Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Современное объяснение причин возникновения государства (потестарная теория).




Функции

Функции теории государства и права определяются местом в системе юридических наук, которые представляют собой сумму (систему) знаний о правовых явлениях,

о праве, государстве и их воздействии па общество и общественные отношения.

Юридические науки в учебной и научной правовой литературе классифицируются по-разному. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования РФ классифицирует юридические науки по своим критериям. Это оправданно при присуждении ученой степени или ученого звания по той или иной юридической специальности, по вряд ли целесообразно в учебном или теоретическом плане.

Все юридические науки с известной долей условности можно разделить на четыре группы:

  • – теоретические и исторические науки о государстве и праве (теория государства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве);
  • – науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран) и международное право;
  • – отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право и др. );
  • – прикладные юридические науки (криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др. ).

Теория государства и права выполняет следующие функции: гносеологическую (познавательную), прогностическую, идеологическую, воспитательную, методологическую (мировоззренческую), прикладную.

Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познается государство и право, процесс их функционирования и все государственно-правовые явления.

В процессе анализа государственно-правовой действительности формируются понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания государственно-правовых явлений.

Важное место в познавательной деятельности принадлежит концепциям, т. е. определенным способам понимания, трактовки государственно-правовых явлений, вопросов. Процесс познания государства и права лишь тогда плодотворен, когда есть не одна, а много концепций по одноименным проблемам. Творческая борьба между различными концепциями, дискуссии обогащают и развивают юридическую науку, позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант решения вопроса из предлагаемых.

Именно таково складывающееся в настоящее время в отечественном правоведении определение права как синтеза нормативного, философского и социологического к нему подходов. Полезна и предлагаемая в науке двоякая трактовка юридической ответственности (позитивный и ретроспективный аспекты); плодотворны дискуссии о реальном соотношении ветвей власти в Российской Федерации, о соотношении полномочий Федерации в целом и субъектов РФ и др.

Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в этой сфере имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс государственноправового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия.

К сожалению, в современной России государственноправовые прогнозы делать сложно. Это объясняется тем, что не в полной мере еще функционирует экономика, в процессе становления находятся политическая и государственно-правовая системы. Стабилизация в этих сферах жизнедеятельности сделает прочными и надежными прогнозы в области государственного и правового строительства.

Идеологическая функция теории государства и права. Ранее в наличии такой функции никто не сомневался. Однако в начале современных российских реформ пришедшие к власти " демократы-реформаторы" стали призывать к деидеологизации общества, государства, права. Но прошло немного времени, и стала очевидной истина: идеологического вакуума в обществе не бывает – на смену одной идеологии обязательно приходит другая.

Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие и констатирует, что никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В этой связи возникает вопрос – идеологичны ли принимаемые в нашем государстве нормативные правовые акты и какую идеологию они выражают? Любой закон или подзаконный акт идеологичен но своему характеру, однако его идеологическая направленность может быть выражена по-разному.

В наибольшей степени идеологизированы статьи Конституции РФ, особенно ее преамбула. Несомненно, что это идеология большинства населения и в этой связи утверждение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, выглядит недостаточно убедительным.

Из всех юридических наук теория государства и права наиболее идеологична. Ее идеологическая функция заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, об их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность.

Воспитательная функция теории государства и права близко примыкает к ее идеологической функции и заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина. Теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья. Она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества. Именно теория государства и права привлекла внимание к проблемам правового воспитания гражданина и разработала ее.

Методологическая функция теории государства и права выражается в определении подходов к изучению правовых явлений. Правильная методология – условие успешного научного поиска.

До недавнего времени единственной научной методологией в отечественном правоведении признавался марксизм-ленинизм. Законсервировав важнейшие постулаты марксистско-ленинской теории и превратив их в догму, советская официальная доктрина остановила развитие самого марксизма и лишила возможности использовать положительные стороны иных методологических подходов к изучению государства и права.

Правильная методология – это та методология, которая рождается в столкновении различных подходов к анализируемому явлению, находит подтверждение в повседневной практической деятельности человека. И в связи с этим не имеет значения, являлся исследователь материалистом или идеалистом, верил в бога или был атеистом. Практика мировых открытий – неопровержимый тому пример.

Методология теории государства и права формируется в результате применения законов диалектики, философских категорий к анализу государства и права, государственно-правовых явлений и процессов, государственной и юридической практики. При этом основную методологическую нагрузку в составе методологии выполняют правовые понятия и категории.

Правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Полнокровное общение между людьми, существование и движение мысли, содержание любой области знания невозможны без понятий и иных форм мышления.

Понятия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями, как " государство", " справедливость", " закон", " государственное устройство", оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Государственно-правовые понятия были широко известны в Древнем Риме, причем не только профессиональным юристам, по и всем гражданам.

Новые широкие общественно-политические движения и теории, философские концепции неизбежно несли с собой и новые понятия. Таковы, например, гегелевские понятия объективного духа, диалектического метода, кантовские " вещи в себе", Марксово понятие общественно-экономической формации, ленинское определение классов и др.

Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Забвение этого требования диалектики ведет к догматизму, к отрыву понятий от действительности.

Именно такая опасность нависла над понятиями демократии, законности, правового государства в современной

России. Понятия только тогда будут " работающими", когда они правильно отражают социальную действительность, потребности ее развития.

Например, демократия предполагает наличие широких реальных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, необходимость неукоснительного соблюдения обязанностей, ответственности перед обществом и другими людьми, материальное обеспечение всестороннего развития личности. Именно поэтому нельзя еще говорить о достижении нашим обществом реальной демократии.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления.

Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве, что объясняется чисто практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере действия, а следовательно, и значимости правовые понятия делятся:

  • – на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства (" государство", " право", " правоотношение", " законность" и др. );
  • – межотраслевые, имеющие значение для нескольких (но не для всех) отраслей права и науки (" проступок", " материальная ответственность" и др. );
  • – отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли (" трудовое соглашение", " обвиняемый" и др. ).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственной и правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.

Например, обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной отраслевой ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки.

Совокупность определенных фундаментальных понятий и категорий образует ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. В гражданском праве – это понятия " право собственности", " договор", " обязательство", " наследование", " исковая давность" и т. п., в уголовном праве – " преступление", " наказание", " соучастие", " лишение свободы", " погашение судимости" и др.

Методологическое значение правовых понятий состоит в том, что они определяют способы, методы исследования (изучения) государственно-правовых явлений.

Правда, это относится не ко всем понятиям, а лишь к тем из них, которые имеют высокий уровень обобщения (" право", " государство", " правоотношение" и др. ). А такие понятия, как " свидетель", " ответчик", " потерпевший" и др., методологической нагрузки не несут, а имеют сугубо практическое значение.

Прикладная функция теории государства и права связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой действительности.

Юридическая наука постоянно предлагает меры по совершенствованию государственного механизма, созданию качественного законодательства, эффективному его претворению в жизнь. Подавляющее большинство монографий, статей, диссертаций отечественных ученых-государствоведов и правоведов содержит такого рода рекомендации. К сожалению, законодательные и правоприменительные органы и субъекты этих сфер деятельности далеко не всегда их учитывают. Разрыв теории и практики свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой системы общества.

 

6. Современное объяснение причин возникновения государства (потестарная теория).

 

 

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождения государства: всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19- начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тыс. лет, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других источников), то в настоящее время. История многих регионов насчитывает 10-12 тыс. лет.

Действительно, длительное время наш предок - кроманьонский человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т. е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась се­мейной общиной (малой локальной группой, кланом), которой руководили ее члены - наиболее авторитетные и опытные добыт­чики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общи­ны лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но только на родствен­ной основе, в более крупные образования для защиты от нападе­ний, для организации военных походов, коллективных охот. По­скольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию оп­ределяют как родовой строй.

Разумеется, такая организация знала и властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старей­шин. Форма власти в первобытном обществе называется, в отли­чие от власти в государственно организованном обществе, потестарной (от лат. «ро1; е-81аз» - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил пове­дения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспе­чивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была пер­вым, отличным от всех последующих, способом существования че­ловеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию, человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны, мамонтов например, которые были основным источником питания человека в некоторых районов.

Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, поливному, в т. ч. ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

На этапе перехода к производящей экономике в разных районах были одомашнены многие растения и животные. Северная Америка – индейка, обычная фасоль, подсолнечник; Мезоамерика – какао, хлопок, маис (кукуруза), тыква, картофель, помидоры; Южная Америка – лама, морская свинка, арахис. Обычная фасоль, картофель; Африка – кофе. Просо, рис, арбуз; Европа – капуста, виноград, свекла; Ближний Восток – крупный рогатый скот, осел, коза, свинья, овца, ячмень, финик, инжир, лен, овес, чечевица, лук, горох, груша, рожь, пшеница; Юго-Восточная Азия – банан, хлебное дерево, кокосовый орех, сахарный тростник, чай; Дальний Восток – лук, персик, соевые бобы, капуста.

В Европе были одомашнены овцы и козы, В Азии и Африке – коровы, в Северной и Южной Америке – ламы и морские свинки, дикие свиньи жили в обширных зонах – от Турции до Китая, а уж собаки водились попросту повсюду.

Т. е., в основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например в районах Ближнего Востока оно относится примерно к 7 тыс. веку до н. э. ). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к 4 – 3 тыс. до н. э. ) происходит рассвет ранних земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникли, как правило, в долинах крупных рек; Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Янцзы и др. ).

Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества «демографический взрыв», необходимый для существования и рассвета цивилизации.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к 4-3 тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно независимо друг от друга. Первоначально они возникают как города- государства.

Первоначальной государственной формой стал город, выполняющий по отношения к прилегающим к нему селениям функции управления: руководство строительством оросительных систем, исполнением общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосудие, организация обороны.

Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. (КНИГА) …………………

Всю историю человечества можно разделит на два этапа:

- догосударственное общество,

- государственно-организованное общество

Возникновение государства – сложный длительный процесс, начавшийся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Формирование государства у различных народов мира шло различными путями.

Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неолитический революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На этой теории эволюции человека основана современная теория происхождения государства, названная потестарная (от лат. сила, власть). Примерно 10-12 тыс. лет тому назад на Земле произошло резкое возрастание численности населения (демографический взрыв) и одновременно возникли экологические кризисные явления (изменения климата, вымирание животных, служивших предметом охоты). Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида. Охота, рыболовство и собирательство уже не могли обеспечить потребности общества. Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиальному новому пути хозяйствования (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, ремесло, скотоводство). Процесс перехода к производящей экономике называют неолитической революцией. Произошла она в 7-3 тыс. до н. э.

Производящая экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства, появления новых организационных и управленческих функций, необходимости нормировать и учитывать вклад каждого члена общины в труд, распределять созданный продукт и т. д.

Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появлению прибавочного продукта. А это, в свою очередь, привело к расслоению общества по социальному признаку. На этом этапе происходит сакрализация личности вождя, а сама власть отождествляется с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть-собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе проявляются ранние государственный образования – сначала протогосударства, затем города-государства.

Особенности нормативного регулирования в первобытном об­ществе:

1)нормы складывались стихийно, существовали исключи­тельно в сознании людей и передавались из поколения в поко­ление;

2)ведущим способом регулирования был запрет;

3)характерным было отсутствие субъективных прав, зарож­дение зачатков обязанностей. Право и обязанность члена родовой общины составляли единое целое;

4)нормы поведения обеспечивались всем коллективом об­щины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутство­вавшим впервобытном обществе.

5) Другие теории возникновения государства:

6)Государство и право- сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенностях человечесткого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.

7)В глубокой древности возникла теологическая теория.

8)1) теократическая (или теологическая) теория. Сторонники этой теории утверждали, что государство и право – результат Божьей воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога». Ее авторы средневековые богословы – Тертуллиан, Фома Аквинский, Аврелий Августин. Они рассматривали государство как Божий промысел, смысл которого в установлении на Земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «Царстве Божьем. Представители этой теории считают, что государство производит из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным.

ВОПРОС К СЕМИНАРУ: ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ШКОЛЫ.

1) патриархальная теория. Основатель данной теории – Аристотель. Эта теория трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общества, вплоть до государства. Государственная власть является наследницей власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природой или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (Кун-цзы ок. 551-479 до н. э. ). Государство рассматривалась им как большая семья, где отношения между правящими и подданными уподоблялись семейным отношениям: подданные (младшие) должны быть преданы правителям (страшим), почитать и слушаться во всем старших, а старшие обязаны заботиться о младших.

2) договорная или естественно-правовая теория. Данная теория основывает государство на «общественном договоре». Государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенному кругу лиц соответствующих прав. То есть люди передают государству часть своих личных прав по так называемому «общественному договору» для согласования взаимных интересов, совместной жизни и защиты. Провозглашена передача власти от народа (как изначального «владельца» власти) к государству. Иначе говоря, договорная теория основывается на двух положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в так называевом естественном состоянии; 2) государство возникает в результате общественного договора.

Представителями этой теории были Гуго Гроций (1583-1645) – Голландия, Томас Гобсс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) – Англия, Ж. Ж. Руссо (1712-1778) – Франция, А. Н. Радищев.

Достоинство этой теории в том, что она а) провозгласила народ источников государственной власти и принадлежность суверенитета народу. Правители – лишь уполномоченные народа и могут быть смещены по воле народа; б) впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, касающиеся заключения договоров между отдельными феодальными государствами-городами и приглашаемыми для управления ими князьями и иными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др. ); в) вносит демократичсекий характер, так как исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и ни кем ему не подарены, а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождение государства у разных народов.

материалистическая (классовая) теория. Авторами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Каждой формации соответствуют свои классы, один из которых подавляется другим (рабовладельческий строй – класс рабов и рабовладельцев, феодализм – класс феодалов и крепостных и т. д. ). Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц.

Основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно, но считали что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. (У ИКОННИКОВОЙ).

теория насилия объясняет появление государства в результате действия военно-политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться. Сторонниками этой теории были немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и правовед Л. Гумплович (1838-1909), немецкий социалист К. Каутский (1854-1938). Эта теория опираласт на конкретные историчсекие события. Так, Франкское государство действительно возникло в результате войн, но восточнославянские государства форимровались без насилия. Очевидно, что военный фактор был не главным, а сопутствующим в возникновении государственной организации общества.

Большое распространение имела и психологическая теория, родоначальником которой считается Л. И. Петражицкий (1867-1931). Он объяснял возникновение государства особыми свойствами человеческой психики. В том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без этих эмоций невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства.

Л. И. Петражицкий считал причинами возникновения государства определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Были разработаны и иные гипотезы и обоснования причин появления государства, например расовая теория, органическая, ирригационная, теория инцеста. Только анализируя рассмотренные теории, можно приблизиться к осознанию процесса возникновения государства. Совокупность ряда объективных факторов (этнографических, экономических, социальных и других), сложившихся в истории человечества, позволяет понять эволюцию общества и достижение результата этой эволюции – возникновения государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...