Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный подход в менеджменте.

Полномочия и ответственность в системе менеджмента

Важнейшей функцией организации является разработка структуры организации и распределение задач и функций между уровнями и подразделениями. Основное средство установления производственных отношений – процесс делегирования полномочий. Это процесс объективный и вынужденный. Делегирование полномочий означает передачу задач и конкретных полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их решения вовремя и качественно. Вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующие полномочия.

Полномочия – это ограниченное право распоряжаться конкретными ресурсами организации для выполнения задач и в то же время это возможность определять действия или функции конкретных работников. Полномочия в организации связаны с должностью, а не с конкретным человеком, занимающим ее в данный момент.

Делегирование задач и полномочий ставит другую проблему – определения и распределения ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять все работы и решать конкретные задачи, присущие конкретной занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности. Ответственность

определяет конституция и гражданский кодекс. Существует ответственность исполнителя и руководителя. Ответственность исполнителя это обязательство работника исполнять все делегированные ему задачи и отвечать за результаты труда. Ответственность руководителя – это обязательство его отвечать за решение задач и результаты труда всех подчиненных ему работников. Ответственность, в отличие от полномочий, не делегируется.

Надо различать полномочия и власть. Полномочия – это ограниченное право использовать необходимые ресурсы. Власть это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать. Можно обладать полномочиями и не иметь власти, а можно обладать властью и не иметь полномочий.

Существуют функциональные полномочия и параллельные полномочия. ФП это право руководителя самостоятельно принимать решения, но в пределах определенных функций и в пределах вида деятельности. ПП это полномочия, которые реализуются аппаратом организации высших уровней государственной власти, например федеральным собранием.

 

Цель как важнейшая характеристика менеджмента. Классификация целей. Понятие «дерева целей».

Все начинается с миссии любой организации – функционально-целевое назначение организации.

При формировке миссии необходимо ориентироваться на перспективу, на стратегию. Миссия не должна зависеть от текущего состояния фирмы. Нельзя указывать в качестве миссии получение прибыли. Это отталкивает потребителя.

Далее формируются цель организации. Существует специальный классификатор целей.

Классификация:

- По периоду установления (1-5 лет стратегические, до 1 года тактические и

оперативные)

- По содержанию (политические, экономические, социальные, научные)

- По структуре (маркетинговые, инновационные, кадровые)

- По среде (внутренние – стабилизация и устойчивость, внешние – качество

продукции)

- По приоритетности

- По измеримости (количественные и качественные)

- По повторяемости (постоянные, периодические, разовые)

- По иерархии (цели организации в целом и ее конкретных подразделений)

 

Дерево целей представляет собой граф. Идет декомпозиция цели на конкретные подцели. Основную цель дифференцируют на основные подсистемы организации.

Правила дерева целей:

Общая цель, находящаяся на вершине графа должна содержать описание

запланированного конечного результата.

При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты,

а не способы их получения.

Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг

из друга, т.е. не должны быть рекуррентными.

Фундамент дерева цели должны составлять задачи, представляющие собой

формулировку конкретных работ, которые выполняются с использованием конкретных

технологий.

Например, чтобы обеспечить качество продукции учебного заведения необходимо на

нижнем уровне обеспечить прием студентов с заданным уровнем знаний с помощью

системы аттестации (входной контроль).

Количество уровней декомпозиции зависит от сложности организации и стоящих перед

ней целей

 

Понятие деловой стратегии и ее значение в повышении конкурентоспособности организации.

Деловая стратегия.

Это стратегия на уровне отдельных фирм, входящих в корпорацию. Главная задача ДС обеспечить фирме долгосрочное конкурентное преимущества для получения высокого уровня рентабельности. Реализация ДС включает три этапа:

1. Разработка научно обоснованной корпоративной миссии (КМ).КМ это своего рода концепция бизнеса – совокупность убеждений, которыми руководствуется персонал компании, это имеющиеся ценности, это стиль управления. КМ необходимо постоянно обновлять в соответствии с потребностями рынка. Требования

Требования к КМ:

1.Простая и четкая формулировка для удобства восприятия всем персоналом

2.Нацеленность миссии на удовлетворение потребностей рынка

3.Четкое описание выпускаемых товаров и услуг и их преимущества.

 

2. Разработка видения и целей корпорации. Видение – мечта о состоянии бизнеса в идеале. Видение любого бизнеса не поддается количественной оценке. Поэтому нельзя оценить, достигли мы видения или не достигли. Цель отражает

уровень, на который необходимо вывести фирму по созданию таких продуктов и услуг, которые ей обеспечат рыночное конкурентное преимущество. Хорошо поставленные служат хорошим мотивационным фактором для всего персонала организации. Задача менеджера – постоянное разъяснение сотрудникам сути видения и целей корпорации.

3. Разработка конкретных мероприятий для достижения стратегических преимуществ. Конкурентное преимущество предполагает высокий и устойчивый уровень доходов фирмы. В центре внимания обеспечения таких преимуществ лежит фактор качества продукции или услуг, под которым понимается качество продуктов или услуг и качество работы самой компании.

 

Системный подход в менеджменте.

В 60 годы возник новый подход – системный анализ. Американские ученые доказали, что в любом деле нужна система, и появилась теория систем. Менеджмент как наука базируется на системном мышлении. Система это множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостность.

Системная концепция позволяет более глубоко изучить характеристики изучаемого объекта и процессы его функционирования. Признаками любой системы являются:

1. Наличие цели функционирования

2. Многоуровневость

3. Наличие строго определенных характеристик (вход системы, выход системы, процесс функционирования)

4. Упорядоченность системы, которая определяется технологией функционирования любой системы.

Любая организация как объект управления менеджмента является системой и состоит как правило из двух подсистем:

1. Основное производство. Это объект управления.

2. Система управления организацией. Субъект управления.

Они в свою очередь являются тоже системами.

На входе любой производственной системы имеются ресурсы. На выходе – продукт или услуга. При поступлении на рынок они становятся товаром. Внутри находится производственно-технологический процесс.

Система управления получает информацию с выхода производства и формирует управляющее воздействие на входе объекта управления. Внутри- технология подготовки и принятия управленческих решений. Ресурсами являются:

1. Методики и стандарты

2. Информация

3. Программное обеспечение

4. Техника

5. Организационное обеспечение

6. Кадровое обеспечение

 

Процедура подготовки и принятия управленческих решений. Под технологией подготовки и принятия УР обычно понимают состав и последовательность конкретных процедур, приводящих к конкретному альтернативному

варианту. УР всегда связаны с необходимостью конкретного воздействия на объект управления

с целью приведения его в желаемое запланированное состояние. Процесс подготовки решения и доведения воздействия до объекта требует затрат временного ресурса, поэтому говорят о процессе принятия решения. Основным источником каждого процесса принятия решения является возникшая проблема. Любая проблема характеризуется несоответствием фактического состояния управляемого объекта и заранее запланированным. Проблема характеризуется проблемной ситуацией. Описание проблемной ситуации содержит 2 части:

1. Характеристика самой проблемы: место возникновения, время возникновения,

сущность и содержание проблемы, границы распространения ее воздействия на работу

конкретной организации или ее частей.

2. Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Эти факторы могут

быть как внутренние, так и внешние.

Существует принципиальная схема процесса принятия решения.

Появление проблемы и ее анализ

Идентификация проблемы

Разработка вариантов решения

Оценка вариантов и принятие решения

Реализация принятого решения

 

Информационное обеспечение (охватывает все этапы)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...