Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шероховатость (микрогеометрия) поверхности машиностроительных деталей




Основы взаимозаменяемости

 

Основным условием взаимозаменяемости является изготовление дета­лей с определенной точностью, в пределах заранее установленных допусти­мых отклонений от расчетных размеров и формы.

1. Взаимозаменяемость и точность

2. Общие сведения о размерах, проставляемых на чертежах деталей и их соединений

3. Определение и обозначение посадок

4. Схематическое графическое изображение полей допусков

5. Система допусков и посадок

6. Выбор и назначение допусков и посадок

7. Шероховатость (микрогеометрия) поверхности машиностроительных деталей

8. Влияние погрешности обработки резанием на точность формы и расположения поверхностей детали

 

  1. Взаимозаменяемость и точность

Представьте себе, что во время работы какой-то машины износилась или сломалась деталь. Что делать? Изготовить ее своими силами? Это по­требует много времени, да и не всегда возможно в силу целого ряда при­чин. Проще взять со склада запасную деталь и заменить ею вышедшую из строя. Конечно, новая деталь должна по своим размерам и форме точно со­ответствовать заменяемой, иначе пришлось бы потратить много времени на ее подгонку. Такая несложная замена стала возможной в современном массовом производстве машин благодаря применению принципа взаимо­заменяемости.

Основным условием взаимозаменяемости является изготовление дета­лей с определенной точностью, в пределах заранее установленных допусти­мых отклонений от расчетных размеров и формы. Что же такое точность?

Точность — это степень приближения фактического размера к раз­меру, указанному на чертеже детали. Чем ближе эти размеры, тем выше до­стигнутая точность. Но получить высокую точность даже после самой тща­тельной механической обработки детали не так-то легко, а получить абсо­лютную, идеальную точность вообще невозможно.

Во-первых, само оборудование, на котором вы работаете, имеет неточно­сти, передающиеся на обрабатываемую деталь. Во-вторых, инструмент, изнашиваясь в процессе работы, приводит к отклонению от заданных разме­ров. В-третьих, обрабатываемая деталь в процессе обработки деформирует­ся. В-четвертых, происходят ошибки в измерениях из-за неточности изме­рительного инструмента, влияния на него температуры, из-за неправильно­го пользования им. Поэтому, даже если измерительный прибор показывает абсолютно точный размер, действительный размер отличается на величину ошибки изготовления самого прибора. В-пятых, допускаются ошибки са­мим рабочим и т. д.

В любой современной машине и даже в измерительных приборах далеко не все поверхности деталей требуют высокой точности обработки. Качество работы машин от этого не снижается. Например, для наружных поверхнос­тей рукояток управления у металлообрабатывающих станков, для махови­ков у трубопроводной арматуры и т. д. точная обработка совсем не нужна. Вполне достаточно, если их удобно охватывать рукой при регулировании рабочих процессов.

Обычно точная обработка бывает необходима для тех поверхностей, ко­торые сопрягаются с поверхностями других деталей машины или механиз­ма. К таким относятся, например, наружная поверхность цапфы вала и по­верхность отверстия зубчатого колеса или шкива, наружная поверхность поршня и внутренняя поверхность цилиндра в двигателях, шпонка и шпо­ночный паз и др. Требуемая точность обработки поверхности зависит от на­значения детали, ее роли в работе машины и от характера соединения по­верхностей.

Если в машине износилась или сломалась деталь, ее заменяют новой, за­пасной, и она встает на место прежней так, будто заранее была пригнана к этой машине.

Достигается это изготовлением взаимозаменяемых деталей, отдельных сборочных единиц и целых машин и механизмов.

Использование принципа взаимозаменяемости деталей стало возмож­ным только благодаря высокой точности обработки и не менее точным спо­собам измерения, достигнутым в наше время. Так что же такое взаимозаме­няемость?

Взаимозаменяемостью называется свойство независимо изго­товленных с заданной точностью изделий обеспечивать возможность бес­пригоночной сборки (или замены при ремонте) сопрягаемых деталей в сбо­рочную единицу, а сборочных единиц в изделие при соблюдении предъяв­ляемых к ним технических требований.

Детали и сборочные единицы взаимозаменяемы только тогда, когда их размеры, форма, физические свойства материалов и другие количествен­ные и качественные характеристики находятся в заданных пределах.

Функциональная взаимозаменяемость распростра­няется на: конструирование (машин, приборов, их составных частей); изго­товление (производство заготовок, обработку деталей, сборку и пр.); кон­троль и измерение (деталей, сборочных единиц, механизмов, систем, вход­ных и выходных параметров изделий в процессе производства и эксплуата­ции); эксплуатацию (обеспечение надежности, долговечности, точности и других функциональных показателей в процессе эксплуатации).

Функциональными названы также параметры, которые влияют на эксплуатационные показатели работы изделия, сборочной единицы или детали. Эти параметры называют так, чтобы подчеркнуть их связь со слу­жебными функциями (функционированием) деталей, сборочных единиц и машин.

Применение принципа взаимозаменяемости при конструировании ведет к повышению качества и снижению себестоимости конструкции. Основан принцип на стандартизации и унификации (объединении в группы) типо­размеров, на целесообразной точности элементов конструкции и др.

Она может быть внешней, когда сборка производится без подгонки, только по присоединительным размерам, и внутренней, когда все эле­менты, входящие в изделие, характеризуются этим свойством. Взаимоза­меняемость может быть полной, когда требуемые эксплуатационные свой­ства, в частности точность, сохраняются у всех изделий, а также — не­полной, когда такое свойство присуще только заранее обусловленной ча­сти изделий.

В машиностроении взаимозаменяемость является основным, свойством совокупности изделий, определяющим качество продукции. Свойствами изделий, определяющими качество отдельных изделий, являются точ­ность, надежность, долговечность и др. (рис. 1).

Рис. 1

Взаимозаменяемость — основа современного массового производства. Благодаря ее внедрению промышленность может изготовлять запасные ча­сти к машинам и механизмам. Это очень удешевляет и упрощает их ремонт и эксплуатацию.

Взаимозаменяемость зависит от точности изготовления деталей на про­изводстве, а это в свою очередь требует соответствующего по точности инст­румента, оборудования и средств контроля, а также высокой квалифика­ции рабочих.

Какой должна быть точность изготовления деталей, указывают на чер­тежах допустимыми предельными отклонениями, которые регламентиру­ются обязательными стандартными системами и техническими требова­ниями.

Происходит это по целому ряду причин. Станок, на котором ведется об­работка детали, имеет неточности, а они не могут не отразиться на точнос­ти изготовления самой детали. Режущий инструмент, изнашиваясь в про­цессе резания, также вызывает отклонения в размерах обрабатываемой де­тали. Деталь в процессе обработки несколько деформируется. Происходит ошибка в измерениях из-за неточности самого измерительного инструмен­та, под влиянием температуры и т. д.

Разумеется, не каждую деталь и даже не все ее части необходимо обра­батывать с одной степенью точности. Требуемая точность обработки той или иной поверхности зависит от назначения детали, ее роли в работе ма­шины и характера соединения ее поверхности с поверхностями других де­талей.

Взаимозаменяемость — основа современного массового производства в машиностроении. Благодаря внедрению принципа взаимозаменяемости де­талей наша промышленность изготовляет не только целые машины, но и большое количество запасных частей к ним. Это удешевляет и упрощает ре­монт и эксплуатацию машин.

 

  1. Общие сведения о размерах, проставляемых на чертежах деталей и их соединений

Основные понятия. В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности. Наибо­лее распространены в машиностроении соединения деталей с гладкими ци­линдрическими (I) и плоскими параллельными (II) поверхностями. У ци­линдрических соединений поверхность отверстия охватывает поверхность вала. Охватывающая поверхность называется отверстием, охватыва­емая — валом. Названия «отверстие» и «вал» условно применяются и к другим нецилиндрическим охватывающим и охватываемым поверхностям (рис. 2).

Рис. 2

На рабочих чертежах в первую очередь проставляют размеры, которыми оценивают количественно геометрические параметры деталей.

Размер — это числовое значение линейной величины (диаметра, дли­ны, высоты и т. п.). Размеры подразделяются на номинальные, действи­тельные и предельные.

Номинальным размером (рис. 3) называется основной раз­мер детали, рассчитанный с учетом ее назначения и требуемой точности. Номинальный размер соединений — общий (одинаковый) раз­мер для отверстия и вала, составляющих соединение. Номинальные размеры деталей и соединений выбирают не произвольно, а по ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры». В производстве номинальные размеры не могут быть выдержаны: действительные размеры всегда в большую или меньшую сторо­ну отличаются от номинальных. Поэтому, помимо номинальных (расчетных), различают также действительные и предельные размеры на деталях.

Рис. 3

Действительный размер — размер, полученный в результате измерения готовой детали с допустимой степенью погрешности. Допусти­мую неточность изготовления деталей и требуемый характер их соединения устанавливают посредством предельных размеров.

Предельными размерами называются два граничных значе­ния, между которыми должен находиться действительный размер. Боль­шее из этих значений называется наибольшим предельным размером, меньшее — наименьшим предельным размером (рис. 4,I). Таким образом для обеспечения взаимозаменяемости на чертежах необходимо вместо номинального указывать предельные размеры. Но это сильно усложнило бы чертежи. Поэтому предельные размеры принято выражать посредством от­клонений от номинального.

Рис. 4

Предельное отклонение — это алгебраическая разность меж­ду предельными и номинальными размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. Верхнее отклонение — это алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным разме­ром. В соответствии с ГОСТ 25346-89 верхнее отклонение отверстия обозна­чается ES, вала — es. Нижнее отклонение — алгебраическая раз­ность между наименьшим предельным размером и номинальным размером. Нижнее отклонение отверстия обозначается ЕI, вала — ei.

Номинальный размер служит началом отсчета отклонений. Отклоне­ния могут быть положительными, отрицательными и равными нулю (см. рис. 4, II). В таблицах стандартов отклонения указывают в мик­рометрах (мкм). На чертежах отклонения принято указывать в милли­метрах (мм).

Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами. Деталь считают год­ной, если действительное отклонение проверяемого размера находится между верхним и нижним отклонениями.

Допуск, поле допуска, квалитеты точности. Допуск Т* — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолют­ная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклоне­ниями.

Стандарт ГОСТ 25346-89 устанавливает понятие «допуск систе­мы», — это стандартный допуск, установленный системой допусков и по­садок. Допуски системы ЕСДП** обозначаются: IТ01, IТО; IТ1... IТ17, Бук­вы IТ обозначают «допуск ИСО»***. Так, IТ7 обозначает допуск по 7-му квалитету ИСО.

Величина допуска не совсем полно характеризует точность обработки. Например, у вала Ø 8 _0.03 мм и вала Ø64_0.03 мм величина допуска оди­наковая и равна 0,03. Но обработать вал Ø64_0.03 мм значительно труднее, чем вал Ø8_0.03 мм.

В качестве единицы точности, с помощью которой можно выразить за­висимость точности от диаметра d, установлена единица допуска i (I). Чем больше единиц допуска содержится в допуске системы, тем больше допуск и, следовательно, меньше точность, и наоборот. Число единиц до­пуска, содержащихся в допуске системы, определяется квалитетом точ­ности.

Под квалитетом понимается совокупность допусков, изменяю­щихся в зависимости от номинального размера. Квалитеты охватывают до­пуски сопрягаемых и несопрягаемых деталей. Для нормирования различных уровней точности размеров от 1 мм до 500 мм в системе ЕСДП установ­лено 19 квалитетов: 01; 0; 1; 2... 17.

В настоящее время допуски измерительных инструментов и устройств — IТ01 — IТ7, допуски размеров в посадках — IТ3... IT13, допуски неответ­ственных размеров и размеров в грубых соединениях — IТ14... IТ17. Для каждого квалитета на основе единицы допуска и числа единиц допуска за­кономерно построены ряды полей допусков.

Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклоне­ниями. Определяется оно величиной допуска и его положением относитель­но номинального размера. При графическом изображении (рис. 5) поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

Рис. 5

Все поля допусков для отверстий и валов обозначаются буквами латинско­го алфавита: для отверстий (I) — прописными (А, В, С, В и т. д.) и для валов (II) — строчными (а, b, с, d и т. д.). Ряд полей допусков обозначаются двумя буквами, а буквы О,W, Q и L не используются.

Разберем теперь сущность некоторых понятий. Допустим, что для какой- нибудь детали задан основной расчетный размер 25 мм. Это номинальный размер. В результате неточностей обработки действительный размер детали может оказаться больше или меньше номинального. Однако действитель­ный размер должен колебаться только в известных пределах. Пусть, напри­мер, наибольший предельный размер равен 25,028 мм, а наименьший пре­дельный размер —24,728 мм. Значит, допуск размера, характеризующий требуемую точность обработки детали, равен 25,028—24,728=0,300 мм.

Как уже указывалось, на чертежах обозначают не предельные размеры, а номинальный размер и допускаемые отклонения — верхнее и нижнее. Для рассматриваемой детали верхнее предельное отклонение будет равно: 25,028—25=0,028 мм; нижнее предельное отклонение: 24,728—25=0,272 мм. Размер детали, проставляемый на чертеже, — Верхнее предельное отклонение размера пишется над нижним. Значения отклонении запи­сываются более мелким шрифтом, чем номинальный размер. Знаки «плюс» и «минус» показывают, какое действие нужно произвести, чтобы подсчи­тать наибольший и наименьший предельные размеры.

Если нижнее и верхнее предельные отклонения равны, то их записывают так: .

В этом случае размер шрифта у номинального размера и у равных абсолютных величин отклонений одинаковый. Если одно из от­клонений равно нулю, то его совсем не указывают. В этом случае плюсовое отклонение наносят на место верхнего, а минусовое — на место нижнего предельного отклонения.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Начальная буква французского слова Tolerance — допуск.

**Единая система допусков и посадок (ЕСДП).

***Международная организация по стандартизации (ИСО), рекомендации которой легли в основу ЕСДП.

  1. Определение и обозначение посадок

Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соеди­нить или, как говорят, «посадить» одну деталь на другую — отсюда и ус­ловно принятое в технике выражение «посадка» для обозначения ха­рактера соединения деталей. Одни соединения допускают определенную свободу движения деталей относительно друг друга. Другие, наоборот, обеспечивают неподвижность соединенных деталей. Так, например, ра­бочий шкив ременной передачи должен быть плотно (неподвижно) наса­жен на вал, а холостой шкив может свободно вращаться на неподвижной оси.

Применение тех или иных посадок соответствует замыслу конструктора при проектировании машины. Таким образом, под словом «посадка» пони­мается не конструкция самого соединения, а степень подвижности собран­ных деталей относительно друг друга. Сборку двух деталей можно осущест­вить с зазором (одна деталь свободно входит в другую) или с натягом (для соединения таких деталей необходимо применить усилие).

Зазором (рис. 6,I) называется разность размеров отверстия D и ва­ла d, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает свобо­ду относительного перемещения деталей. Чем больше зазор, тем больше свобода движений в соединении.

Натягом (рис. 6, II) называется разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Рис. 6

Посадки разделяют на три группы: посадки с зазором (подвижные посадки). Для этих посадок диа­метр отверстия больше диаметра вала, благодаря этому детали в собранном состоянии обладают свободой взаимного перемещения.

При конструировании машин подвижные посадки выбирают по услови­ям, в которых будет работать проектируемое соединение. При этом определяется такой зазор при котором коэффициент трения минимален. По­движные посадки разделяются между собой установленной величиной за­зора. Каждая следующая посадка в приведенной в табл. 1 последователь­ности характеризуется относительно меньшим зазором по сравнению с предыдущей;

Посадки с натягом (неподвижные посадки). Для этих посадок диаметр отверстия меньше диаметра вала, что обеспечивает соединение с натягом. Посадки этой группы характеризуются неразъемностью соеди­нений. Такие соединения осуществляется под прессом, при нагреве охва­тывающей детали (отверстия) или охлаждения охватываемой (вала).

Неподвижные посадки применяют в том случае, когда возникает необхо­димость исключить возможность относительного перемещения соединен­ных деталей или передавать крутящий момент без дополнительных средств крепления (шпонки, винты установочные, штифты и т. п.);

Переходные посадки. Переходными эти посадки названы по­тому, что до сборки вала и отверстия нельзя сказать, что будет в соедине­нии — зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия может быть меньше, больше или равен диаметру вала (рис. 6, III).

Группа переходных посадок предназначается для соединений, которые подвергаются разборке и сборке под легкими ударами деревянного или свинцового молотка.

Система ИСО содержит 27 обозначений полей допусков для отверстия, столько же — для валов. Путем сочетания разноименных полей допусков можно получить свыше 700 различных посадок, в которых отверстие и вал будут обозначаться не только одинаковыми, но и разными буквами. Однако одновременное применение всех возможных полей допусков неэкономич­но, так как это затруднило бы унификацию изделий, размерных инстру­ментов и калибров. Для практического применения рекомендуется ограни­ченное число предпочтительных посадок (27 посадок в интервалах разме­ров от 1 до 500 мм).

Ниже в табл. 1 приводится обозначение полей допусков по группам. Со­поставляя каждую пару одинаковых по значению букв и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшаю­щимися зазорами до нулевого, далее 4 переходные посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом. Указанные поля допусков определенным обра­зом сгруппированы по квалитетам.

Табл. 1

Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения (ха­рактеристика расположения) и квалитета (характеристика допуска). Соот­ветственно условное обозначение поля допуска состоит из буквы основного отклонения и числа — номера квалитета, например: поля допусков валов h6; d10; s7; поля допусков отверстий Н6,D10, S7.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Услов­ное обозначение посадки выполняется в виде дроби или в одну строку, при­чем в числителе или на первом месте указывается обозначение поля допус­ка отверстия, а в знаменателе или на втором месте — вала, например: H8/f7; H8—f7.

 

  1. Схематическое графическое изображение полей

В технической документации широкое распространение нашло условное схематическое графическое изображение полей допусков деталей. Обусловлено это многими причинами. При обычных масштабах, в которых выполняют чер­тежи деталей или сборочных единиц, трудно показать зрительно различимыми допуски и отклонения, так как они очень малы. Достаточно сказать, что во мно­гих случаях Допуски и отклонения не вышли бы за пределы толщины линии карандаша. Вместе с тем в практической работе конструктора часто возникает необходимость в наглядном изображении полей допусков и отклонений соеди­няемых деталей. С этой целью изображения допусков и отклонений даются в виде заштрихованных прямоугольников, выполненных в значительно боль­шем масштабе по сравнению с масштабами самого чертежа. Каждый такой пря­моугольник имитирует собой поле допуска отверстия и поле допуска вала.

Построение полей допусков. Указанное изображение строят следующим образом. Вначале проводят нулевую линию, которая соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров.

При горизонтальном расположении нулевой линии положительные от­клонения откладывают вверх от нее, а отрицательные — вниз. Далее отме­чают величины верхнего и нижнего отклонений отверстия и вала и от них проводят горизонтальные линии произвольной длины, которые соединяют вертикальными прямыми. Полученное в виде прямоугольника поле допус­ка заштриховывают (поле допуска отверстия и поле допуска вала, как и смежные детали, заштриховываются в разные стороны). Подобная схема дает возможность непосредственно определить величину зазоров, предель­ных размеров, допусков, натягов.

Наглядные изображения трех групп посадок и соответствующие им схематические изображения расположения полей допусков показаны на рис. 7.

Рис. 7

Покажем на примере (рис. 8), как строятся графические изображения полей допусков. Проводим горизонтальную нулевую линию, перпендику­лярную к ней — вертикальную, а на ней — шкалу. Выбираем масштаб: од­но деление соответствует отклонению 10 мк. Строим поле допуска отвер­стия: например, проводим одну горизонтальную линию на уровне — 30 мкм (верхнее отклонение) от оси; нижнее отклонение равно нулю; следователь­но, вторая горизонтальная линия совпадает с нулевой. Соединяем эти ли­нии, получаем поле допуска. Наносим наибольший Dmax и наименьший Dmin предельные размеры и обозначаем допуск отверстия — ТD.

Рис. 8

Аналогично строим поле допуска вала, проводя горизонтальные линии на уровне 30 мкм

(верхнее отклонение) и 60 мкм (нижнее отклонение). От­мечаем наибольший зазор Smax (он равен расстоянию от верхнего отклоне­ния отверстия до нижнего отклонения вала), наименьший зазор Smin (расстояние от нижнего отклонения отверстия до верхнего отклонения вала) и обозначаем допуск вала — Тd. Из схемы видно, что Smax = 90 мкм, Smin = 30 мкм. Таким образом, допуск зазора Т = Smax— Smin = 90 — 60 мкм.

 

  1. Система допусков и посадок

Системой допусков и посадок называется закономерно построенная совокупность стандартизованных допусков и предельных от­клонений размеров деталей, а также посадок, образованных отверстиями и валами, имеющими стандартные предельные отклонения.

Стандартом предусматривается возможность использования двух систем допусков и посадок: системы отверстия и системы вала.

В системе отверстия предельные размеры отверстия для всех посадок од­ного класса постоянны, а различные посадки достигаются за счет измене­ния предельных размеров вала (рис. 9, II).

В системе вала, наоборот, предельные размеры вала одинаковы для всех посадок заданного класса, а различные посадки создаются за счет измене­ния предельных размеров отверстия (рис. 9,I).

Выбор системы отверстия или системы вала для образования той или иной посадки определяется конструктивными, технологическими и эконо­мическими требованиями.

В связи с тем что точные отверстия обрабатывают дорогостоящим режу­щим инструментом и изготавливать их сложнее, система отверстия на на­ших заводах принята как основная.

Примечание. Система вала применяется только в необходимых случаях.

Во всех посадках системы отверстия (см. рис. 9,I) нижнее отклонение отверстия Еi = 0, т. е. нижняя граница поля допуска отверстия, называемо­го основным отверстием и обозначаемого буквой Н, всегда совпадает с нулевой линией.

Рис. 9

 

Во всех посадках вала (см. рис. 9, II) верхнее отклонение вала es = О, т. е. верхняя граница поля допуска вала, называемого основным валом и обозначаемого буквой h, всегда совпадает с нулевой линией.

 

  1. Выбор и назначение допусков и посадок

В конструкторской практике применяются в основном методы выбора допусков и посадок, приве­денные ниже.

Методы подобия. Он заключает­ся в том, что конструктор отыски­вает в однотипных или других ма­шинах, ранее сконструированных и оправданных себя в эксплуата­ции, случаи применения состав­ных частей (сборочных единиц), подобных проектируемой, и по аналогии назначает допуски и по­садки.

Расчетный метод. Этот метод требует согласования квалитетов, допусков и посадок при проектировании машин и других изделий с расчетными величинами.

При выборе и назначении допусков и посадок конструктор всегда исхо­дит из того, что изготовление деталей по квалитету, соответствующему большей точности, т. е. с малым допуском, связано с повышением себесто­имости из-за. больших трудовых и материальных затрат на оборудование, приспособления, инструмент и контроль. Но при этом обеспечиваются вы­сокая точность сопряжений, высокие эксплуатационные показатели изде­лия в целом.

Изготовление деталей по квалитетам с расширенными допусками про­ще, не требует точного оборудования и отделочных технологических про­цессов, однако точность сопряжений и, следовательно, долговечность ма­шин снижены.

Таким образом, перед конструкторами всегда стоит задача — рационально, на основе технико-экономических расчетов, разрешать противоречия между эксплуатационными требованиями и технологическими возможностями, ис­ходя в первую очередь из выполнения эксплуатационных требований.

В учебной практике, видимо, проще пользоваться методом подобия. Вместе с тем при необходимости уточнений следует уметь обращаться к справочным таблицам стандартных величин допусков и предельных от­клонений.

Приведем пример. Предположим, что в период выполняемой вами ра­боты возникла необходимость уточнить характер соединения двух дета­лей и назначить для каждой рациональный допуск. Вначале, пользуясь табл. 1 следует установить, какая из трех групп посадок необходима для выполнения данным соединением рабочей функции. При этом надо учи­тывать, что каждое последующее буквенное обозначение основного откло­нения зазора и натяга означает соответственно уменьшение зазора и уве­личение натяга.

Теперь обратимся к ГОСТ 25347-82. По содержащейся в нем табл. 17 «Ре­комендуемые посадки в системе отверстия при номинальных размерах от 1 до 500 мм» выбираем для данного сочленения двух деталей посадку, напри­мер, к6. Выдержка из указанной таблицы стандарта приведена в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что допуски для отверстий рекомендуется брать на квалитет больше, так как отверстие труднее обработать и измерить. Как уже указывалось, с увеличением квалитета величина допуска становится больше.

Таблица 2

Примечание:

— предпочтительные посадки

Далее, пользуясь этим же стандартом, обращаемся к таблице полей допус­ков 7-го квалитета. Предположим, что необходимо сочленить вал с отверсти­ем диаметром 036 мм. По таблице определяем величину предельных отклоне­ний для отверстия с полем допуска Н7. В интервале размеров от 30 до 40 мм устанавливаем следующие значения предельных отклонений: 0...+25 мкм. Для вала с полем допуска к6 по 6-му квалитету значение предельных отклонений равно: +13...-13 мкм. Теперь на эскизе или чертеже детали с отверстием пишем?36+0,025 мм; на эскизе или чертеже вала —?36 +0,003...-0,013 мм. При необходимости подсчитать величину допуска можно пользоваться рекомендациями, ука­занными выше. Выдержка из стандарта приведена в табл. 3.

 

Табл. 3

На рис. 10 приведены примеры простановки полей допусков (I) и поса­док (II) на чертежах.

Рис. 10

Шероховатость (микрогеометрия) поверхности машиностроительных деталей

Общие сведения. На любой обработанной поверхности при сильном увеличении хорошо заметны следы режущих кромок инструментов и зерен шлифованных кругов в виде близко расположенных друг к другу впадин и гребешков продольных 2 и поперечных 1 (рис. 11, I). Совокупность всех микронеровностей, образующих рельеф поверхности детали, называется шероховатостью.

Величина шероховатости или микронеровностей, определяемая высотой гребешков и глубиной впадин, оказывает весьма сущест­венное влияние на эксплуатаци­онные характеристики деталей — трение, износоустойчивость, прочность, антикоррозионную стойкость и т. д. Чем больше высо­та неровностей, тем сильнее сцеп­ление между гребешками, а пото­му при относительном перемеще­нии поверхностей следует затра­тить некоторую силу, чтобы пре­одолеть это сцепление, т. е. тре­ние, что ведет к уменьшению КПД машины. Соприкосновение дета­лей происходит по вершинам вы­ступов микронеровностей (см. рис. 11, II), образующим так на­зываемую контактную поверх­ность. Контактная поверхность обычно всегда меньше реальной, т. е. общей поверхности детали. Даже после тонкой шлифовки со­единяемых деталей контактная поверхность в 2...3 раза меньше номинальной. При обычной же чистовой обработке резцом дейст­вительная площадь касания со­ставляет менее 20% реальной.

Рис. 11

В зависимости от назначения и условий работы деталей машин допус­кают различную шероховатость их поверхности. И на одной и той же де­тали шероховатости ее различных поверхностей могут очень сильно отли­чаться друг от друга.

Почему же нельзя все поверхности деталей делать с минимально воз­можной шероховатостью? Объясняется это тем, что такая обработка по­верхности требует значительных затрат труда. Правильное назначение кон­структором шероховатости поверхности, соответствующей условиям рабо­ты детали, имеет огромное значение в машиностроении.

Требования к шероховатости поверхности. Согласно ГОСТ 2789-73 требования к шероховатости поверхности должны быть обоснованными и устанавливаться, исходя из функционального назначения поверхности. Ес­ли требований к шероховатости поверхностей не установлено, то она не под­лежит контролю.

Требования к шероховатости поверхности должны устанавливаться пу­тем указания числового значения параметра (параметров) и значений базо­вой длины, на которой происходит определение параметра. Шероховатость поверхности оценивается количественно или качественно. Количественная оценка состоит в определений высоты шероховатости по одному из ниже указанных параметров при помощи приборов. Качественная оценка шеро­ховатости заключается в сравнении ее с образцами.

Понятие о параметрах шероховатости поверхности. Стандарт ГОСТ 2789-73 предусматривает шесть параметров.

Высотные:

Ra — среднее арифметическое отклонение профиля;

Rz— высота неровностей профиля по десяти точкам;

Rmax — наибольшая высота профиля.

Шаговые:

S — средний шаг неровностей профиля по вершинам;

Sm — средний шаг неровностей профиля по средней линии: tp — относительная опорная длина профиля.

Все определения параметров приведены в справочном приложении к ГОСТ 2789-73. Остановимся теперь подробнее на двух основных параметрах по ГОСТ 2789-73, обозначаемых символами Rа и Rz. Среднее арифметическое от­клонение профиля Ra определяется как среднее значение расстояний отдель­ных точек профиля Y1, Y2... Yn до средней линии гребешков ОХ (рис. 12).

где: n — число точек;

Y1... Yn — расстояние отдельных точек профиля до средней линии ОХ Высоту неровностей профиля по десяти точкам Rz определяют как сред­нее значение между пятью высшими точками выступов и пятью низшими точками впадин профиля:

где: H1... Н10 — перпендикуляры из точек выступов (высших и низших) параллельно линии ОХ. Стандарт ГОСТ 2789-73 устанавливает предельные значения величин Ra и Rz, обозначаемые на чертежах числовой величиной шероховатости в микрометрах (мкм). Пять высших точек выступов и пять низших точек впадин (см. рис. 12) берут в пределах базовой длины l — дли­ны участка поверхности, принятого для измерения шероховатости.

Рис. 12

Базовой называется длина участка поверхности, характеризующая ше­роховатость поверхности и используемая для количественного определения ее параметров.

Предельные значения величин Rа и Rz, обозначаемые на чертежах чис­ловой величиной шероховатости в микрометрах, установлены ГОСТ 2789- 73. Этим же стандартом подразделение шероховатости на классы проведено по двум параметрам Ra и Rz, но каждый класс определен только по одному из этих параметров и базовой длине. Такое уточнение класса шероховатос­ти сделано для однозначности контроля.

Обозначение требований к шероховатости поверхностей в соответствии с ГОСТ 2789-73 и правила нанесения их в технической документации определены ГОСТ 2.309-73.

При установлении требований к шероховатости поверхностей из эксплу­атационных соображений следует учитывать возможность обеспечения их в процессе изготовления изделия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...