Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы расчета срока окупаемости инвестиционных проектов в при различных денежных потоках




Расчет срока окупаемости (PB) - это один из самых простых и широко распространенных методов экономического обоснования инвестиций в мировой практике. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиционных вложений:

- если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими;

- если доход по годам распределяется неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.

Пример.

Расчет срока окупаемости при равномерных денежных потоках

Руководством фирмы было принято решение о приобретении нового компьютера для замены устаревшего. Первоначальные затраты (финансовые вложения) на покупку и установку оборудования составят 10 000 тыс. руб. Доход фирмы ожидается в размере 3000 тыс. руб. в расчете на год. Руководство фирмы считает затраты на приобретение оборудования оправданными, если они окупятся в течение 6 лет. Прибыль в течение каждого года из шести лет эксплуатации оборудования будет равной 2000 тыс. руб., амортизация - 1000 тыс. руб. Норматив налога на прибыль составляет 30%.

Необходимо определить, каков срок окупаемости оборудования и целесообразно ли, исходя из экономически оправданного срока службы, приобретать данное оборудование?

Рассчитаем срок окупаемости инвестиций:

PB =10000/(2000*(1-0,3)+1000=4,17

Срок окупаемости инвестиций, составляет примерно 4 года и два месяца (4,17), что значительно меньше экономически оправданного срока окупаемости, равного 6 годам, поэтому приобретение нового оборудования экономически обоснованно.

Пример.

Расчет срока окупаемости при неравномерных денежных потоках

Руководство фирмы хочет приобрести новый автобус. Машина стоит $90 000. Затраты на доставку и постановку на учет машины составят $4000. Экономически оправданный срок окупаемости фирма принимает равным пяти годам. Налог на прибыль составляет 30%.

Доход, прибыль и амортизация по годам распределяются следующим образом (Табл. 13).

Таблица 13

 

Годы Доход Прибыль Амортизация

1 20000 12000 8000

2 25000 17000 8000

3 30000 22000 8000

4 35000 27000 8000

5 35000 27000 8000

Необходимо определить целесообразность приобретения автобуса исходя из экономически оправданного срока окупаемости инвестиций.

Для определения срока окупаемости сведем все расчеты в Табл. 14.

Таблица 14

Годы Доход (Д) Амортизация (А) Прибыль Налог на прибыль Сумма (ЧП и А) Баланс на конец года (+/-)
0 - покупка и поставка автобуса           -94000
            -77600
            -57600
            -34300
            -7400
            -7400
Итого           +19500

По данным Табл. 14 затраты на приобретение машины окупятся на пятом году ее эксплуатации.

Однако для точности ответа необходимо определить, сколько времени пройдет в пятом году эксплуатации машины, прежде чем окупятся единовременные затраты на ее покупку, доставку и постановку на учет.

Расчет произведем по формуле.

Mr = 12 *(K - Σ Дчi)/ Дч

где: Mr - количество месяцев на соответствующем году эксплуатации, в течение которых полностью окупятся затраты на приобретение, доставку и постановку на учет машины; 12 - количество месяцев в году; Дч- сумма чистой прибыли и амортизации в году, в котором окупятся затраты на приобретение и поставку машины, руб.; Σ Дчi- сумма чистой прибыли и амортизации за экономически оправданный срок эксплуатации машины за исключением последнего года, руб.; K - единовременные затраты на покупку, доставку и постановку на учет машины руб.

Подставляя данные из таблицы, определим Mr:

12*(94000-(16400+19900+23400+26900)/26900=3,3мес

Таким образом, срок окупаемости инвестиций составит 4 года 3,3 месяца. Поскольку экономически оправданный период окупаемости инвестиций приняла равным пяти годам, то, следовательно, инвестиционный проект следует реализовать.

Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, на которые необходимо обращать внимание при анализе:

- показатель не учитывает влияние доходов последних периодов;

- он не обладает свойством аддитивности;

- если при расчете срока окупаемости использовать не дисконтированные величины, то он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением ее по годам.

Для избежания этого недостатка наиболее целесообразно срок окупаемости определять на основе дисконтированных величин, как дохода,

так и инвестиций.

Пример.

Гостиница “Неверленд” провела реконструкцию здания и техническое перевооружение производства, на проведение которых было израсходовано 5 млн. руб. В результате этого денежные поступления (чистая прибыль плюс амортизационные отчисления) по годам за расчетный период составили (Табл. 15):

Таблицы 15

Годы Денежные поступления (млн. руб.)

1 1,2

2 1,8

3 2,0

4 2,5

5 1,5

Ставка дисконта составляет - 20%. Требуется определить срок окупаемости с использованием различных методов:

1. Определить срок окупаемости без учета дисконтирования денежных поступлений:

а) на основе среднегодовой величины денежных поступлений. Среднегодовая величина денежных поступлений составит:

(1,2 + 1,8 + 2,0 + 2,5 + 1,5) / 5 = 1,8 млн. руб.

срок окупаемости = 5 / 1,8 = 2,78 года;

б) на основе нарастания денежных средств по годам до достижения величины капитальных вложений. В этом случае срок окупаемости составит 3 года, так как за этот период времени накапливается достаточная сумма денежных средств для покрытия инвестиционных вложений.

(1,2 + 1,8 + 2,0) = 5 млн. руб.

2. Исчислить срок окупаемости с учетом дисконтирования денежных поступлений. Дисконтированные суммы денежных поступлений по годам составят:

1-й год 1,2 / 1 + 0,2 = 1,0 млн. руб.

2-й год 1,8 / (1 + 0,2)² = 1,25 млн. руб.

3-й год 2 / (1 + 0,2)³ = 1,116 млн. руб.

4-й год 2,5 / (1 + 0,2)4 = 1,2 млн. руб.

5-й год 1,5 / (1 + 0,2)5 = 0,6 млн. руб.

а) на основе среднегодовой величины денежных поступлений.

Среднегодовая величина дисконтированных денежных поступлений составит:

(1,0 + 1,25 + 1,16 + 1,2 + 0,6) / 5 = 1,042 млн. руб.

срок окупаемости = 5 / 1,042 = 4,79 года;

б) на основе нарастания дисконтированных денежных поступлений до момента покрытия капитальных вложений:

Mr = 12 * (5 - 1,0 + 1,25 + 1,116 + 1,2) / 0,6 = 12 * 0,723 = 8,67

Срок окупаемости = 4 года + Mr = 4 года и 7,8 месяца

Таким образом, сроки окупаемости капитальных вложений, исчисленные на основе различных методов, существенно разнятся. Следует отметить, что каждое предприятие самостоятельно определяет способ расчета данного показателя по своему усмотрению. Однако наиболее объективными сроками окупаемости являются сроки окупаемости инвестиционных проектов рассчитанные с учетом дисконтирования денежных поступлений. Они не занижают его величину, особенно, в условиях нестабильной экономики (в отличие от сроков окупаемости, рассчитанных без учета дисконтирования).

Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным:

- когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта - главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее;

- когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект.

Следует отметить, что если инвестиционные средства вкладываются в открытие нового предприятия (инвестиционный проект), то срок окупаемости для различных предприятий рынка свой и зависит от целого ряда факторов. К таким факторам относят:

- масштабность инвестиционного проекта;

- спрос на услуги данного предприятия (уровень доходности);

- величина инвестиционных вложений и т.д.

Глава 8. ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

8.1. Принципы планирования (и прогнозирования) на предприятии

Планирование (и прогнозирование) - являются важнейшими составными механизма управления предприятия, без которых невозможна его успешная работа. Под планированием деятельности предприятия понимается систематический информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития. Планирование (и прогнозирование) позволяют предприятию:

_ предвидеть перспективу развития на будущее;

_ более рационально использовать имеющиеся ресурсы;

_ избежать риска банкротства;

_ более целенаправленно и эффективно проводить научно-

техническую и инвестиционную политику;

_ предвидеть позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на финансовое состояние и своевременно принять необходимые меры;

_ повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования развития производства. К ним относятся:

_ непрерывность планирования - на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов.

Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

_ научность - планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно проверенных методах. В планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий;

_ нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и достижение максимальной прибыли;

_ принцип ведущих звеньев и приоритет их реализации. На предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, что под силу только профессиональным менеджерам;

_ принцип взаимной увязки и координации - планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

Эти основные принципы использовались при плановой экономике,но они не потеряли своей актуальности и для условий рыночной экономики. При этом рыночная экономика имеет свою специфику и особенности, и поэтому вышеприведенные принципы должны быть дополнены принципами следующего содержания:

_ в основе плана экономического и социального развития предприятия должен быть хорошо разработанный прогноз - стратегия развития предприятия на будущее;

_ учет и предвидение инфляционных процессов;

_ знание перспективы развития индустрии (на региональном, национальном и международном уровнях);

_ учет конъюнктуры рынка и прогнозирование цен;

_ знание и учет поведения своих основных конкурентов.

Учет совокупности принципов при разработке плана развития предприятия позволяет избежать многих ошибок и составить научно обоснованный и достоверный план.

8.2. Финансовое планирование на предприятии

Современное предприятие - это сложный, многоуровневый механизм, успешная работа которого напрямую зависит от того, как организованы: его структура, внутренние и внешние информационные и финансовые потоки, и поэтому планированию его деятельности следует уделять особое внимание. Планирование финансов помогает предприятию поддерживать стабильное финансовое состояние.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия и, прежде всего его прибыль. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Планирование финансов осуществляется через управление балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а также через регулирование использования средств.

Значение финансового плана заключается в том, что он:

_ содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

_ дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

_ служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

На практике, выделяют два вида финансового планирования:

_ долгосрочное финансовое планирование - определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений;

_ краткосрочное финансовое планирование - это планирование на период не более одного года. За период такой протяженности, как правило, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры.

Краткосрочные решения должны приниматься в соответствии с общими целями предприятия. Как правило, такие решения принимаются на основе финансовых расчетов, сформированных с учетом полученного в прошлом опыта.

8.3. Бюджетирование, как составная часть финансового планирования производства

Бюджетирование - это последовательность операций, необходимых для составления бюджета в пределах отдельного предприятия.

Бюджетный процесс зависит от типа предприятия и его требований к планированию и контролю.

Бюджет представляет собой количественное воплощение плана, характеризует доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Однако необходимо отметить, что на практике, на любом предприятии маловероятно, чтобы фактическая эффективность полностью совпадала с бюджетными показателями. Основная причина этого заключается в том, что оперативные решения, воплощенные в бюджете, определяются заблаговременно, до начала фактической деятельности, а процесс прогнозирования затрат и поступлений связан с высокой степенью неопределенности и рисками.

Работа по составлению бюджета на предприятии возлагается на финансового менеджера и осуществляется в несколько этапов

 

 


Рис. 12. Методика бюджетирования на предприятии

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, с позиции количественных оценок бюджетирование заключается в построении так называемого общего (генерального) бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Процесс построения таких бюджетов (бюджетирование) может осуществляться, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. На предприятиях, в большей степени используется краткосрочное бюджетирование. При этом не все бюджеты входят в компетенцию финансового менеджера, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов с необходимостью выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности, являющейся основным результатом текущего финансового планирования.

Таким образом, общий бюджет предприятия - это скоординированный по всем подразделениям и департаментам и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

Общий бюджет является обобщением функциональных ресурсов, с помощью которого можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...