Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитическая школа в менеджменте





Определенный вклад в формирование концепции неформальных ор­ганизаций внесла психоаналитическая школа в менеджменте, родоначальником которой является Зигмунд Фрейд.Фрейд, как известно, на­чал свою деятельность как врач-психопатолог, но затем он свою медицинскую практику обобщил и поднял до уровня общефилософ­ской теории. Широкому кругу читателей Фрейд больше известен с первой стороны, то есть как психоаналитик, который пытался объяс­нить поведение человека на основе половых влечений, «либидо». Но он не ограничивался описанием отношений ребенок — мать — отец. Работы последнего периода его деятельности — «Психология масс и анализ человеческого Я», «Будущее одной иллюзии», «Болезнь циви­лизации» и другие — свидетельствуют о его энергичных попытках рас­пространения методов и основных понятий психоанализа на объяс­нение различных аспектов общественной жизни, в том числе и функционирование организаций.

Психоанализ основывается на признании огромного значения в жизни человека бессознательного, то есть того, что находится за пре­делами рационального мышления и воли человека. Но психоанализ не считает, что бессознательное полностью неподконтрольно чело­веку. Он считает, что человек по отношению к бессознательному дол­жен занять активную позицию. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь индивиду осмыслить бессознательное, то есть пропус­тить его через сознание и таким образом избавиться от давления со­держания этого бессознательного на психику человека.

Психоаналитическая школа в менеджменте стремится использо­вать фрейдовскую методологию и понятия для описания эмоциональ­ных отношений в организации. И здесь, как и у Фрейда, централь­ными понятиями выступают «желания», «высшее выражение», «другой», «либидо-любовь», «отец и дети» и т. д. Представитель пси­хоаналитической теории в менеджменте Ф. Энрикес акцентировал внимание на понятии желание (стремление). Человеческое бытие, по его мнению, — это бытие желания. Однако желание как инстинктив­ное устремление индивида переводится в социальное измерение че­рез другого, то есть желание соотносится с необходимостью призна­ния «Я» в качестве «Я» другим «Я». Это признание не следует истолковывать в банальном смысле как признание права на то, или иное желание, а в смысле социального признания, при котором «Дру­гой» должен признать носителя желаний в качестве субъекта и при­нять его желание как модель и для своего поведения. Таким образом, через признание «Другого» психоаналитическая теория ставит в при­чинную зависимость индивидуальную и социальную психологию. «Другой» рассматривается в качестве модели поведения, сотрудника или противника. Между «Я» и «Другими» существует тесная взаимо­зависимость.

Организация с позиций психоаналитической теории как раз и предстает как совокупность взаимодействий «Я» и «Другого». Эти «Другие», с которыми мы постоянно сталкиваемся в организацион­ных структурах, существуют не формально, а так, как если бы они существовали для нас. А это, с точки зрения психоанализа, означает отношение привязанности. На языке социологии это квалифицируется как отношение идентификации, солидарности или враждебнос­ти. Эта привязанность также рассматривается как форма самоутверж­дения «Я». Чтобы самоутвердиться, необходимо идентифицировать­ся, то есть заимствовать то, чем располагают другие. Другой нам небезразличен, он не может не провоцировать в нас какие-либо эмо­ции и чувства. А это, на языке психоанализа, и означает установле­ние «либидо». На основе этого между «Я» и многими «Другими» скла­дывается определенная эмоциональная атмосфера отношений, которая характеризует уже эти отношения не как межиндивидуаль­ные, а как социально-психологические, внутригрупповые. Из этой предпосылки вытекает, что совместный труд сам по себе недостато­чен, чтобы создать социальную группу и обусловить ее деятельность. В конституировании социальной группы значительная роль принад­лежит эмоциональному фактору. Подчеркивание важной роли эмо­ционального фактора в формировании межгрупповых отношений и является одной из сильных сторон психоаналитического направления в менеджменте.

На основе этих предпосылок психоаналитики стремятся проана­лизировать взаимодействие индивидов в организации. По их мнению, в каждой организации имеется либидозная связь — любовь. Любовь — это тот эмоциональный фактор, который позволяет создавать и не­прерывно продолжать связи и отношения в социальной группе. Эта любовь связывает индивида одновременно с Отцом и братьями и се­страми. В качестве «Отца» на предприятиях, с точки зрения психоана­литиков, выступает менеджер или работодатель — «шеф», а в качест­ве братьев и сестер все остальные сотрудники.

«Отец» или шеф в психоаналитической теории всегда выступа­ет как двойственная фигура. С одной стороны он любящее сущест­во, родитель для своих детей. Без него нет детей и их общности, но с другой стороны, «Отец» может отказать детям в своей любви, стать враждебной для них фигурой. Всякое отношение власти в органи­зациях, полагают психоаналитики, и порождено этой двойственно­стью фигуры отца-шефа. Шеф любящий — поощряющий и направ­ляющий действия персонала и шеф агрессивный — разрушающий, угрожающий, карающий за те или иные проступки. Присутствие фи­гуры «Отца» в его противоречивых функциях — это одно из глав­ных условий существования организационной общности. Иденти­фикация друг с другом братьев и сестер происходит в той мере, в какой они чувствуют себя любимыми через «Отца» или отвергаемы­ми «Отцом». Отсюда вытекает мысль о важнейшей роли для орга­низации авторитета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...