Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятие 2.7. Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации




Цель государственной политики в области здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг. Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является развитие и совершенствование системы скорой медицинской помощи, в том числе специализированной и проведение медицинской эвакуации.

Скорая медицинская помощь является самым массовым, доступным и бесплатным видом медицинской помощи населению. Состояние скорой медицинской помощи рассматривается сегодня как фактор национальной безопасности. Особая роль данного сектора отечественного здравоохранения обусловлена тем, что за медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3–й житель страны, каждый 10–й – госпитализируется по экстренным показаниям, более 60% объемов стационарной помощи оказывается в неотложном порядке, более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших, неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста. Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 47 до 50 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более 50 миллионам граждан.

В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя около 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Служба скорой медицинской помощи вышла на новый этап развития. В период 2006 – 2007 годов в рамках мероприятий ПНП «Здоровье» для служб скорой медицинской помощи регионов страны было поставлено 93 реанимобиля и 6722 единицы санитарного автотранспорта, что позволило снизить количество автомобилей эксплуатирующихся более 5 лет до 10%.

Одной из центральных проблем скорой медицинской помощи является недостаточная централизация управления этой важнейшей оперативной службой в рамках субъектов Российской Федерации.

Оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района. Скорая медицинская помощь муниципальных районов малоуправляема, неспособна оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций.

Автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов к 2011 году установлены в 417 организациях скорой медицинской помощи. Учитывая важность этих систем на догоспитальном этапе скорой медицинской помощи для повышения оперативности работы скорой медицинской помощи, качества обработки статистических данных, аналитической и организационно–методической работы в целях совершенствования системы скорой медицинской помощи в Российской Федерации, целесообразно и в дальнейшем проводить ее высокими темпами.

В рамках государственной программы запланировано к 2020 году создание единой диспетчерской службы во всех субъектах Российской Федерации.

В настоящее время имеются проблемы в преемственности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи, что приводит к потере времени при оказании медицинской помощи пациентам в жизнеугрожающих состояниях в стационаре. Тем не менее, имеющийся опыт зарубежных стран наглядно демонстрирует, что оптимальным вариантом организации приема экстренных больных является создание на госпитальном этапе отделения экстренной медицинской помощи (emergency department). Отсутствие или недостаточное развитие в стационарах структуры скорой медицинской помощи (госпитального этапа скорой медицинской помощи) сопровождается следующими негативными моментами: задержкой оказания медицинской помощи, затруднениями с эффективной диагностикой, снижением своевременности и качества оказания медицинской помощи, перегруженностью специализированных отделений стационара непрофильными больными.

По–прежнему служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинических учреждений по оказанию помощи на дому, транспортировке больных (в том числе на гемодиализ и обратно, консультации и обследованию), доставке препаратов крови и специалистов–консультантов. Это приводит к снижению оперативности работы бригад скорой медицинской помощи. Оказание неотложной медицинской помощи амбулаторно–поликлинической службой (определенное Приказом Минздрава СССР от 20.05.1988 г. № 404 и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»), не осуществляется на должном уровне.

По данным 2011 года основными ресурсами скорой медицинской помощи являются 11420 общепрофильных бригад (28% общего количества бригад), 3834 специализированные бригады (9%), 1547 бригад интенсивной терапии (4%) и 23 855 фельдшерских бригад (59%). Динамика последних лет отмечает рост количества фельдшерских бригад при снижении численности всех других видов бригад.

Подготовку кадров скорой медицинской помощи ведут 2 научно–исследовательских института – НИИ СП им. Н.В. Склифосовского и НИИ СП им. И.И. Джанелидзе, около 30 кафедр и курсов скорой медицинской помощи, около 98 медицинских училищ и колледжей. Тем не менее, дефицит кадров в скорой медицинской помощи составляет сегодня среди врачей – 49,8%, среди фельдшеров – 20,2%, среди санитаров – 58,5%, среди водителей – 15,5%.

По состоянию на 2011 год в службе скорой медицинской помощи работало 18 828 (11% персонала) врачей, 88509 (52%) фельдшеров, 15443 (9%) санитаров, 39644 (23%) водителей, 8268 (5%) прочего персонала. В динамике за 3 последних года наблюдается увеличение штатных должностей работников скорой медицинской помощи на 2,5%. При этом увеличение численности происходит за счет среднего и младшего медицинского персонала, а также водителей скорой медицинской помощи. В то время как численность врачей скорой медицинской помощи уменьшилась на 4% (при снижении количества врачебных бригад). Иными словами, система скорой медицинской помощи наполняется кадрами среднего и младшего медицинского звена, водителями скорой медицинской помощи при снижении доли врачей на догоспитальном этапе скорой медицинской помощи. Укомплектованность службы врачами и фельдшерами составляет соответственно 86,2% и 96,7% при коэффициентах совместительства 1,68 и 1,2.

Кадровый дефицит приводит к работе в условиях неукомплектованных бригад, незакрытых нарядов смены, что сказывается на оперативности и качестве оказания скорой медицинской помощи. Имеет место неоправданно высокий коэффициент совместительства врачей, приводящий к снижению качества оказания скорой медицинской помощи.

Несмотря на значительные вложения федерального бюджета на обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи в рамках ПНП «Здоровье» в 2006 – 2007 годах, субъектам Российской Федерации не удалось обеспечить поддержание парка автомобилей скорой медицинской помощи на должном уровне.

По данным за 2009–2012 годы количество машин со сроком эксплуатации до 3–х лет снизилось на 57% и составляет 15,5% автопарка скорой медицинской помощи; количество автомобилей старше 5 лет возросло на 103% и составляет 42% автопарка скорой медицинской помощи. Медицинское оборудование автомобилей скорой медицинской помощи так же требует модернизации

Особого внимания заслуживают показатели оперативности работы скорой медицинской помощи: только 80% вызовов соответствуют ожидаемому 20–минутному интервалу прибытия бригады к пациенту.

Отсутствие утвержденных на сегодняшний день стандартов скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания и индикаторов качества не способствуют конкретизаций государственных гарантий этого вида помощи, определению адекватного финансирования медицинских организаций скорой медицинской помощи и рациональному использованию имеющихся ресурсов. Работа по контролю качества медицинской помощи в службе скорой медицинской помощи недостаточна.

Модернизация скорой медицинской помощи является целью и одной из основных задач государственной программы развития здравоохранения в Российской Федерации. Ожидаемым результатом развития скорой медицинской помощи до 2020 года являются увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут с 80% на 2011 году до 90 % в 2018 году.

Для достижения ожидаемого результата планируется:

- создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи во всех субъектах Российской Федерации и увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов с 14% в 2011 году до 100%;

- обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи и снижение доли автомобилей скорой медицинской помощи со сроком эксплуатации более 5 лет с 42% в 2011 году до 0%.;

- организация стационарных отделений скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации к 2018 году – 83 отделения.

Подготовка врачей по специальности «скорая медицинская помощь».

В соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан предусматривается осуществление финансового обеспечения скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...