Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные методы коррекции, используемые в работе с младшими школьниками




Введение

 

 

Возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, библиотерапия, вокалотерапия и др. Эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Исходя из этого, целью данной работы является изучение нетрадиционных методов коррекции, используемых в начальной школе.

В соответствии с целью, задачами являются:

1. Изучить особенности нетрадиционных методов коррекции,

2. Рассмотреть метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста.

Объект – нетрадиционные методы коррекции.

Предмет – особенности применения нетрадиционных методов коррекции в работе с учащимися начальной школы.


Нетрадиционные методы коррекции, используемые в работе с младшими школьниками

 

 

На сегодняшний день известно много нетрадиционных методов коррекции, используемых в начальной школе. Одним из них является метод арт-терапии.

Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

А.И. Копытин отмечает, что для того чтобы психокоррекция методами арт-терапии была эффективна необходимо соблюдение следующих условий [5, с.92]:

- доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим);

- концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях);

- сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом);

- креативность;

- спонтанность творчества и пр.

Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала - этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности.

Арт-терапия является наиболее эффективным методом коррекции в работе с младшими школьниками, так как способствует приобретению навыков взаимодействия в группе, самопониманию и саморазвитию подростка. Естественное течение процесса арт-терапии должно привести к решению первичных проблем, результатом чего будет спад активности в проявлении негативных эмоций [4, c.87].

Необходимым условием коррекционной работы является целенаправленность и систематичность занятий. На занятиях по арт-терапии используются упражнения, направленные на снятие психологического напряжения, снижение уровня агрессивности и негативизма, повышение коммуникативных навыков, эмоциональной разгрузки и формирования умения саморегуляции.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе.

Еще одним методом коррекции, который может быть применен в работе с учащимися начальной школы, является песочная терапия. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автором метода песочной терапии считается Дора Кальфф. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком [6, с.39].

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента.

Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Данный метод позволяет:

- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

- Способствует регрессу к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

- Является естественным языком для детей.

- Служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу решать следующие задачи:

- Диагностические:

- Коррекционные;

- Терапевтические;

- Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе учителей, дефектологов, социальных работников.

Детская песочная психотерапия характеризуется тем, что ребенку предлагают поиграть, используя песок и игрушки. Они чаще всего создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Для них важнее сам процесс игры и строительства.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В отдельных случаях, в зависимости от решаемых проблем, предлагается построение мира совместно ребенка и родителя [6, с.42].

Так же в работе с младшими школьниками может быть использован метод дарама-терапии. Драма-терапия – это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях лечения.

Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Но лет тридцать назад она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства – голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии [2, с.115].

В основе понимания драма-терапии лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, – через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драма-терапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения.

Театральное действо вовлекает человека в ситуацию, где ему предлагается принять на себя другой образ Я, с другими характеристиками. У персонажа иной характер, иная судьба, манеры, воспитание, родители. Дети склонны погружаться в предлагаемую захватывающую ситуацию игры целиком, перевоплощаться в своих героев, принимать на время их манеру поведения и «систему ценностей». И если ребёнок вовлекается в театральную постановку достаточно глубоко, то образ поведения персонажа невольно становится частью его поведенческого актива. В этом огромный ресурс для педагога-терапевта, поскольку умело подобранная роль поможет наметить путь выхода из реального кризиса, а одобрение режиссёра и публики закрепит ощущение успеха у ребёнка, даст дополнительные силы, но не только:

- роль, противоположная исполнителю по характеру и проявлениям, может стать «вызовом» для ребёнка и обогатить новыми образами действия, в которых дети-сироты обычно остро нуждаются;

- роль может помочь в преодолении комплекса «жертвы» («я ничего не могу изменить», «я слабый, не трогайте меня»), трансформировав его в образ жертвенности, а значит активной позиции – «трудно, но я преодолею», «я многое перенёс, но в этом был смысл, я стал сильнее»;

- роль даёт возможность в безопасной атмосфере игры столкнуться с незнакомыми ситуациями и попробовать различные модели выхода из них;

- роль может дать возможность пережить ещё раз тревожные ситуации прошлого и тем самым «освободить» ребёнка от бесконечного проигрывания их в сознании без шанса что-либо изменить;

- роль сильной личности может дать её исполнителю образ поведения, основанного на целеустремлённости и уверенности в себе, привести к осознанию того, что необходимо бороться не из страха, будь то в реальной жизни или фантазии, а за что-то – например, за счастье, любовь и внимание.

Именно эти процессы – ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте [2, с.118].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...