Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные информационные технологии, применяемые в процессе финансового управления




 

Финансовое управление и в особенности финансовое планиро-вание являются итеративными процессами, в связи с чем много вре-мени уходит на согласование проектов, сбор данных, подготовку от-


 


чётных и плановых документов и т.д. Контроль и анализ результатов финансовых решений, сопровождающиеся обработкой больших мас-сивов исходной информации, моделирование альтернативных сцена-риев, включая анализ по сценарию «что, если», консолидации дан-ных, их графическое представление сегодня немыслимы без исполь-зования специальных компьютерных программ и информационных технологий.

 

Информационные технологиипроцессы накопления, хранения, передачи, обработки, контроля информации, основанные на исполь-зовании средств компьютерной техники, коммуникаций и новейших технологий преобразования информации 1.Информационные техно-

 

логии представляют собой совокупность программного обеспечения (информационная составляющая), технических средств и телекомму-никаций (инструментальная составляющая), кадров и их организация (социальная составляющая)2.

 

Можно выделить три уровня внедрения информационных тех-нологий.

 

Первый уровень. Создание системы автоматизированных ра-

 

бочих мест специалистов (АРМ),с помощью которых решаются ча-стные функциональные задачи.

Автоматизация –применение машин,машинной техники и тех-нологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности3.

 

Автоматизация производства призвана устранить физическитяжёлый, монотонный труд, переложив его на плечи машин. Авто-матизация управления направлена на использование компьютерови других технических средств обработки и передачи информации

в управлении производством, хозяйственными процессами.

 

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономиче-ский словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 409.

2 Лихачёва О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учеб.-практ. посо-бие. М.: ТК Велби: Проспект, 2003. С. 226.

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч. С. 10.


 


Под АРМ понимают рабочее место специалиста, укомплекто-ванное персональным компьютером с программным обеспечением, позволяющим в автоматизированном режиме решать возложенные на специалиста задачи1. Однако АРМ не обеспечивают создание сис-темы единого информационного пространства на уровне предпри-ятия или отдельного крупного управленческого сегмента.

 

Второй уровень. Использование программных продуктов ло-

 

кальной функциональности. Для повышения эффективности и степе-ни автоматизации АРМ их стали объединять в локальную сеть, что значительно повысило производительность труда и снизило количе-ство ошибок.

 

Локальные вычислительные сети (ЛВС) объединяют персо-

 

нальные компьютеры с центральным файловым сервером (использу-ется архитектура «файл-сервер»), локализованные на весьма ограни-ченном пространстве (как правило, на расстоянии менее 1 км друг от друга).

 

Однако с ростом числа пользователей возникает резкое паде-ние быстродействия такой системы. На крупных предприятиях про-изводственные подразделения нередко удалены от администра-тивного здания (центрального офиса), что требует каналов связи для подключения удаленных сегментов. Связь между подразделениями может быть установлена: по выделенным каналам (как оптоволокон-ным, так и спутниковым), через Интернет, с помощью вы-сокоскоростных цифровых модемов. Связь может быть не только по-стоянной, но и коммутируемой, т.е. устанавливаемой по мере необ-ходимости.

 

Третий уровень. Создание интегрированной системы управле-ния на базе полнофункциональных программных продуктов. Такиесистемы позволяют добиться полной автоматизации информацион-ных процессов в управлении крупным предприятием.

 

Автоматизированные системы управления (АСУ) –заданнаясовокупность специфических математических методов, технических

1 Лихачёва О.Н. Указ. соч. С. 226.


 


средств и организационных комплексов, которая обеспечивает ра-циональное управление сложными объектами (организациями, пред-приятиями) или процессами (бизнес-процессами) в соответствии с поставленной целью.

 

АСУ – это системы, функционирование которых обеспечивается сочетанием приложения интеллектуального труда работников и ис-пользования оборудования и технологий переработки информации, проведения расчётов, логических операций1.

 

Стандартные программные пакеты полной функциональности

 

(например, R/3, BAAN IV, Oracle Applications и др.) разработаны для крупных предприятий, обеспечивают централизованный контроль

 

и управление, позволяют вести бухгалтерский учёт, бюджетирова-ние, проводить экономический и финансовый анализ и т.д.

Внедрение информационной технологии любого уровня пред-ставляет собой процесс её интеграции в финансово-хозяйственную деятельность коммерческой организации. Процесс внедрения со-пряжён с капитальными затратами, включающими в себя затраты на приобретение техники, внедрение и опытную эксплуатацию, созда-ние регламентов управления бизнес-процессами, подготовку кадров.

Прежде чем внедрить экономические информационные систе-мы, необходимо экономически обосновать целесообразность такого внедрения. Экономический эффект от внедрения вычислительной

 

и организационной техники бывает прямым и косвенным. Прямая экономическая эффективность заключается в экономии фи-

нансовых, материальных и трудовых ресурсов вследствие сокраще-ния численности работников, фонда оплаты труда, расхода мате-риалов, полученных благодаря автоматизации конкретных видов плановых, учетных и аналитических работ. Косвенная эффектив-ность, основным критерием которой является повышение качествауправления, отражается в конечных результатах деятельности ком-мерческой организации.

 

1 Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. С. 10.


 


Внедрение интегрированных систем управления на базе полно-функциональных программных продуктов – достаточно дорого-стоящее дело, особенно для малого и среднего бизнеса. Однако более дешёвые пакеты прикладных программ (ППП) отличаются меньшей функциональностью.

 

Выделяют следующие классы программных средств, исполь-

 

зуемые в качестве инструментария поддержки финансовых решений:

 

1) пакеты общего назначения;

 

2) пакеты для решения конкретных задач, в том числе:

 

• пакеты для оценки и управления инвестиционными проек-

 

тами;

 

• пакеты для анализа финансового состояния организации;

 

• пакеты для управления материальными ресурсами, цепочками поставок;

3) интегрированные системы управления организациями;

 

4) пакеты для решения задач технического анализа;

 

5) статистические и математические пакеты программ;

 

6) системы искусственного интеллекта.

 

Наиболее примитивные функции финансового планирования могут быть реализованы в среде электронных таблиц (табличных процессоров) нового поколения.К числу таких программных средствотносятся EXCEL, Lotus, Quattro Pro 7 и др. Наиболее существенны-ми достоинствами пакетов общего назначения являются: эффектив-ное моделирование различных сценариев развития коммерческой ор-ганизации; возможности математического, статистического и графи-ческого анализа данных; развитый интерфейс с другими ППП и др.

На сегодняшний день лидером в этом классе является семейство

 

ППП EXCEL, имеющее широкие функциональные возможности и позволяющее осуществлять разработку собственных приложений. Большинство предприятий, особенно в России, используют таблицы EXCEL как основной инструмент планирования. Однако такой поря-док может быть оправдан для малых предприятий, где процесс составления, контроля и анализа финансовых планов и бюджетов может быть облегчён применением электронных таблиц, согласован-


 


ных между собой. Опыт создания и внедрения таких систем на целом ряде малых предприятий свидетельствует об их достаточной надеж-ности и гибкости.

 

Однако средним и крупным организациям необходимы специа-

 

лизированные программные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс. Дело в том, что процесс планирования, бюджетирования и консолидации здесь уже весьма сложен, трудо-ёмок, занимает много времени и подвержен неизбежным ошибкам. Для средних и крупных организаций один цикл финансового плани-рования означает заполнение множества таблиц, которые затем рас-сылаются руководителям подразделений и направлений бизнеса, с тем чтобы они просмотрели их и внесли необходимые корректи-ровки. Вполне возможно, что кто-то из них может сделать ошибки: переделать формулы либо макросы, внести неправильные данные, внести данные в другие ячейки, удалить важные связки и т.п. В такой ситуации к концу процесса формируется несколько вариантов одного и того же финансового плана (бюджета), и никто не знает, какой из них наиболее правильный. Кроме того, несовпадения могут явиться результатом недостаточной коммуникации между участниками про-цесса. Например, вполне вероятна ситуация, когда менеджеры вносят поправки и забывают сообщить об этом другим пользователям внут-ренней финансовой информации.

По мере роста компании и усложнения её бизнеса возникает не-обходимость в приобретении специализированных программных продуктов. В частности, для оптимизации управления материальны-ми потоками внедряются информационные системы класса MRP II, цель которых заключается в интеграции процессов снабжения, хра-нения запасов, производства, продаж, контроля выполнения плано-вых заданий и т.д.

Для управления цепочкой поставок, т.е. взаимосвязанной сис-темой отношений между поставщиками материалов и услуг, охваты-вающей весь производственный цикл превращения исходных материалов, комплектующих и сырья в готовую продукцию, а так-же доставку этой продукции конечному потребителю, приобретают-


 


ся системы класса SCM – Supply Chain Management. Они позволяют оптимизировать управление использованием существующих техно-логических линий, формировать оперативные производственные планы с учётом ограничений мощностей, сырья и материалов, разме-ров партий и необходимости переналадки оборудования для выпуска нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах.

 

Для решения задач финансового планирования и бюджетирова-ния используются программные продукты «Альт-Прогноз» (продукт фирмы «АЛЬТ»), Adaytum e.Planning (продукт компании Adaytum Software Inc.), Hyperion Pillar (компания Hyperion Solutions Corp.),

 

МРС (компания Comshare Inc.), Cognos Finance 5.0 (компания

 

Cognos)и др.Известные производители программного обеспече-ния для управления предприятиями Oracle, SAP, J.D. Edwards также в разной степени включают возможности для бюджетного планиро-вания и прогнозирования в свои продукты, как правило, эти модули не работают отдельно от системы в целом.

 

К числу специализированных программ, предназначенных для разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, относится ряд программных продуктов, среди которых наиболее известными явля-ются COMFAR, рекомендованная методикой ООН по промышленно-му развитию ЮНИДО; Project Expert, разработанная консультаци-онной фирмой «Про-Инвест Консалтинг» и «Альт-Инвест» (разра-ботка фирмы ИКФ «АЛЬТ»).

Широкое внедрение корпоративных интегрированных систем, представляющих собой интегрированные системы комплексного нормативного учета, внутреннего контроля и бюджетирования, по-зволяет взаимно увязать различные функциональные области (снаб-жение, склад, сбыт, инвестиции, бюджет центров ответственности) для достижения позитивных финансовых показателей организации. Помимо этого они позволяют оперативно формировать сводную ин-формацию о динамике развития ситуации в различных структурных подразделениях для принятия обоснованных управленческих реше-


 

 


ний. Недостатком этих программ является их высокая стоимость

 

и трудоёмкость настройки.

 

В основе большинства корпоративных интегрированных систем лежит методология ERP (Enterprise Resource Planning) – система управления ресурсами предприятия, включающая в себя управле-ние закупками, производством, сбытом, складскими запасами и тру-довыми ресурсами. ERP-системы представляют собой набор интег-рированных приложений, которые комплексно, в едином информа-ционном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности организаций: обработку заказов, про-гнозирование и управление запасами, закупками и сбытом, произ-

 

водственными процессами, планирование потребностей в сырье и материалах, диспетчеризацию процессов, а также бухгалтерский учёт, управление финансами, проектами, персоналом, качеством, взаимодействие с системами штрих-кодирования. Таким образом, ERP-система поддерживает все необходимые в производстве бизнес-процессы и позволяет вести учёт всех необходимых данных о работе организации.

К числу корпоративных интегрированных систем можно также отнести: BAAN, R/3 (SAP, Германия); Platinum SQL (Epicor Software Corporation); Scala (Scala Business Solutions N.V., Швеция); MAX (MAX International); SyteLine (Symix); Concorde XAL (Damgaard, Да-

ния); «Галактика» («Галактика», Россия–Белоруссия); NS-2000 («Никос-Софт», Россия); БОСС («АйТи», Россия), 1С:Управление производственным предприятием и др.

 

Таким образом, внедрение и использование в повседневной де-ловой практике информационных технологий в области финансового управления, планирования и бюджетирования позволяет успешно решать практические задачи, связанные с управлением и оптимиза-цией всего спектра бизнес-процессов компании.


 

 


Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что понимается под информацией и информационной базой?

 

2. Какие требования предъявляются к исходным данным, включаемым в информационную базу финансового менеджмента?

3. Какие блоки можно выделить в составе информационной

 

базы?

 

4. Каков состав финансовой отчётности?

 

5. Перечислите внутренних и внешних пользователей финан-совой отчётности.

6. Кратко раскройте содержание методов финансового ана-

 

лиза.

 

7. Перечислите показатели имущественного положения орга-низации. Проанализируйте имущественное положение известной вам организации.

 

8. Что понимается под ликвидностью актива, ликвидностью баланса и платёжеспособностью организации?

9. С помощью каких показателей можно проанализировать ли-квидность и платёжеспособность организации? Проведите оценку уровня ликвидности и платёжеспособности известной вам орга-низации.

10. Как можно проанализировать финансовую устойчивость ор-ганизации? Проведите оценку уровня финансовой устойчивости из-вестной вам организации.

 

11. С помощью каких показателей можно проанализировать де-ловую и рыночную активность организации? Каков уровень деловой

и рыночной активности известной вам организации?

 

12. Как рассчитывается продолжительность операционного и финансового циклов? Каковы значения и динамика этих показате-лей в известной вам организации?

 

13. Каким образом оценивается экономический рост организа-ции? Проведите оценку показателей экономического роста известной вам организации.


 

 


14. С помощью каких показателей анализируются прибыль и рентабельность организации? Проведите оценку прибыли и рента-бельности известной вам организации.

 

15. Что представляют собой информационные технологии? Ка-кие можно выделить уровни внедрения информационных техноло-гий? Какой уровень характерен для известной вам организации?

 

16. Какие классы программных средств используются в качест-ве инструментария поддержки принятия финансовых решений?

17. Какие специализированные программные продукты исполь-

 

зуются в известной вам организации? Какие учётные, плановые и аналитические функции автоматизированы?


 

 


Раздел 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...