Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития




Реализация мероприятий в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения, Концепции демографической политики до 2025 года, привела к позитивным изменениям демографической ситуации в стране, улучшению состояния здоровья детей, беременных женщин.

Сократились темпы уменьшения численности детского населения страны.

В последние годы в Российской Федерации отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.

Показатель общей заболеваемости новорожденных в 2010 году относительно 2005 года уменьшился на 14,1%, достигнув в 2010 году уровня 35,1 на 100 детей, родившихся живыми.

За период 2005–2011 гг. снизились показатели материнской и младенческой смертности на 36,2% (с 25,4 до 16,2 на 100 тыс. родившихся живыми) и 32,7% (с 11,0 до 7,4 на 1000 родившихся живыми) соответственно. Максимальные темпы снижения показателей (6 – 7% ежегодно) отмечены в период реализации ФЦП «Дети России», нацпроекта «Здоровье».

Однако даже при этой положительной динамике материнская и младенческая смертность в Российской Федерации в полтора–два раза превышают показатели развитых стран. Сохраняется их высокая дифференциация в разных регионах Российской Федерации, превышение указанных показателей среди сельского населения России. Потери детей до года составляют более половины всех случаев смерти детского населения. Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.

Продолжается рост заболеваемости детей в возрасте 0–14 лет включительно. В 2011 году показатель общей заболеваемости детей в возрасте 0–14 лет вырос на 7,6% в сравнении с 2005 годом. В данной возрастной группе выросла заболеваемость:

– на 34% – новообразованиями;

– на 23,1% – врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями;

– на 15,8% – болезнями органов дыхания;

– на 14% – болезнями нервной системы.

Также по сравнению с 2005 годов возросла на 19% общая заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно.

В данной возрастной группе увеличилось заболеваемость:

– на 35% – новообразованиями;

– на 29,4% – с травмами, отравлениями и воздействием других внешних причин;

– на 25,6% – болезням нервной системы;

– на 20% – болезнями костно–мышечной системы и соединительной ткани.

Отмеченный рост заболеваемости во всех возрастных группах сопровождается значимым снижением смертности детей всех возрастных групп, что свидетельствует, что частично рост заболеваемости во всех возрастных группах связан с улучшением диагностики, эффективном лечении на ранних стадиях заболевания и правильности выбранных приоритетов.

По–прежнему на низком уровне остается удовлетворенность граждан медицинской помощью, в том числе в части оказания медицинской помощи матерям и детям. Причины неудовлетворенности чаще всего связаны с нарушением этики и деонтологии, допущенными медицинскими работниками, а также с недоступностью и недостаточным уровнем оказываемой медицинской помощи.

Данная ситуация объясняется тем, что не во всех регионах создана эффективная трехуровневая система, обеспечивающая своевременную и адекватную медицинскую помощь женщинам и детям как на уровне первичной медико–санитарной помощи, так и на уровне высокоспециализированной медицинской помощи. Создание и функционирование такой системы в ряде субъектов Российской Федерации невозможно из–за плохого состояния материально–технической базы учреждений, отсутствия современного оборудования, значительного дефицита и низкого профессионального уровня медицинских работников.

Кроме того, сохраняется дисбаланс системы оказания здравоохранения: чрезмерно высокий уровень госпитализации и высокий объем скорой медицинской помощи на фоне недостаточной работы первичного звена. Имеющийся коечный фонд в стационарах службы родовспоможения и детства не всегда коррелирует со структурой заболеваемости и смертности женщин и детей, что приводит к снижению доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь детям развивается без учета региональных особенностей структуры заболеваемости и смертности.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, необходима модернизация существующих учреждений родовспоможения, организация реанимационных коек для новорожденных, создание отделений патологии новорожденных и недоношенных детей, дооснащение учреждений детства и родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием.

Переход Российской Федерации на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, требует широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации (в том числе направленных на профилактику слепоты, глухоты) недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, необходимо дооснащение учреждений родовспоможения и детства современным диагностическим и лечебным оборудованием, обеспечение лекарственными препаратами, создание отделений анестезиологии и реанимации для женщин, организация дополнительных реанимационных коек для новорожденных, отделений патологии новорожденных и недоношенных детей, а также обеспечение выхаживания младенцев с отклонениями в состоянии здоровья в условиях первичного звена здравоохранения.

Целесообразно дальнейшее финансирование и развитие программы «Родовой сертификат», реализация которой позволит улучшить материально–техническую базу учреждений родовспоможения, сократить показатели материнской и младенческой смертности, снизить заболеваемость новорожденных, проводить мероприятия по ранней диагностике заболеваний и снижению первичной инвалидности и смертности детей.

Создание эффективной трехуровневой системы оказания помощи беременным и новорожденным возможно только при дальнейшей государственной поддержке строительства и реконструкции областных (краевых, республиканских) и федеральных перинатальных центров.

Внедрение современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при совершенствовании системы реабилитационной помощи и подготовки достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии.

Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здоровья, снижению смертности и инвалидности детей является доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению. Все это диктует необходимость разработки и внедрения комплекса мероприятий, направленных на решение данной задачи, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Распространение ВИЧ–инфекции среди беременных женщин способствовало росту рождаемости детей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ–инфекции, и как следствие росту численности детей, страдающих ВИЧ–инфекцией (более. 93% случаев заболеваний ВИЧ–инфекцией у детей в возрасте 0–14 лет обусловлены вертикальной передачей вируса иммунодефицита человека).

Медицинская помощь, оказываемая детям, страдающим ВИЧ–инфекцией, требует существенных затрат на диагностику лечение и социальные выплаты на протяжении многих лет жизни ребенка, поэтому профилактика вертикальной передачей вируса иммунодефицита человека (от матери к ребенку во беременности, родов и грудного вскармливания) приобретает особую значимость.

Для обеспечения дальнейшего снижения детской смертности и инвалидности необходимо совершенствование организации и повышение эффективности единой системы лекарственной профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека, в том числе унификации метода антиретровирусной профилактики, повышение до 99% охвата лекарственной профилактикой в соответствии с действующими стандартами и не менее 90% охвата трехэтапной профилактикой – пар «мать–ребенок».

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений улучшения демографической ситуации является охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения. В современных условиях отмечается неуклонный рост гинекологических заболеваний по многим нозологическим формам, показатель женского бесплодия за последние 5 лет увеличился на 16%, значительное число семей нуждаются во вспомогательных репродуктивных технологиях. Анализ причин, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, нарушению репродуктивной функции и бесплодию, свидетельствует, что одним из ведущих факторов являются аборты.

Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 24%, частота искусственного прерывания в стране остается высокой, что свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на их профилактику и снижение, включая создание центров медико–социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания медицинской и социально–психологической помощи женщинам в случаях незапланированной беременности,

Одним из резервов сохранения уровня рождаемости является увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий. Реализация мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий увеличит доступность данного вида помощи и будет способствовать повышению рождаемости на 30% от числа пролеченных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы отражены в:

Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ

Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 95–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

В Указах Президента Российской Федерации:

от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

В Постановлениях и Распоряжениях Правительства Российской Федерации:

от 18 декабря 2006 г. № 1760–р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

от 17 ноября 2008 г. № 1662–р «О Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (раздел 9 «Молодежная политика»);

от 30 декабря 2009 г. № 2128–р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.»;

от 25 октября 2010 г. № 1873–р «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...