Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов




Тема 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Государственное регулирование экономики ( ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный момент. Особенно важна роль ГРЭ в бывших социалистических странах с переходной экономикой.

Выделяют субъекты и объекты госрегулирования.

 К субъектам ГРЭ относят центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления, а именно законодательную власть (президент, парламент), исполнительную власть (министерства и ведомства), судебная власть (конституционный, верховный, арбитражный суды), а также институциональные структуры (банковская система, в первую очередь национальный центральный банк, кредитная и финансовая системы, налоговая и таможенная службы).

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически, причём снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

К основным объектам ГРЭ относят:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платёжный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и наёмными работниками, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт, контроль.

Главной целью государственного регулирования является обеспечение динамичного сбалансированного развития экономики на основе эффективного использования ресурсов.

Методы государственного регулирования подразделяются на две большие группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Административные методы регулирования включают такие меры как запрещение (например, производства опасных для общества товаров), разрешение (например, выдачу лицензий на отдельные виды деятельности), принуждение (например, основанное на угрозе штрафных санкций принуждение к своевременной уплате налогов, к соблюдению экологических стандартов и т. д. ). Эти методы используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением. К экономическим методам регулирования относятся, прежде всего, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политики, а также система государственного программирования, нацеленная на решение крупномасштабных стратегических задач (структурной перестройки экономики, защиты окружающей среды, повышения качества жизни, уровня развития человеческого потенциала и т. д. ).

Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства

Налогово-бюджетная политика является одним из важнейших инструментов государственного влияния на экономику. Налоги являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета, за счёт которого финансируются государственные расходы. Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определённый период времени, чаще всего за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В Российской Федерации он разделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.

Основными видами доходов государственного бюджета являются: налоговые поступления, платежи юридических и физических лиц за оказание государственных услуг, поступления из внебюджетных или целевых фондов, доходы от государственного предпринимательства (доходы от деятельности государственных предприятий, от продажи и сдачи в аренду госу­дарственной собственности и т. п. ). Основными видами расходов государственного бюджета являются: военные и внешнеполитические расходы, расходы на социально-экономические нужды, на государственное управление и охрану правопорядка, расходы на обслуживание государственного долга. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, по своему материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности - инструмент перераспределения национального дохода.

Основными функциями государственного бюджета являются:

• перераспределение национального дохода;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• стимулирование научно-технического прогресса;

• финансовое обеспечение социальной политики;

• контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Средства из государственного бюджета могут предоставляться фирмам и домохозяйствам в виде таких трансфертов, как дотации, субсидии, субвенции. Дотация – государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки предприятий. Предоставление дотаций позволяет, с одной стороны, предотвратить банкротство фирм, а с другой – избежать повышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги. Однако дотации ложатся тяжёлым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Субсидия (subsidy) – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми субсидиями, а установление налоговых или других льгот - косвенными субсидиями. Субвенция - денежное пособие, выделяемое центральными органами или одними субъектами другим на целевое финансирование определённого мероприятия, объекта. При нарушении целевого использования или неиспользовании в срок субвенция подлежит возврату выдавшим её органам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...