Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. Г. Малкина-пых. Психология. Поведения. Жертвы. Справочник практического психоаога. Оглавление. Справочник практического психоаога




 

 

 

И. Г. Малкина-Пых

психология

поведения

жертвы

СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОАОГА

МОСКВА 2006


УДК 159. 9(035) ББК 88. 4 М 18

Малкина-Пых Ирина Германовна — психолог,

д-р физ. -мат. наук в области системного анализа

и математического моделирования

сложных биофизических систем

Оформление художника С. Киселевой

Малкина-Пых И. Г. М 18 Психология поведения жертвы. — М.: Изд-во Экс-мо, 2006. — 1008 е.: ил. — (Справочник практического психолога).

ISBN 5-699-14523-0

Современная виктимология, т. е. «учение о жертве» (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение) как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного управления, психологии, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения).

В справочнике рассмотрены предмет, история и перспективы викти-мологии, проанализированы соотношения понятий типов жертв и видов виктимности, а также существующие виды и формы насилия. Особое внимание уделено анализу психологических теорий, которые с различных позиций объясняют формирование повышенной виктимности личности, или «феномена жертвы».

В книге также рассматриваются различные ситуации, попадая в которые человек становится жертвой, а именно криминальные преступления и захват заложников; такие специфические виды насилия, как насилие над детьми, семейное насилие, сексуальное насилие (изнасилование), школьное насилие и моббинг (насилие на рабочем месте). Рассмотрена виктимология аддиктивного (зависимого) поведения. Описаны как подходы к индивидуальному консультированию в каждом из указанных случаев, так и групповые формы работы в виде тренингов.

Данный справочник представляет собой удобный источник, к которому смогут обратиться практики, исследователи и студенты, для того, чтобы получить всеобъемлющую информацию по техникам и инструментам коррекционной работы как с потелциальными, так и реализованными жертвами различных экстремальных ситуаций.

УДК 159. 9(035) ББК 88. 4

© И. Г. Малкина-Пых, 2006 ISBN 5-699-14523-0                               © ООО «Издательство «Эксмо», 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................. 6

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВИКТИМОЛОГИИ. ...... 13

1. 1. Виктимология: предмет, история, перспективы...... 13

1. 2. Типы жертв и виды виктимности:

соотношение понятий.................... 24

1. 3. Насилие: виды и формы................... 42

1. 4. Выученная беспомощность и поисковая активность. . . 60

1. 5. Совладающее поведение и защитные

механизмы личности..................... 65

1. 6. Посттравматическое стрессовое расстройство:

модели и диагностика.................... 80

1. 7. Формирование виктимности: теории и модели..... ПО

1. 8. Диагностика виктимности................. 155

ГЛАВА 2ЛТСИХОТЕРАПИЯ ВИКТИМНОСТИ......... 168

2. 1. Транзактный анализ.................... 181

2. 2. Индивидуальная психология А. Адлера......... 281

2. 3. Психосинтез......................... 332

2. 4. Когнитивно-поведенческая психотерапия........ 377

ГЛАВА 3. КРИМИНАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ....... 405

3. 1. Криминальные преступления............... 405

3. 1. 1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью. 408

3. 1. 2. Хулиганство..................... 410

3. 1. 3. Кражи......................... 412

3. 1. 4. Мошенничество................... 419

3. 1. 5. Разбой, грабеж, вымогательство.......... 428

3. 2. Виктимология терроризма................. 432

3. 2. 1. Психология террористов.............. 435

3. 2. 2. Психология взаимодействия террористов

с заложниками..................... 443

3. 2. 3. Психология заложников............... 444

3. 2. 4. Психология ведения переговоров с террористами 463 3. 3. Кризисное консультирование и психотерапия. . . . 469


Оглавление

3. 3. 1. Экстренная психологическая помощь....... 470

3. 3. 2. Кризисная интервенция............... 481

3. 3. 3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).................. 495

3. 3. 3. 1. Психотерапия эмоциональных травм

с помощью движения глаз (ДПДГ)........ 507

3. 3. 3. 2. Ослабление травматического

инцидента (ОТИ)................. 519

3. 3. 3. 3. Нейролингвистическое программирование (НЛП)......................... 522

ГЛАВА 4. ВИКТИМОЛОГИЯ НАСИЛИЯ............ 582

4. 1. Насилие над детьми.................... 582

4. 2. Домашнее (семейное) насилие.............. 611

4. 3. Изнасилование....................... 632

4. 4. Насилие в школе...................... 644

4. 5. Моббинг........................... 649

4. 6. Консультирование и психотерапия жертв насилия. . . 655

4. 6. 1. Консультирование детей — жертв насилия.... 655

4. 6. 2. Консультирование жертв сексуального насилия. 666

4. 6. 3. Консультирование жертв семейного насилия. . . 681

4. 6. 4. Групповая терапия с женщинами —

жертвами насилия................... 697

4. 6. 5. Тренинг позитивного восприятия себя

и ассертивного поведения............... 703

4. 6. 6. Групповая терапия с детьми............ 735

4. 6. 7. Тренинг саморазвития

(для младших подростков).............. 739

4. 6. 8. Тренинг самоопределения

(для старших школьников).............. 765

4. 6. 9. Консультирование в ситуации моббинга...... 775

ГЛАВА 5. ВИКТИМОЛОГИЯ АДДИКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ............................. 778

5. 1. Аддиктивное поведение: концепции и модели...... 779

5. 2. Деструктивные культы................... 786

5. 3. Наркомания......................... 805

5. 4. Алкогольная зависимость................. 820

5. 5. Компьютерная зависимость................ 828

5. 6. Игровая зависимость.................... 835

5. 7. Нарушения пищевого поведения............. 847

5. 8. Созависимость....................... 860

5. 9. Косультирование и психотерапия зависимостей..... 864


Оглавление

5. 9. 1. Консультирование участника

деструктивного культа................. 878

5. 9. 2. Консультирование и психотерапия

при наркомании..................... 892

5. 9. 3. Консультирование и психотерапия

при алкоголизме.................... 899

5. 9. 4. Консультирование при компьютерной зависимости...................... 906

5. 9. 5. Консультирование при игровой зависимости. . . 910

5. 9. 6. Консультирование и психотерапия

при нарушениях пищевого поведения........ 915

5. 9. 7. Консультирование и психотерапия

при созависимости................... 923

5. 10. Метод сказкотерапии в психотерапии

зависимости...................... 932

Список использованной и рекомендуемой литературы . . . 962


ВВЕДЕНИЕ

JL/иктимология занимается исследованием различных аспектов психологии поведения жертвы. Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. vikti-та — жертва и греч. logos — учение). Эта наука возникла в результате изучения жертв преступлений и изначально развивалась в рамках криминологии. Однако на данном этапе развития виктимологии существуют два направления. Первое направление объектом своих исследований считает только жертву преступления; второе рассматривает понятие жертвы шире — это не только жертва преступления, но и любая другая жертва (несчастного случая, стихийного бедствия и т. п. ).

Предлагаемый вашему вниманию справочник рассматривает вопросы виктимологии в соответствии со вторым, широким направлением, хотя одна из глав (глава 3) специально посвящена жертве криминальных преступлений.

Центральное, стержневое понятие виктимологии — жертва, откуда и пошло название самой науки. Однако несмотря на то, что виктимология естественно представляет из себя учение о жертве преступления, центральное место среди ее концепций занимает понятие виктимность.

Виктимностъ или виктимогенностъ — физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д. ). Виктимизация — процесс приобретения виктимности, или, другими словами, — это процесс превращения человека в жертву и его последствия. Виктимизация, таким образом, объединяет в себе и динамику (реализацию виктимности) и статику (реализованную виктимность) (Ривман, Устинов, 2000).

Еще в древние времена было замечено, что судьба человека в определенной мере зависит от него самого. Это нашло отражение в народном фольклоре: «Каждый человек — кузнец своего счастья», «удалому и удача в руки», «короткий меч в руках храбреца становится длинным» и др. Из истории извест-


Введение

ны люди, для которых не было слова «невозможно» и которые всегда оказывались сильнее обстоятельств.

В то же время существуют и другие категории людей: те, кому хронически не везет, у кого всегда что-то не ладится; и те, кого Н. В. Гоголь относил к «лицам историческим» — когда бы и где бы они ни появлялись, с ними всегда происходят какие-то истории.

Это положение в значительной мере учитывается в педагогике, которая разрабатывает систему подготовки молодых людей к трудным жизненным обстоятельствам. По этому поводу еще Демокрит замечал, что при помощи правильного воспитания можно окружить стеной безопасности и самих детей, и их имущество.

В начале XX века предприимчивые бизнесмены, представители страховых компаний сумели извлечь из приведенных выше теоретических положений материальную выгоду. Они установили, что вероятность оказаться жертвой какого-либо несчастного случая у разных людей различная, поэтому крайне невыгодно заключать договоры страхования с теми, кто по своим личностным характеристикам предрасположен быть жертвой.

В 1917 году Георг Клейнфеллер опубликовал в немецком научном журнале результаты своих исследований о роли потерпевшего в механизме преступления. Он отметил, что немало преступлений обусловлено поведением потерпевшего.

Однако вопросы виктимологии стали объектом научных, в первую очередь — криминологических, исследований лишь со времен Второй мировой войны. В 1945 г. на Японию были сброшены две атомные бомбы. В результате этих взрывов жертвами оказались одновременно тысячи человек. Трагедия вышла за рамки индивидуальной, превратившись в национальное бедствие, что и подтолкнуло японских ученых к рассмотрению вопросов о причинах жертвенности. В том же году появились публикации по новому научному направлению — виктимологии. Практически одновременно, хотя и с некоторой задержкой, исследования в области виктимологии начали проводиться в США и ряде европейских стран (Христенко, 2004).

Создание виктимологии связано с именами Ганса фон Ген-тига (1888—1974) и Бенджамина Мендельсона (1900—1998). Время рождения виктимологии, очевидно, следует отнести к


Введение

1947—1948 гг., когда были опубликованы разработанные ими ее основополагающие положения.

В 1947 году в Бухаресте на конференции психиатров Бенджамин Мендельсон сделал доклад на тему: «Новые перспективы биопсихологии и социологии: виктимология». В своем докладе он впервые конкретизировал рамки новой области научных исследований.

В следующем году появился первый фундаментальный труд по виктимологии — книга Ганса фон Гентига «Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности». Эта книга положила начало обширным исследованиям ученых-криминологов в данной области. Рассмотрение личностных особенностей, обусловливающих предрасположенность человека стать жертвой преступления — к личностной виктимности, — в качестве одной из причин преступлений оказалось весьма продуктивным. Первые же исследования показали, что доля преступлений, в которых личностная виктимность была главной (а иногда и единственной) причиной, оказалась весьма большой.

В нашей стране виктимология начала активно развиваться только в конце 1980-х гг. В 1970-х гг. Л. В. Франк первым в СССР опубликовал труды по виктимологии, его поддержал Д. В. Ривман. При этом в процессе развития отечественной виктимологии проблема потерпевшего от преступления изучалась на протяжении долгих лет в рамках юридических дисциплин или в связи с ними.

К началу 1990-х гг. оценка роли и значения виктимологи-ческих исследований понемногу изменяется. Развитие кризисной ситуации в странах постсоветского блока, перемены в образе жизни целого поколения, обостренные быстротечностью, разнообразием и неопределенностью социальной ситуации, не могли не сказаться на изменении отношения к виктимологи-ческим проблемам. По мнению Л. В. Франка и Ю. М. Анто-няна, высказанному почти четверть века назад, виктимология, возникшая как научное направление в криминологии, должна была со временем превратиться в междисциплинарную отрасль научного знания, отдельную, самостоятельную научную дисциплину (Франк, 1977).

Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц (не только физических), ставших жертвами самых различных агентов, делает виктимологию комплексной


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...