Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рыночной активности




Показатели рыночной активности, или как их называют зарубежные специалисты, показатели рыночной стоимости, в целом отражает отношение рынка к деятельности организации. Если, доходы компании растут, то рынок реагирует ростом курса акций (даже в случае, временной политики не выплаты дивидендов).

Частности, коэффициент «кратное прибыли», рассчитываемый по данным бухгалтерского баланса, и информации с фондового рынка,

Данный коэффициент, показывает, во сколько раз, доход на акцию превышает ее рыночный курс. То есть отражает оценку рынка качество доходов компании. Если умножить этот показатель на норму рентабельности (см. выше), то получится коэффициент «кратное прибыли за реализованную продукцию». По данному показателю, возможно, определить компании, терпящие убытки. Сравнивая, например, со средними значениями по отрасли, выявить более низкий уровень этого коэффициента.

Текущая прибыльность акций - показывает какой доход в данный момент обеспечивает владельцу акции владение этой ценной бумагой.

Текущая доходность акций -показывает какой доход, получает собственник в результате выплат дивидендов.

Коэффициент выплаты дивидендов – отражает, какую часть дохода компании было израсходовано на выплату дивидендов держателям акций.

Значение этого коэффициента характеризует инвестиционную политику организации, т.е. стремление к расширению собственного капитала за счет внутреннего инвестирования.

Система аналитических коэффициентов и методика оценки

Рассмотрение указанных в предыдущих параграфах показателей в отдельности не позволяет адекватно оценивать финансовое положение предприятия, его инвестиционную перспективу. Беря за основу один или несколько аналитических коэффициентов, анализируя данные только определенных статей баланса, финансовый менеджер рискует получить не совсем реальную картину состояния предприятия, и что более важно, предпринять не соответствующие ситуации решения. Так же и чрезмерное использование аналитических коэффициентов, необоснованное увеличение их числа, могут затруднить эффективное управление организацией. Поэтому, здесь одной из задач руководства финансовой службы, состоит в определении оптимальных инструментов, «достаточных и необходимых» для действенного управления финансовой деятельностью.

Обычно выбор аналитических ориентиров дает само функционирование предприятия, т.е. специфика деятельности организации выделяет те аспекты, которые требуют повышенного контроля со стороны финансовой службы. В тоже время, большие предприятия вынуждены уделять вниманию всем без исключения сторонам своей деятельности, которые характеризуются системой аналитических коэффициентов.

Система аналитических показателей – это выделение определенных связей между различными активами и пассивами организации и разработка соответствующих эконометрических моделей.

Так, например, в процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя.

На данный момент в финансовой литературе не существует устоявшегося мнения о наличии или отсутствия указанных взаимоотношений определенных аналитических коэффициентов. Возможно, это отражает тот факт, что нет одной, «единственно правильной» структуры активов и пассивов организации. Коэффициенты задолженности, средний срок инкассации и прочие коэффициенты могут сильно различаться в зависимости от стратегии предприятия на рынке, этапе жизненного цикла производимого товара и другими факторами, которые могут сформировать «неблагоприятное» представление о финансовом состоянии. Более, того, сам процесс предпринимательства всегда связан с определенным соотношением риска и доходности, и изменение, например структуры активов, только в угоду «хороших» аналитических показателей, может существенно навредить основным целям организации.

Здесь, пролегает граница ответственности финансового и управленческого менеджмента. Финансовый отдел поставляет информацию о состоянии предприятия, его перспективах, оценивает альтернативные решения, оптимизирует потоки денежных средств, но не решает стратегических задач по развитию и общего управления организацией.

Основной этой информации, на большинстве предприятия служит, не система коэффициентов, а скорее сравнительные процедуры указанных показателей по отношению к среднеотраслевым, плановым или значение коэффициентов рассматривается в динамике. Любые выявленные отклонения, как правило, рассматриваются более детально, и здесь уже может моделироваться некая система взаимоотношений между разными активами и пассивами организации.

Методика проведения финансового анализа, проводится на:

Сравнении аналитических показателей с плановыми.(Например, с определенными в бизнес-плане)

Сопоставлении с данными предыдущих отчетных периодов.

Сравнении со среднеотраслевыми данными.

Сравнении с показателями аналогичных предприятий.

Плановыми ориентирами могут служить показатели из текущих или перспективных планов разрабатываемые на предприятиях. Если это вновь создаваемое предприятие, то используется бизнес-план.

Источником данных о состоянии в предыдущих периодах являются балансы, предоставляемая отчетность в налоговые службы и пр. Необходимо учитывать, что рассчитываемые коэффициенты могут отличаться в связи с изменением налогового законодательства, учетных требований и прочих внешних факторов. Следовательно, необходимо корректировать полученные данные с целью сопоставимости.

Среднеотраслевые показатели публикуются в различных источниках или могут быть получены при специальном исследовании. Средние показатели, так же необходимо анализировать вместе со среднеквадратичным отклонением и коэффициентом вариации. Это позволяет углубить анализ, выявить важные динамические характеристики.

Практика деятельности финансовой службы уже выработала основные виды анализа финансовых коэффициентов и отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:

горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

сравнительный (пространственный) анализ — это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, или межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Данные методы подробно рассматриваются в специальной литературе, методика их проведения более или менее унифицирована.

Тем не менее, использование только данных бухгалтерской службы, ограничивает получаемые выводы для практических действий. Принятие инвестиционных решений, реализация стратегических планов с очевидностью требует дополнительно: данные о состоянии внешней среды, ее динамике, тенденциях, информацию аналитического учета и пр.

Эту задачу в рамках финансовой службы решает внутренний финансовый анализ.

Внутренний анализ

Внутрифирменный анализ, осуществляется по соответствующим методикам внешнего анализа, дополнясь определенными процедурами, информацией из внутреннего учета, данными оперативного и бухгалтерского учета. Например, одной из ключевых характеристик материально-технической базы предприятия являются данные о возрастном составе оборудования. Этих данных нет в отчетности, но для внутреннего аналитика они доступны по данным аналитического учета. Группировка активов по возрастному составу, расчет среднего возраста базового оборудования и представляют собой дополнительную аналитическую процедуру, возможную лишь в рамках внутреннего анализа.

Аналогично формулируется процедуры в отношении любого объекта анализа: себестоимости, финансовых активов, производственных запасов, кредиторов и т. п.

В большей степени основное содержание внешнего финансового анализа может быть дополнено аспектами, имеющими значение для оптимизации управления - это анализ эффективности авансирования капитала и анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

Анализ эффективности авансирования капитала основан на концепции альтернативной стоимости использования капитала. Для анализа взаимосвязи издержек, оборота и прибыли использует один из методов детерминированного факторного анализа. (Интегральный или метод цепных подстановок)

 

49. Фин. план

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Роль финансиста. Наиболее важными задачами являются следующие. Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом. Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих «в доле» (держатели акций, внутренние и внешние группы давления). Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. анализируются и уточняются.

Планирование потока наличных средств должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств.

Анализ и оценка любых предложений, прогнозирование возможных последствий принятия предложений и их альтернатив, выбор наилучших вариантов, предоставление рекомендаций делаются в форме, понятной и не финансистам.

Очевидно, что финансовое планирование требует специальных навыков.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

n первый год — данные приводятся помесячно

n второй год — данные приводятся поквартально

n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

n первый год — данные приводятся помесячно

n второй год — данные приводятся поквартально

n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

n первый год — данные приводятся помесячно

n второй год — данные приводятся поквартально

n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль (строка в) минус строка г)).

4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

г) привлечение средств акционеров и так далее.

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

 

 

Оборотный капитал.

 

По функциональному назначению, или роли в процессе производства и обращения, оборотный капитал предприятия подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Исходя из этого деления оборотный капитал можно охарактеризовать как средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей:

производственные запасы - это предметы труда, необходимые для начала производственного процесса, состоящие из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, горючего, запасных частей и комплектующих изделий;

незавершенное производство (предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия) и полуфабрикаты собственного изготовления;

расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных производственных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции.

Наряду с перечисленными вещественными элементами, задействованными в производственных запасах или в незавершенной продукции, оборотные производственные фонды представлены также расходами будущих периодов, необходимыми для создания заделов, установки нового оборудования и т.п.

Таким образом, оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму. И все это – в течение одного производственного цикла или кругооборота.

Другой элемент оборотных средств – фонды обращения. Они непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. Фонды обращения включают: готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию – оборотные средства обусловлено тем, что, во-первых, процесс воспроизводства – это единство процесса производства и процесса реализации продукции. Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Во-вторых, элементы оборотных фондов и фондов обращения имеют одинаковый характер движения, кругооборота, составляющего непрерывный процесс.

Эффективность использования оборотных средств

Эффективность использования оборотного капитала характеризуется следующими показателями:

величина текущих активов и собственных средств;

структура оборотных средств;

оборачиваемость отдельных элементов оборотных средств;

рентабельность текущих активов;

длительность финансового цикла.

Прибыль и объем реализованной продукции находятся в прямо пропорциональной зависимости от скорости оборачиваемости оборотных активов.

Увеличение периода оборота текущих активов сопровождается отвлечением средств из хозяйственного оборота и их «омертвлением» в запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Вследствие этого, коммерческая организация вынуждена дополнительно привлекать в оборот средства. Расчет дополнительно привлеченных в оборот средств:

С доп. = (О отч. - О баз.)*В / 360,

где: С дол. - дополнительное привлечение средств в оборот,

О отч. - оборачиваемость текущих активов в днях в отчетном периоде,

О баз. - оборачиваемость текущих активов в днях в базисном периоде,

В - выручка - нетто от реализации продукции, 360 - продолжительность анализируемого периода.

Оборачиваемость можно определить по всем оборотным средствам или по отдельным их элементам. Для этого необходимо сопоставить показатели объема реализации и величины активов.

1. Наиболее обобщающим показателем оборачиваемости является коэффициент оборота активов (К о. а).

К о.а. = Объем реализации / Среднее значение активов

Коэффициент оборота активов (деловой активности) показывает величину отдачи реализации на каждый рубль вложенных средств и характеризует эффективность их использования. Этот показатель во многом зависит от специфики деятельности коммерческой организации, т.е. профиля, структуры активов и уровня амортизационных отчислений.

Так, например, высокая оборачиваемость характерна для предприятий с относительно небольшими активами (торгово-закупочные фирмы, консалтинговые и рекламные агентства) или с сильно амортизированными активами. Организации с высокой долей основных активов и низким уровнем амортизации будут иметь низкий коэффициент оборота активов (новые фондоемкие предприятия).

Для промышленных организаций наиболее приемлемым уровнем является 2,5.

2. Более широкое применение имеет коэффициент оборачиваемости текущих активов

К о.т.а = Объем реализации / Среднее значение текущих активов

Средняя продолжительность оборота определяется как частное от деления продолжительности оборота (360 - год, 90 - квартал, 30 - месяц) на число оборотов (коэффициент).

3. Оборачиваемость товарных запасов может быть определена двумя способами:

К о.з. = Себестоимость / Среднее значение запасов

Или К о.з = Объем реализации продукции / Среднее значение запасов

Кризисные явления в экономике могут привести к образованию сверхнормативных запасов по следующим причинам:

завоз избыточных (ненужных) товарно-материальных ценностей;

наличие аннулированных заказов со стороны обанкротившихся

покупателей;

рост остатков готовой продукции в результате снижения покупательной способности денег и населения.

Все отмеченные причины ведут к сокращению числа оборотов и замедлению оборачиваемости запасов. Однако в условиях экономического кризиса иногда и ускорение оборачиваемости запасов может скрывать ряд негативных явлений:

недопоставка товарно-материальных ценностей из-за нарушения хозяйственных связей;

использование готовой продукции (работ, услуг) как средства платежа (бартерные расчеты);

увеличение объема реализации вследствие инфляционных процессов.

В странах с развитой инфраструктурой нормативом оборачиваемости запасов является 3 оборота, что составляет приблизительно 122 дня в год.

4. Скорость превращения дебиторской задолженности в денежные средства определяется через коэффициент оборота счетов к получению:

К д.з. = Объем реализации / Дебиторская задолженность (средняя)

Необходимо отметить, что для дебиторской задолженности оборотом (объемом реализации) при оценке и анализе оборачиваемости является реализация продукции (работ, услуг) по безналичному расчету. Сравнительно чаще практическое применение находит показатель общего объема реализации, т.к. его можно получить из данных обязательной отчетности. В определенной степени это снижает достоверность и объективность указанного показателя.

Нормативом оборачиваемости дебиторской задолженности является 4,9 оборота или, приблизительно пять, что соответствует 73 дням. Для экономически развитых стран продолжительность оборота может достигать 20 дней, что, безусловно, является недосягаемым в условиях нестабильности экономики РФ. И это связано не только с дефицитом денежных средств и неплатежеспособностью участников рыночных отношений, но и нарушением расчетной дисциплины в банковской системе и непоследовательностью экономических реформ в РФ.

5. Оборачиваемость собственного капитала характеризует объем реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на 1 рубль собственного капитала. При этом из величины собственных средств должны быть исключены статьи: убытки; собственные акции, выкупленные у акционеров и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал:

К о.с.к. = Объем реализации продукции / Среднее значение собственного капитала

Экономическая интерпретация показателя оборачиваемости собственного капитала свидетельствует об отдаче вложенных средств собственников коммерческой организации.

Например К о.с.к. = 0,90, т.е. на каждый рубль капитала (средств,

вложенных собственником) приходится 90 коп. выручки от реализации или

средства, вложенные собственниками, сделали в отчетном периоде менее

одного оборота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...