Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Айболит. Тема 3. Сказки. Тема 4. Автобиография. Тема 5. Басня. И.А.Крылов. Ворона и лисица. Тема 6. Прозаический отрывок




Айболит

В этом стихотворении идеально отрабатывается интонация вопросительного предложения с вопросительным словом. Конечно, она обычно не представляет сложности даже для большинства иностранных студентов, но энергия этого диалога позволяет организовать при работе над ним активное общение с яркой действенной задачей

У меня зазвонил телефон.

  • Кто говорит?
  • Слон.
  • Откуда?
  • От верблюда.
  • Что вам надо?
  • Шоколада.
  • Для кого?
  • Для сына моего.
  • А много ли прислать?
  • Да пудов эдак пять ли шесть.

Больше ему не съесть.

Он у меня еще маленький.

***

Стихотворение С. Я. Маршака «Одна дана нам голова» целесообразно читать с жестами, как бы опережая жестом рождение слова – тогда жест иллюстрирует интонацию, которая в объяснении автора должна быть выразительной, иллюстрирующей каждый раз новую «часть тела». Стихотворение идеально для отработки наиболее трудного типа интонации русской речи – максимального поднятия голоса вверх, а затем (также в целях убеждения! ) максимального опускания вниз.

Одна дана нам голова,

А глаза – два,

И уха – два,

И два виска,

И две щеки,

И две ноги,

И две руки.

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот:

Одна рука, одна нога, зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

Самуил Маршак

***

Стихотворение «Мама приходит с работы» Ирины Токмаковой замечательно своими ироническими вопросами, которые умная мама задаёт сыну, ругая его не прямо, а в образной форме. Вопросы без вопросительного слова идеальны для отработки самой трудной и выразительной интонации русской речи, когда голос максимально поднимается вверх – и это должно быть сделано только на «главном» слове, являющемся логическим центром высказывания.

Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

  • Был на квартиру налет?
  • Нет.
  • К нам заходил бегемот?
  • Нет.
  • Может быть, дом не наш?
  • Наш.
  • Может, не наш этаж?
  • Наш.

Просто приходил Сережка.

Поиграли мы немножко.

  • Значит, это не обвал?
  • Нет.
  • Слон у нас не танцевал?
  • Нет.
  • Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

 

Тема 3. Сказки

А. Общее чтение и анализ. «Репка» как образец разных типов интонации. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Б. Конкурс «Сочини сказку».

Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет - вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала внучка жучку. Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала жучка кошку. Кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка - за кошку, кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянули репку.

Тема 4. Автобиография

А. Общий анализ в аудитории отрывков из «Воспоминаний» В. В. Вересаева или другого автора. Б. Собственный рассказ «Из детства». Конкурс лучших воспоминаний. Оценивается искусство составления рассказа и мастерство рассказывания.

Тема 5. Басня

А. Общий анализ и чтение: «Ворона и лисица» И. А. Крылова. Слушание и разбор чтения басен И. А. Крылова мастерами-чтецами (см. записи). Б. Самостоятельный выбор и чтение басни в аудитории. Объяснение причин выбора, основной идеи, характера прочтения.

И. А. Крылов. Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И верно ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой, и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица! »

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Тема 6. Прозаический отрывок

А. Общий анализ и чтение «И какой же русский не любит быстрой езды? » Б. Самостоятельный выбор и чтение прозаического отрывка в аудитории.

Тема 7. «Стихотворение». А. Общий анализ циклов стихов. Модель, предложенная преподавателем: Георгий Иванов, Арсений Тарковский, Наталья Крандиевская-Толстая. Б. Отбор и прочтение любимого стихотворения или цикла стихов. Обоснование выбора и трактовка характера прочтения.

Семинар 8. Тема «Драматический отрывок». А. Чтение и разбор образцовых текстов диалогов: Гоголь. Ревизор (диалог Хлестакова и Марьи Антоновны); А. Н. Островский. Свои люди – сочтёмся (диалог Подхалюзина и Олимпиады Самсоновны); А. Тарковский. «Зеркало (диалоги героев: телефонный диалог в начале фильма; диалог героя с Натальей). Б. Выбор собственных диалогов и их разыгрывание в аудитории либо парами, либо в монологическом прочтении.

Семинар 9. Тема «Пространный монолог». А. Разбор и чтение образцовых текстов-монологов: Цицерон, Кирилл Туровский, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, В. И. Ленин, Шекспир (Гамлет, Юлий Цезарь, Катарина из «Укрощения строптивой»), Борис Годунов, Сальери, Катерина из «Грозы» А. Н. Островского. Б. Самостоятельный поиск и прочтение «женских» монологов (из мировой и русской литературы, впрочем, возможно нахождение нехудожественных монологов).

Семинар 10. Тема «Я говорю НЕ по-русски». А. Тренировка образцового произношения на иностранном языке (по интересам студента). Модели: (на английском языке) Авраам Линкольн. Гетесборгская речь. Мартин Лютер Кинг. Я мечтаю. (на французском) Де-Голль. Обращение к французскому народу. (на немецком языке) Интенсивный курс. Стихи Шиллера, Гёте.

Семинар 11. Тема «Научный доклад». А. Возможен просмотр некоторых научных выступлений на конференциях. Б. Выступление с собственным текстом доклада на защите курсовой работы.

***

Стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» - несмотря на свою краткость – обладает большой гаммой смыслов, эмоций и отсюда различными интонационными ходами.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись;

День веселья, верь настанет.

Сердце в будущем живет.

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет -

Что пройдет, то будет мило.

А. С. Пушкин

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...