Организация санитарно-гигиенических мероприятий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Введение. Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происходивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС часто возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населения. При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС). Это обусловлено следующими причинами: ª резким ухудшением социальных условии жизнии быта населения вследствие разрушения жилищного фонда, нарушения энергоснабжения, выхода из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, банно-прачечных учреждений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий; ª ухудшением условий питания населения; ª возникновением стрессовых состояний и других явлений; ª значительным снижением естественной резистентности организма и изменением восприимчивости людей к инфекциям; ª появлением большого числа механических травм, ожогов и других поражений; ª интенсивной миграцией различных контингентов людей; ª выходом из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне катастрофы; ª наличием большого количества трупов людей и животных; ª массовым размножением грызунов, появлением эпизоотии среди них и активизацией природных очагов зоонозных и природных очагов особо опасных инфекций. Потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами.
Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС имеют весьма важное значение.
1. Принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Санитарно-противоэпидсмическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения иподдержание его трудоспособности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются: Ø государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;
Ø единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий; Ø соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы; Ø дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий; Ø взаимодействие Роспотребнадзора с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами. Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является: Ø организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Ø совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений Роспотребнадзора к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленные возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения. Основные направления деятельности по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС: Ø осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС; Ø осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний; Ø осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий; Ø обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС; Ø участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС. Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего осложняют санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая прежде всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям: Ø риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения; Ø угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»; Ø возможный социальный и экономический ущерб; Ø появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуации больных из зоны ЧС в лечебные учреждения; Ø невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а также необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вакцины, лабораторно-диагностические материалы, средства борьбы с насекомыми, дезинфекционные средства и др.); Ø опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС. По прибытии в зону ЧС специалисты Роспотребнадзора обязаны провести тщательное эпидемиологическое обследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии. Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинаковы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя. В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС проводят следующие основные мероприятия: 1. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, экспертиза пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
2. взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения; 3. специальная подготовка сотрудников учреждений и формирований Роспотребнадзора для работы в ЧС; 4. поддержание в высокой степени готовности территориальных служб, формирований и учреждений Роспотребнадзора, сил и средств научно-исследовательских институтов, функционирующихв РСЧС; 5. накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений Роспотребнадзора в ЧС; 6. контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время; 7. организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени; 8. прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории России. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-противоэпидемические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, здравоохранения и Роспотребнадзора. В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям: • санитарно-гигиенические мероприятия; • противоэпидемические мероприятия; • контроль окружающей среды. Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф и влияния всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из важнейших видов деятельности органов власти, здравоохранения и других служб, как в повседневной жизни, так и при возникновении ЧС мирного и военного времени и направлены на решение следующих целей: сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний;
предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди населения; быстрейшая ликвидация инфекционных заболеваний в случае их появления.
Организация санитарно-гигиенических мероприятий В чрезвычайных ситуациях. Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий, путем: - медицинского контроля за состоянием их здоровья; - санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, захоронением трупов погибших людей и животных; - оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; - прогнозирования влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния; - гигиенического воспитания населения. Проводятся следующие санитарно-гигиенические мероприятия: • оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду; • по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения; • санитарный надзор за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием; • санитарный надзор за гигиенически значимыми объектами, обеспечивающими жизнедеятельность населения в районе ЧС; • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием; • контроль за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших; • организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС. При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты: 1. объекты системы водоснабжения и канализации; 2. предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения; 3. предприятия коммунального обслуживания; 4. пострадавший и непострадавший жилой фонд; 5. лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы; 6. места временного расселения эвакуируемого населения; 7. места расположения спасательных команд, отрядов; 8. промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др. С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигиеническими направлениями работы являются: 1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей – Ø участие в выборе водоисточника; Ø разрешение на использование воды; Ø контроль состояния автотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззараживания автоцистерн хлорированием или другими способами); Ø проведение забора проб на бактериологический и химический анализ. 2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы - ежедневный бактериологический контроль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. 3. На пищевых объектах - организация проведения мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временного питания - проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля. 4. В местах временного расселения населения - участие в создании надлежащих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бытового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекционные камеры. 5. В постоянных и временных стационарах для пораженных - дезинфекция операционных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала. Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0-4,5 м2 на каждого человека. Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева людей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен. Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют на одного человека 10 л/сутки: · на одного больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье) - 75 л/сут. · на обмывку одного человека, включая личный состав работающих в районе ЧС формирований - 45 л. При размещении населения в палаточном или другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Ровики допускается устраивать параллельно друг другу на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|