Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция личности С. Л. Рубинштейна (1889-1960)

Структура личности

К. К. ПЛАТОНОВ (взял в руки словарь Ожегова) – психологич. концепция динамич. функциональной стр-ры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая стр-ра, динамическая стр-ра, эл-ты стр-ры, подстр-ры, иерархия подстр-р, св-ва личности, сознание, деят-ть. Платонов выделил в личности 4 подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) отношение биол-го и соц-го, врожденного и приобретенного, процессуального и содерж-го; 2) внутр. близость черт личности, входящих в кажд. из них, выделение в них своих подстр-р; 3) особый для каждой из подстр-р вид ее форм-ия; 4) объективно сущ-щая иерархическая зав-ть этих подстр-р. На основании этих критериев, учитывая историю развития отеч. психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подстр-р, структурирования самих подстр-р, соотнош-я биол-го и соц-го, связей подстр-ры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подстр-р:

Подструктура Что входит Как формируется Соц-Био
1. Направленность личности. Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется в процессе воспитания. Преимущественно соц.-психологическая подстр-ра личности и составляет осн. предмет соц.-психологического анализа
2. Опыт. Привычки, умения, навыки, знания. Формируется в процессе обучения. Больше социального, чем биол-го.
3. Св-ва личности - индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Формируется упражнениями. Больше социального.
4. Биопсихические св-ва. Темперамент, половые, возрастные св-ва. Формируется путем тренировки. Соц-го почти нет.

Доля соц-го снижается от 1ой к 4ой подстр-ре. Соответственно, от 4ой к 1ой подстр-ре возрастает знач-ть соц-ых и социально-психологич. св-в личности. Подст-ры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития чел-ка и инд. развития личности. В структурно-динамич. концепции Платонова имплицитно содержится опр-ие специфики предмета соц-ой психологии личности в отличие от общепсих-го и дифференциально-псих-го. Последнее преимущ. анал-ет 3ю подстр-ру, общепсихологич. анал. кас-ся 3ей и 2ой подстр-р. Соц. псих-я изуч.преимущ. 1ю подстр-ру.

 

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда, но и он сам форм-ся в труде. В трудовой деят-ти - взаимосвязь II и III.

II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.

Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества.

Память - психический процесс это запись, сохр-ие и последующее воспроизв-ие прошлого опыта.

Мышление - процесс познавательной деят-ти, хар-ся опосредованным и обобщенным отражением дейст-ти.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное св-во психики опр-щее динамику психической деят-ти чел-ка, к-рые везде проявл-ся в одинаковой мере.

Характер – сов-ть устойч. инд. особ-тей личности, складывающихся в деят-ти и общении.

Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА (1889-1960)

Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выр-ся:

1) в инд-но-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличие от их инд-ых (личностных) особ-тей имеются разл.ичные типы воспр-я, памяти, внимания, стили умственной деят-ти.
2) В том, что сам ход развития психич. процессов зав-т от общ.развития личности.
3) В том, что сами эти процессы не остаются незав-мо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психич.процессы становятся психич.ф-циями личности.

Следующее важное положение состоит в том, что любое внеш. возд-е д-ет на инд-да через внутр-е усл-я, к-рые у него сформ-лись ранее, также под влиянием внеш. возд-ий.
Для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна важны следующие положения:
· психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;
· психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
· процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это в-с о направ-сти, уст-ках и тенденциях, потреб-тях, интересах и идеалах.
Что может личность? Это вопрос о сп-стях, об одаренности.
Выделив эти аспекты психического облика личности, Л.С. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направ-сть личности, ее уст-ки переходят затем в хар-р и закреп-ся там в виде св-в. Наличие интересов к опр-ой области деят-ти стимулирует развитие сп-стей в этом напр-и, а наличие сп-стей стимулирует интерес к работе.
Также тесно связаны между собой сп-ти и хар-р. Наличие сп-стей порождает у чел-ка уверенность в себе, твердость и решительность, или, напротив, самомнение и беспечность.
Таким образом, в жизни все стороны психич-го облика личности, переходя др в др, обр-ют неразрывное ед-во.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...