Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломатические связи кыргызов с Россией.




Духовная культура кыргызов.

Духовная культура каждого народа хранится из поколения в поколение в виде традиций и обычаев, а так же устного творчества и письменных памятников. Из-за кочевого образа жизни киргизы оставили после себя не так много письменных свидетельств, но зато из поколения в поколения они передавали свои эпосы и предания. Наиболее крупным произведением киргизского героического эпоса является поэма «Манас». Она представляет собой большую по объёму трилогию, собранную в результате творчества многих поколений сказителей – манасчи. До XIX века поэма передавалась в устной форме, и даже сегодня в Киргизии послушать знаменитый эпос и насладится таланом искусных сказителей собираются огромные массы людей. Сказители могут рассказывать поэму по нескольку дней. Основной сюжетной линией поэмы являются подвиги богатыря Манаса.

Культура киргизов богата и разнообразна. Она сочетает в себе в большей степени элементы кочевой культуры, но при этом отдельные регионы Киргизии (юг страны) исконно земледельческие. Подобное сосуществование уникально и характерно только для Среднеазиатского региона.

 

Кыргызы и Кокандское ханство.

В начале XVIII века в Ферганской долине было образовано Кокандское ханство. Основателем правящей династии кокандских ханов стал узбекский феодал из племени минг Шахрух-бий (1710-1722).

Его сын Абд ар-Рахим-бий (1722-1734) основал Коканд. При Рахим-бие кыргызские феодалы выступали как активная политическая сила, кыргыз Акбута-бий правил Ходжентом. После смерти Рахим-бия власть перешла к его брату Абд ал-Кариму (1735-1751), который заключил союз с кыргызскими племенами против джунгарских завоевателей.

После его смерти на престол был возведен его сын Баба-бек, но вскоре он был убит. Наконец, к власти пришел энергичный Ирдана-бий (1751-1770), сын Абд ар-Рахим бия.

К 80-м годам XVIII века Кокандское ханство распространило свое влияние на горные приферганские районы с кыргызским населением.

Кокандский правитель Нарбута-бий (1770-1800) смог привлечь на свою сторону ряд авторитетных кыргызских феодалов, предоставляя им определенные льготы, награждая их чинами и званиями, выделяя лучшие пастбища.

Преемник Нарбута-бия, его сын Алим (1800-1809) официально принял титул хана. С его именем связано начало новой экспансионистской политики Кокандского государства. Его походы в кыргызские аилы отличались особой жестокостью.

Экспансионистскую политику своего брата продолжал Омар-хан (1809-1822).

Завоевание Южного Кыргызстана Кокандским ханством длилось более полувека (с 1762 по 1821 год).

Новый правитель Коканда – Мадали-хан (1822-1842), воспользовавшись феодально-родовыми распрями племен солто и сарыбагыш, в 1825 году направил в Чуйскую долину отряд из 4 тыс. человек. Племя солто и часть сарыбагышей подчинились силе и стали платить кокандцам подати.

По мере продвижения кокандских войск на пограничных линиях строились укрепления, размещались гарнизоны. Так, были возведены крепости на границе с Китаем: Таш-Коргон (на Памире), Доорай-Коргон, Сопу-Коргон; на Центральном Тянь-Шане: Жумгал, Тогуз-Торо, Ат-Баши; на Иссык-Куле: Барскоон, Каракол; в Чуйской долине: Токмак, Пишпек, Кастек (близ Сокулука), Кара-Балта, Чалдывар.

В составе Кокандского ханства население Южного Кыргызстана находилось с 1762 по 1876 год, а Северного – с 1825 по 1855-1863 годы.

 

Дипломатические связи кыргызов с Россией.

Первые кыргызско-росийские посольские связи.Атаке батыр. В конце 18 века северных кыргызов начало теснить и Кохандское ханство. Такая обстановка подтолкнула некоторых кыргзских биев обратить взоры к Российской империи. Первоночально попытки установить политические отношения с Россией предпринял Атаке_баатыр, бий рода сарыбагыш, занимавшего предгорья Чуя, он был неординарной личностью, мудрый,дальновидный и многоопытный человек, имел большой авторитет в народе. Он был уверен что только прочные связи с Россией помогут его народу сохранить самостоятельность.Кыргызы долго судили кого отправить послом в далекую страну. И тогда Атаке-бий предложил кандидатуру Абдурахман Кучакова, известного купца, уже пожившего в России. Его хорошо знали в кыргызских кочевьях и уважали ктомуже он был грамотен и знал язык орусов. С ним отправился Шергазы, зарекомендовавший себя рассудительным, несмотря на молодость, человеком. Они-то и везли подарки: сибирским правителям- двух коней, русской царице Екатерине- барсовые и рысьи выделенные шкуры да диковинного раба, арапа, в придачу. Послам было поручено заручиться поддержкой России, а также изменить караванные маршруты, идущие в Россию из Центральной Азии и Туркестана так, чтобы они проходили через Кыргызтан. Атаке напоминал, что его предки уже оказывали России какие-то услуги в меру своих сил, он может оказать посредничество в сопровождении купеческих торговых караванов. Дождавшись своей очереди кыргызские послы попали к Екатерине, она выслушав письмо бия Атаке, милостиво распорядилась одарить его.

Присоединение Северного Кыргызстана к России. Многолетнее противостояние, биев и манапов родов Сарыбагыш и Бугу привело в 50–х. годах XIX века к открытому столкновению. 1854 года – Ормон-хана взяли в плен и убили, его сын Уметаалы раз за разом организовывал побеги на бугунцев. Чтобы избежать истребления, главный манап рода Бугу Боронбай пришел к решению – принять Российской подданство. С этой целью 26 сентября 1854 года было снаряжено посольство бугунцев во главе с манапом Качымбеком Шералином. 17 января 1855 года в Омске Калымбек, являясь доверенным и полномочным послом от своего народа держа в руках Коран, от имени кыргызов племени Бугу торжественно присегли на верность русскому императору и приняли подданство Полное присоединение Северного Кыргызстана к России произошло в 1868 году. В 1862 году – манап рода Сарыбагыш – Жантай Карабеков уулу направился в Верный с извещением о вхождении кыргызов Чуйской долины в состав России. Нескорая часть рода солто возглавляемы манапами Маймылом и Тынаалы, не захотела подчиняться русским властям, и перекочевала в верховья Таласа. Но в 1865 году они все же покорились России, вслед за ними власть русских признали и коренные жители Таласа- роды саруу и кушчу Таким образом, присоединение Чуйских и Таласких кыргызов к России проходило на добровольных так и на насильственных началах. В 1864-1865 гг в состав России были включены проживающие в верховьях Нарына бугинцы-тынымсейиты, а также саяки, занимавшие окрестности Кочкора, жумгала, кетмен-Тюбе. После возведения в 1868 году русских крепостей в Нарыне и Караколе и установления в них постоянных гарнизонов власть России в Северном районе приобрела реальные очертания, таким образом, в 1863-1868 годах русская власть в Кыргызстане была фактически установлена.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...