.) начала работу в 2012 году (первое, организационное заседание состоялось 21 декабря 2011 года). Несмотря на то, что в избранном составе палата парламента продолжает свою работу, уже можно судить об основных приоритетах и говорить об определенных достижениях. Одним из приоритетных направлений работы Государственной Думы шестого созыва стала модернизация политической системы. После внесения в 2012 году изменений в закон «О политических партиях», упростивших регистрационные процедуры, было зарегистрировано сорок восемь партий. В ходе осенней сессии 2012 года был установлен новый порядок формирования Совета Федерации.

Развивая экономическое законодательство, депутаты шестого созыва приняли федеральные законы «О государственном оборонном заказе» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Существенно усилен контроль за соответствием расходов и доходов выборных и должностных лиц, принят Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В 2012 году Россия стала членом Всемирной торговой организации, и в этом же году было сформировано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана.

Приоритетными направлениями деятельности Государственной Думы шестого созыва остаются социальное законодательство и законы о защите прав человека. В этой сфере можно указать на федеральные законы «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Огромный резонанс в Российской Федерации и за рубежом вызвали законы о защите прав детей: запрет на усыновление российских детей однополыми парами, а также одинокими гражданами в тех странах, где такие браки легализованы; введение ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и так далее. Законодательство в данном случае встало на защиту традиционных ценностей, выразило точку зрения большинства российского общества в острых международных дискуссиях.

Таким образом, парламентаризм в России исторически возникал и развивался в жестких, неблагоприятных условиях. Создание парламентских учреждений было скорее попыткой найти инструмент возможного предотвращения неуправляемого развития политического революционного процесса. Из множества прямых и косвенных, важных и второстепенных факторов столь тяжелого исторического пути парламентаризма в России можно выделить три основных: относительно недолгая по сравнению с европейскими институтами история отечественного парламентаризма; незнание исторических уроков и неготовность российского общества воспринять и защищать слабые ростки парламентской демократии; отсутствие политической, а подчас и общей культуры в самом обществе, митинговость, непрофессионализм.

Двадцатилетний опыт современного парламента свидетельствует, что парламентаризм в России набирает силу и становится влиятельным фактором общественного развития. Постепенно формируется и корпус профессиональных парламентариев. Роль парламента при сохранении принципа разделения властей получает дополнительное развитие.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...