Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов: чистый приведенный доход, период окупаемости, индекс доходности, внутренняя норма доходности, средняя норма прибыли.




Основные показатели эффективности инвестиционного проекта: Их четыре: 1.Метод расчета чистого приведенного эффекта (NPV) чистый дисконтированный доход. В основе данного метода заложено следование основной целевой установке, определяемой собственниками компании: повышение ценности фирмы, количественной оценкой которой служит ее рыночная стоимость. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для этой реализации. Метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IС) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, которые генерируются ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента г, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал. Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IС) будет генерировать в течение определенного количества лет годовые доходы в размере Р1, Р2...РП. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (Present Value, PV) и чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV) соответственно рассчитываются по формулам: Очевидно, что если: NPV>0, то проект следует принять (в этом случае ценность компании и, следовательно, благосостояние ее владельцев увеличатся); NPV<0, то проект следует отвергнуть (ценность компании уменьшится, и владельцы понесут убытки); NPV=0 то проект не является ни прибыльным, ни убыточным. Прокомментируем особо последнюю ситуацию. Здесь действительно благосостояние владельцев компании не меняется. Однако инвестиционные проекты нередко принимаются управленческим персоналом самостоятельно, при этом менеджеры могут руководствоваться своими предпочтениями. Проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу — при его реализации благосостояние владельцев компании не изменится, но в то же время объемы производства возрастут, т. е. компания увеличится в масштабах. Поскольку нередко расширение компании рассматривается как положительная тенденция, проект все же одобряется. Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом: где i — прогнозируемый средний уровень инфляции. 2.Метод расчета индекса рентабельности инвестиции (РI) индекс доходности. Критерий PI (Prefitability index) представляет собой не разницу доходов и затрат от реализации проекта, а их соотношение - доходы, деленные на затраты: Очевидно, что если: РI>1, то проект следует принять; РI<1, то проект следует отвергнуть; РI=1, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным. Чем больше PI превышает единицу, тем выше инвестиционная привлекательность проекта. Иными словами, дисконтированные доходы от реализации проекта в PI раз превосходят дисконтированные инвестиционные затраты. В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений, — чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV. 3.Метод расчета нормы рентабельности инвестиции (IRR) внутренняя норма доходности Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю: IRR = г, при котором NPV = f (г) = 0. Смысл коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.т 4.Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции. Метод имеет две характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование его на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена. Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).

 

32. Управленческий анализ: задачи и содержание.

В условиях развития рыночных отношений бухгалтерский учет делится на две отрасли: финансовый и управленческий учет. Управленческий анализ входит в содержание управленческого учета, который состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Проведение управленческого анализа не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководством предприятия, с его помощью решаются управленческие задачи. Управленческий анализ включает в себя производственный и внутрихозяйственный: 1) анализ в обосновании и реализации бизнес-планов; 2) анализ в системе маркетинга; 3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности; 4) анализ технико-организационного уровня и других условий производства; 5) анализ использования производственных ресурсов; 6) анализ объема продукции; 7) анализ взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли. Субъекты внутреннего управленческого анализа – руководство предприятия, привлекаемые аудиторы и консультанты. Руководство может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления. Информационная база управленческого анализа – вся система информации о деятельности предприятия: технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация совещаний, пресса и т. д. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Возможности руководства в вопросах финансового анализа шире, чем у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого бизнес-плана используются методы как производственного, так и финансового управленческого анализа. Цели управленческого анализа: 1) ориентация результатов анализа на руководящий аппарат предприятия; 2) отсутствие регламентации анализа со стороны; 3) детальный подход, т. е. изучение всех сторон деятельности предприятия; 4) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Задачи управленческого анализа: 1) обеспечение научно-технического и расчетно-эко-номического обоснования принимаемых решений; 2) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования. 3) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки); 4) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; 5) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

Показатели себестоимости продукции: цеховая себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость, себестоимость 1 руб. выпущенной продукции, среднегодовая себестоимость единицы продукции, структура себестоимости продукции.

Себестоимость продукции оценивается с помощью системы показателей, которые отражают: затраты на натуральную единицу продукции (себестоимость единицы продукции). Используются тогда, когда выпускается одно изделие (себестоимость 1 квт/час электроэнергии; всю сумму затрат на продукцию (полная себестоимость) или часть продукции (полная себестоимость сравнимой продукции); затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции (затраты на рубль продукции), т. е. это общая сумма затрат, отнесенных на себестоимость продукции, к тому же самому объему продукции в ценах предприятия. Затраты на единицу продукции представляют собой частное отделения всех затрат на тот или иной вид продукции на ее количество. Для анализа этот показатель целесообразно использовать только при выпуске ограниченного круга видов изделий. Такой анализ необходим, прежде всего, для правильного определения направлений ценовой политики предприятия. Для анализа всей суммы затрат на изготовление разнородной продукции необходимо разделение продукции на сравнимую и несравнимую. Такое разделение имеет значение для прогнозирования роста или снижения затрат в зависимости от этапов жизненных циклов выпускаемой продукции как товара на рынке. К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются. Анализ этих двух показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводится расшифровка затрат в рамках определенной классификации, приводятся данные о базисном, плановом и отчетном периоде, выполняется сравнение. Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции. Применение этого показателя дает возможность оценивать изменение себестоимости по предприятию независимо от ассортимента производимой продукции и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель непосредственно связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия: где с – себестоимость единицы продукции; р – цена единицы продукции; q – объем вида продукции. Из формулы видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под влиянием следующих факторов первого порядка: изменение структуры выпущенной продукции; изменение затрат на отдельные виды продукции; изменение цен на товарную продукцию. Влияние этих факторов можно определить способом цепных подстановок. Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разложить на три основных элемента процесса производства на основе сметы затрат на производство продукции: где М – материальные затраты в себестоимости продукции; ЗП – затраты по оплате труда; А – амортизация и расходы на текущий ремонт; ТП – товарная продукция. Таким образом, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его изменения позволяет определить влияние отдельных элементов производственного процесса по их удельному весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.

34.Финансовый анализ: задачи и содержание.

Существующие методики финансового анализа деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, как правило, включают следующие основные взаимосвязанные блоки исходных и расчетных показателей: 1) финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль; 2) рентабельность капитала, активов, производства и продажи продукции; 3) деловая активность: оборачиваемость и эффективность использования ресурсов (активов, капитала); 4) финансовое состояние: структура и динамика показателей баланса, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость. По результатам финансового анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность компании в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические сследования. Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления, оцениваются следующие важнейшие показатели:1) состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса; 2) наличие собственного оборотного капитала; 3) величина чистых активов организации; 4) коэффициенты финансовой устойчивости; 5) коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т. д. В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. Важнейшей формой выражения деловой активности организации является финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются наряду со сведениями об имущественном положении в качестве наиболее значимой части бухгалтерского отчета организации. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации. Отчет об изменениях капитала (форма № 3) состоит из четырех разделов и справок. Структура первых трех разделов отражает динамику показателей капитала организации за отчетный год: остатки на начало года, поступление, расходование и остатки на конец года. Отчет о движении денежных средств (форма № 4) содержит сведения о денежных потоках в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации и остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода. Из приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) можно получить дополнительную информацию для проведения аналитических исследований.

 

Показатели состояния и эффективности использования активов: общая средняя величина активов, коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, сумма собственных средств, в том числе собственных оборотных средств, капиталоотдача активов, рентабельность активов.

 

Одно из приоритетных направлений в оценке финансового состояния – анализ имущественного положения организации и выявление возможностей приумножения капитала, способности обеспечивать неуклонный рост прибыли и расплачиваться своевременно по своим обязательствам (долгам). Цель анализа состава, динамики и структуры активов организации состоит в оценке тенденций изменения структуры и разработке организационно-экономических механизмов повышения качества их использования. Информационной базой анализа являются: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»; ф. № 5 «Приложение к „Бухгалтерскому балансу“; Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия для исчисления налога на имущество (в поквартальном разрезе); остатки на счетах бухгалтерского учета, отражающие все процессы движения активов; главная книга и др. Для анализа имущества и капитала используются также методы: динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный; факторный. Этапы анализа имущественного положения и эффективности использования активов: 1.Вертикальный анализ актива баланса. 2. Горизонтальный анализ актива баланса. 3.Анализ рентабельности активов. 4.Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования. 5.Анализ состояния оборотного капитала и его использования. 1. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия с помощью относительных оценок с целью сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, и сглаживания влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели бухгалтерского баланса. Вертикальный анализ активов баланса проводится по схеме: определяется доля постоянных и текущих активов в итоге баланса, далее рассматривается их структура, выявляются причины изменений структуры баланса. 2. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Для целей горизонтального анализа наиболее удобна аналитическая таблица, в которой отображаются следующие показатели, относящиеся к определенной строке актива: величина актива на начало и конец года в руб. и в % к итогу; изменения величины активов в руб., удельных весах и % к величине. Если динамика, представленная в документах, охватывает промежуток свыше года, рассчитываются базисные темпы роста за несколько лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. 3. Рентабельности активов характеризует результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определяется как отношение прибыли до вычета процентов и налогов к стоимостной оценке совокупных активов предприятия (итог баланса по активу). Анализ рентабельности активов основан на использовании многофакторных комплексных моделей. 4. Анализ основного капитала заключается в горизонтальном и вертикальном анализе первого раздела актива баланса и оценке эффективности использования основных фондов. На первом этапе анализируется динамика и структура соответствующих статей бухгалтерского баланса, рассчитываются темпы роста и прироста, доля соответствующих частей основного капитала во внеоборотных активах в целом. На втором этапе оцениваются коэффициенты эффективности использования наиболее значимой части основного капитала – основных фондов. 5. При анализе оборотного капитала рассчитывают величину собственных оборотных средств и оценивают структуру собственного капитала. Эффективность использования оборотных средств определяется на основе расчета оборачиваемости оборотных средств в днях и коэффициента оборачиваемости. Под оборачиваемостьюсредств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения; коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует объем выручки от реализации в расчете на один рубль оборотных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...