Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XXVII. О воскресении.




Глава XXVII

О воскресении.

 

Мы веруем также и в воскресение мертвых. Ибо будет, истинно будет воскресение мертвых. Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято.

Если же нет воскресения, то да ямы и паем (1 Кор. XV, 32) и устремимся к жизни, полной удовольствия и утех. Если нет воскресения, то чем мы отличаемся от бессловесных? Если нет воскресения, то мы должны считать счастливыми полевых зверей, проводящих беспечальную жизнь. Если нет воскресения, то нет и Бога, нет Промысла, но все управляется и движется случайно. Ибо мы видим, что вот весьма многие праведники терпят нужду и обиды и не получают никакой помощи в настоящей жизни, а грешники и неправедные изобилуют богатством и всякой роскошью. И кто здравомыслящий признал бы это делом правосудия или мудрого Промысла? Итак, будет, будет воскресение. Ибо Бог праведен и уповающим на Него бывает мздовоздаятелем. Поэтому, если бы одна только душа упражнялась в подвигах добродетели, одна бы она и увенчивалась, и если бы одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, одна бы, по справедливости, и наказывалась. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то, по справедливости, вместе они и получают воздаяние.

И божественное Писание также свидетельствует, что будет воскресение тел. Так говорит Бог Ною после потопа: Яко зелие травное дах вам все. Точно мяса в крови души да не снесте. И крови вашей душ ваших изыщу, от руки всякого зверя изыщу ея: и от руки всякого человека брата его изыщу души его. Проливали кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека (Быт. IX, 3). Каким же образом Бог взыщет кровь человеческую от руки всяких зверей, если не воскресит тел людей умерших? Ибо зверей за человека не предают смерти.

Еще Моисею: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Несть Бог — Бог мертвых, тех, которые умерли и более не будут существовать, но — живых (Hсx. Ill, 6), души которых живут в руце Божией (Прем. Ill, 1), а тела снова оживут через воскресение. И богоотец Давид говорит к Богу: отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. CIII, 29). Вот речь о телах. Потом присовокупляет: послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (ст. 30).

Исайя также говорит: воскреснут мертвии, и востанут сущий во гробех (XXVI, 19). Очевидно же, что не души полагаются в гробах, но тела.

И блаженный Иезекииль говорит: и бысть внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы и плоть растяше, и восхождаше на них и протяжеся им кожа верху (Иезек. XXXVII, 7). Потом он учит, как, по повелению Божию, возвратился в ня дух жизни (ст. 9 — 10)[216][41].

А также и божественный Даниил говорит: и во время оно востанет Михаил князь великий стопи, о сынех людей твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времени онаго: и в то время спасутся люди Твои вcu, обретшиися вписани в книзе. И мнози от спящих в земной персти востанут, сии в жизнь вечную, а они и во укоризну и встыдение вечное. И смыслящий просветятся, аки светлость тверди, и от праведных многих аки звезды во веки, и еще просветятся (Дан. XII. 1 — 3). Ясно, что, говоря: мнози от спящих в земной персти восстанут, пророк показывает на воскресение тел, ибо, конечно, никто не скажет, что души спят в персти земной.

Но также и Господь в святых Евангелиях совершенно ясно передал о воскресении тел: услышат, говорит Он, сущий во гробех глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешении живота, а сотворшии злая в воскрешении суда (Иоан. V, 28 — 29). Никто здравомыслящий не скажет, что души находятся во гробах.

Но Господь не словом только, но и самим делом удостоверил воскресение тела. Прежде всего Он воскресил Лазаря четверодневного, уже предавшегося тлению и смердевшего (Иоан. XI, 39 — 44); воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душею, и не другое тело, но то самое, которое уже предалось тлению. Ибо, каким образом узнали бы или поверили бы воскресению умершего, если бы не доказывали этого характеристические признаки? Но Лазаря Он воскресил для доказательства Своей божественности и для уверения в Своем и нашем воскресении, — Лазаря, долженствовавшего снова умереть. Сам же Господь сделался начатком совершенного и уже не подпадающего под власть смерти воскресения. Поэтому-то божественный Апостол Павел говорил: аще мертвии не востают, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, то следовательно суетна вера наша, следовательно, аща находимся во гресех наших (1 Кор. XV, 16 — 17), И далее: так как Христос воста, начаток умершим [бысть] (1 Кор. XV, 16), и перворожден из мертвых (Кол. 1, 18). И еще; аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с ним (1 Сол. (Фес. ) IV, 14), Тако, говорит Апостол, (т. е. ) как воскрес Господь.

Ясно, что воскресение Господа было соединением нетленного Его тела и души( ибо они были разлучены), ибо Он сказал: разорите церковь сию, и треми денми воздвигнут (Иоан. II, 19). Святое Евангелие — достоверный свидетель, что Он говорил это о Своем теле (Иоан. II, 21). Осяжите мя и видите, говорит Господь Своим ученикам, думавшим, что они видят духа, яко аз есмь и не изменился, яко дух плоти и кости не имать якоже мене видите имуща (Лук. XXIV, 39). И сказавши это, показал им руки и ребро и предлагает Фоме для осязания. Неужели этого недостаточно для уверения в воскресении тел?

Еще божественный Апостол говорит: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. XV, 53). И еще: сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, востает в силе: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, т. е. грубое и смертное, востает тело духовное (1 Кор. XV, 42 — 44), каково тело Господа по воскресении, проходившее сквозь закрытые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье. Ибо будут, говорит Господь, яко ангели Божий (Мф. XXII, 30); не будет уже ни брака, ни деторождения. Действительно, божественный Апостол говорит: наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его (Фил. Ill, 20 — 21), разумея здесь не превращение в другой образ, нет, — но, вернее, изменение из тленного в нетленное[217][42].

Но речет некто: како востанут мертвии (1 Кор. XV, 35)? О неверие! О, безумие! Кто единым хотением превратил прах в тело, Кто малой капле семени в утробе повелел расти и образовать этот многовидный и многообразный организм нашего тела. Тот не скорее ли может одним только хотением воскресить то, что уже было и разрушилось? Коим же телом приидут (1 Кор. XV, 35)? Безумно (ст. 36)! Если ожесточение не позволяет тебе веровать словам Божиим, веруй, по крайней мере, делам! Ибо ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже севши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. XV, 36 — 38). Смотри, семена зарываются в бороздах, как в могилах. Кто образует им корни, стебель, листья, колосья и тончайшие ости (на колосьях)? Не Творец ли всего? Не повеление ли Того, Кто устроил все? Таким же образом веруй, что и воскресение мертвых будет по божественному желанию и мановению. Ибо Его желанию сопутствует могущество.

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А сотворшии благая просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков, Аминь.

 


[1][1] Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих, 1 Migne, s. gr., t. III, coll 609–613.

[2][2] Григорий Богослов, слово 28. Migne, s. gr., t. XXXVI, col. 40. Перев. Моск. Дух. Академии, ч. III (1889), стр. 21.

[3][3] Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих, 1. Григорий Богослов, слово 31, Migne, s. gr., t. XXXVI, coll. 156–157. Перевод стр. 99–100.

[4][4] Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих, 1–2.

[5][5] Григорий Богослов, слово 28.

[6][6] Афанасий Александрийский. Против язычников. Migne, s. gr., t. XXV, coll. 69–77. Перевод Моск. Дух. Акад., ч. III (1902), стр. 171–177.

[7][7] Григорий Богослов, слово 28. Migne, s. gr., t. XXXVI. coll. 45–47. Перев. ч. III, стр. 25–26. Афанасий Александрийский. О воплощении Слова. Migne, s. gr., t. XXV, coll. 97–100. Перев., ч. 1, стр. 193.

[8][8] Григорий Богослов, слово 28. Migne, s. gr., t. XXXVI, coll. 33. Перев., ч. III. стр. 17

[9][9] Там же. Migne, 36; перев., 18.

[10][10] Григорий Богослов, слово 28. Migne, 36. Перев. 18.

[11][11] Григорий Богослов, слово 28. Migne, 36–37. Перев. 19.

[12][12] Григорий Богослов, слово 29. Migne, 76. Перев., 43.

[13][13] Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих. Migne, 820, 841.

[14][14] Григорий Нисский. Большое огласительное слово, глава 1. Перевод Моск. Дух. Акад., ч. IV, стр. 5–9.

[15][15] Григорий Богослов, слово 31, 38, 41. Migne, s. gr., t. XXXVI, coll. 137, 320, 441 etc. Перевод, ч. III, стр. 86. 198 и др. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 2–3. Перевод, ч. IV, стр. 9–12.

[16][16] Григорий Нисский, там же. Василий Великий. О Св. Духе к Амфилохию. Перевод Моск. Дух. Академии, ч. III (1891), стр. 245.

[17][17] Григорий Богослов, слово 22, 42, 6, 31 и 40.

[18][18] Григорий Богослов, слово. 29, 30. Кирилл Александрийский.. Сокровище,. 4–5.

[19][19] Григорий Богослов, слово 20.

[20][20] Григорий Богослов, слово 20, 29. Кирилл Ал.. Сокровище, 5, 6, 7, 16, 18.

[21][21] Григорий Богослов, послание к Евагрию.

[22][22] Григорий Нисский, Против Евномия, кн. 1-ая. Перевод Моск. Дух. Академии, ч. V (1863), стр. 136–150. Кирилл Ал.. Сокровище, 5.

[23][23] Григорий Богослов, слово 25, 29, 30, 31, 39. Афанасий Александр., Изложение веры. Migne, s. gr., t. XXV, coll. 200–208. Перев. Моcк. Дух. Акад., ч. 1 (1902), стр. 264–267.

[24][24] Кирилл Ал., Сокровище, 1. Григорий Богослов, слово 29.

[25][25] Кирилл Ал., Сокровище, 32. Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 1.

[26][26] Григорий Богослов, слово 22, 37 и 31.

[27][27] Григорий Богослов, слово 31, 20.

[28][28] Григорий Богослов, слово 25 и послание к Евагрию.

[29][29] Григорий Богослов, слово 23, 20.

[30][30] Григорий Богослов, слово 20, 28, 40.

[31][31] Григорий Богослов, слово 31.

[32][32] Григорий Богослов, слово 20, 31, 39 и 40. Василий Великий, письмо 38. Дионисий Ар., Об именах Божиих, 2.

[33][33] Григорий Богослов, слово, 20, 31, 39.

[34][34] Григорий Богослов, слово 31.

[35][35] Григорий Богослов, слово 30. Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих. 2–4

[36][36] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 5.

[37][37] Григорий Богослов, слово 34, 31 и послание к Евагрию. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2.

[38][38] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 1; О небесной иерархии, 15, Григорий Богослов, слово 31.

[39][39] Григорий Богослов, слово 31. 21

[40][40] Афанасий Александр., Слово 2-ое против ариан. 22

[41][41] Григорий Богослов, слово 30. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 1. 23

[42][42] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 5.

[43][43] Григорий Богослов, слово 28. Григорий Нисский, О душе и воскресении.

[44][44] Григорий Богослов, слово 41. 25

[45][45] Григорий Богослов, слово 30.

[46][46] Василий Великий, Против Евномия, книга 5-ая.

[47][47] Григорий Богослов, слово 3, 22, 40.

[48][48] Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 5.

[49][49] Григорий Богослов, слово 40.

[50][1] Григорий Богослов, слово 29, 38, 41, 45, Migne, s, gr„ t. XXXVI, coll. 77, 320 etc. Перевод ч. III (1889), стр. 44, 197.

[51][2] Григорий Богослов, слово 38, 45, Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 4. Migne, s. gr., t. III, col. 177. Перевод (1839), стр. 18.

[52][3] Григорий Богослов, слово 38, 45.

[53][4] Немезий, О природе человека 1. Migne, s. gr.. t. XI, col. 521. Перевод Ф. Владимирского (Почаев 1904), стр. 31.

[54][5] Григорий Богослов, слово 28.

[55][6] Григорий Богослов, слово 28. Migne, XXXVI, 72. Перев., 40. Кирилл Александр., Сокровище, 31. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 3, Migne III, 165—168. Перевод, 15—17.

[56][7] Григорий Богослов, слово 28. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 9.

[57][8] Григорий Богослов, слово 38. Василий Великий, О Святом Духе, 16. Migne, XXXII, coll. 136—137. Перевод Моcк. Дух. Акад., ч. III (Москва, 1891), 235.

[58][9] Некоторые отцы церкви, напр. Мефодий Патарский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, учили, что дьявол и его соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым вверен был низший мир.

[59][10] Григорий Богослов, слово 2.

[60][11] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 4.

[61][12] Немезий, О природе человека, 1.

[62][13] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1-ая Migne, s. gr., t. XXIX, coll. 21, 25, 28, Перевод Моcк. Дух. Акад., ч, 1 (Москва, 1891), стр. 15, 18–20.

[63][14] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 3-ья. Migne. 57. Перевод, 39–40. 34.

[64][15] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 1 и 3. 35.

[65][16] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 2-ая.

[66][17] Там же.

[67][18] Василий В„ Беседа 6-ая.

[68][19] Василий Великий, Беседа на Шестоденев 6-ая. 38

[69][20] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 6-ая. Немезий, О природе человека, 36–37.

[70][21] Василий В., Беседа на Шестоднев 6-ая.

[71][22] Василий В., Слово на Рождество Христово.

[72][23] Немезий, О природе человека, 5.

[73][24] Немезий, О природе человека, 5.

[74][25] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 4-ая.

[75][26] Василий Великий, Беседа на Шестоднев 8-ая.

[76][27] Василий Великий (? ). Беседа о рае, Migne, s. gr., t. XXX, coll. 61–72.

[77][28] Григорий Нисский, Об устроении человека, 2. Перевод Моcк. Дух, Акад., ч. 1 (1861), стр. 85.

[78][29] Григорий Богослов, слово 38 и 45.

[79][30] Немезий, О природе человека, I, Migne, 512, 516. Перевод, 25, 27.

[80][31] Григорий Богослов, слово 38 и 45.

[81][32] Григорий Богослов, слово 38 и 45.

[82][33] Григорий Богослов, слово 38 и 45.

[83][34] Афанасий Алекс.. Против Аполлинария книга первая. О воплощении Господа. Перевод Моcк. Дух. Акад., ч. III (1903), стр. 315–340.

[84][35] Максим Исповедник, О душе, Migne, s. gr., t. XCI.

[85][36] Немезий, О природе человека, 1. Migne, 505–508. Перевод, 21–22.

[86][37] Немезий, О природе человека, 23. Migne, 693. Перевод, 132.

[87][38] Немезий, О природе человека, 19. Migne. 688. Перевод, 127.

[88][39] Немезий, О природе человека, 20. Migne, 688–689. Перевод, 128.

[89][40] Немезий, О природе человека, 21. Migne, 692. Перевод, 130–131.

[90][41] Немезий, О природе человека, 6. Migne, 632–633. Перевод, 90–92.

[91][42] Немезий, О природе человека, 7. Migne, 644. Перевод, 97.

[92][43] Немезий, О природе человека, 10–11. Migne, 657–660. Перевод, 106–107.

[93][44] Немезий, О природе человека, 9, 8. Migne, 656, 652. Перевод, 104–105, 101–102.

[94][45] Немезий, О природе человека, 12. Migne, 660. Перевод, 107–108.

[95][46] Григорий Нисский. Об устроении человека, 12, 14 и 15.

[96][47] Немезий, О природе человека, 13. Migne, 660, 661, 684. Перевод, 108–111

[97][48] Немезий, О природе человека Migne, 673, 676. Перевод, 117–120.

[98][49] Максим Исповедник, Письмо 1-ое, к Марину. Migne, s. gr., t. XCI.

[99][50] Максим Исповедник, Письмо 1, к Марину.

[100][51] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. Письмо 1-ое к Марину, Migne, s. gr., t. XCI.

[101][52] Максим Исповедник, Письмо 1-ое к Марину, Migne, s. gr., t. XCI.

[102][53] Максим Исповедник, Диалог с Пирром.

[103][54] Максим Исповедник, Диалог с Пирром.

[104][55] Немезий, О природе человека, 29. Migne, 717–720. Перевод, 146–147.

[105][56] Немезий, О природе человека, 30 и 31, Migne, 720–728. Перевод, 147– 150.

[106][57] Немезий, О природе человека, 32. Migne, 728–729. Перевод. 151–152

[107][58] Немезий, О природе человека, 30. Migne, 720–721. Перевод, 147–148.

[108][59] Немезий, О природе человека, 33. Migne, 732. Перевод, 154.

[109][60] Немезий, О природе человека, 39. Migne, 761–764. Перевод, 172–174.

[110][61] Немезий. 41, Migne, 773–776. Перевод, 180–182.

[111][62] Немезий, 42–43, Migne, 780–793. Перевод. 186–193.

[112][63] Немезий, 44. Migne, 813. Перевод, 205.

[113][64] Немезий, 44. Migne, 809–812. Перевод, 203–204.

[114][65] Немезий, 37. Migne. 749–753. Перевод, 166–168.

[115][1] Григорий Богослов, слово 6 и 38. Григорий Нисский, Большое огласительное слово. 20.

[116][2] Василий Великий, Слово на Рождество Христово.

[117][3] Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI.

[118][4] Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан.

[119][5] Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771.

[120][6] Григорий Богослов, слово 29.

[121][7] Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243.

[122][8] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию.

[123][9] Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию.

[124][10] Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию.

[125][11] Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию.

[126][12] Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й.

[127][13] Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита.

[128][14] Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й.

[129][15] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644.

[130][16] Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию.

[131][17] Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1.

[132][18] Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 — 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27.

[133][19] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292.

[134][20] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301.

[135][21] Максим Исповедник, там же. Migne, 304.

[136][22] Там же. Migne, 304.

[137][23] Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария.

[138][24] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321.

[139][25] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321.

[140][26] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293.

[141][27] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325.

[142][28] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296.

[143][29] Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312.

[144][30] Григорий Богослов, слово 31.

[145][31] Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину.

[146][32] Василий Великий, письмо 38.

[147][33] Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 348–349.

[148][34] Там же. Migne, 336–337.

[149][35] Там же. Migne, 337–340 и 341.

[150][36] Максим Исповедник. Там же. Migne, 340, 341, 344.

[151][37] Иоанн Златоуст, Беседа 1-ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1-ая, стр. 10.

[152][38] Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану. Migne, s. lat., t. LIV, col. 765–772

[153][39] Там же.

[154][40] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2.

[155][41] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 349–352. Лев В. письмо XXVIII, к Флавиану. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария.

[156][42] Афанасий Александр., послание 11-ое к Серапиону.

[157][43] Григорий Богослов, послание 1-ое к Кледонию и слово 40-ое.

[158][44] Григорий Богослов, слово 45.

[159][45] Григорий Богослов, слов 39.

[160][46] Григорий Богослов, слово 29, 30.

[161][47] Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию.

[162][48] Там же.

[163][49] Максим Исповедник, Диалог с Пирром.

[164][50] Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Лев Великий, письмо XXVIII-oe к Флавиану.

[165][51] Григорий Богослов, слово 30.

[166][52] Григорий Богослов, 34.

[167][53] Григорий Богослов, 43, 30.

[168][54] Максим Исповедник, Диалог с Пирром.

[169][55] Афанасий Александр., О спасительном пришествии Христа.

[170][56] Григорий Богослов, слово 30, 45. Иоанн Златоуст. Беседа LXIII на Евангелие Иоанна.

[171][57] Григорий Богослов, слово 30.

[172][58] Там же.

[173][59] Максим Исповедник, Послание к Марину. Григорий Богослов, слово 30. Афанасий Алекс., О спасительном пришествии Христа.

[174][60] Афанасий Алекс., О спасительном пришествии Христа.

[175][61] Афанасий Александр., О воплощении. Григорий Нисский, Против Евномия, книга 1.

[176][1] Григорий Богослов, послания к Кледонию.

[177][2] Василий Великий, О Святом Духе, 6.

[178][3] Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию.

[179][4] Григорий Богослов, слово 39.

[180][5] Афанасий александ., О воплощении. Кирилл алекс.. Толкование на св. Иоанна, кн. 1-ая.

[181][6] Григорий Нисский, Против Евномия, кн. 3-я.

[182][7] Григорий Богослов, 1-е послание к Кледонию. Василий Вел. О крещений, 1, 12.

[183][8] Григорий Богослов, слово 40.

[184][9] Григорий Богослов, слово 40.

[185][10] Василий Великий. О Святом Духе, гл. 27.

[186][11] Григорий Богослов, слово 45. Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 3.

[187][12] Иоан Златоуст, Беседа LXXXIII на евангелие Матфея.

[188][13] Василий Великий, О Св. Духе, 27.

[189][14] Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 37.

[190][15] Иоанн Златоуст, Беседа 111-я на послание к Ефесянам.

[191][16] Григорий нисский. Слово на Рождество Господа.

[192][17] Григорий нисский. Слово на Рождество Господа.

[193][18] Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик.

[194][19] Василий Великий, О Святом Духе, 18.

[195][20] Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик и О Святом духе, 18, 27.

[196][21] Кирилл александр. Сокровище, 34.

[197][22] Григорий Богослов, слово 29.

[198][23] Григорий Богослов, слово 32.

[199][24] Григорий Богослов, слово 29.

[200][25] Григорий Богослов, слово 29.

[201][26] Григорий Богослов, слово 29.

[202][27] Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на послание к Римлянам.

[203][28] Иоанн Дамаскин, Диалог против манихеев. Василий Великий, Беседа о том, что Бог не есть виновник зла.

[204][29] Василий Великий, там же.

[205][30] Василий Великий, там же.

[206][31] Иоанн Дамаскин, Диалог против манихеев.

[207][32] Григорий Богослов, слово 41.

[208][33] Афанасий александр., Беседа об обрезании и субботе.

[209][34] Афанасий александр., Беседа об обрезании и субботе.

[210][35] Там же.

[211][36] Григорий Богослов, слово 45.

[212][37] Григорий нисский, Об устроении человека. 16.

[213][38] Иоанн Златоуст, XXXIX-ая беседа на Бытие.

[214][39] Григорий Богослов, слово 40,

[215][40] Григорий Богослов, слово 35, Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на 2-ое послание к Солунянам.

[216][41] Григорий нисский, О душе и воскресении.

[217][42] Григорий нисский, О душевоскресении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...