Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики лечебной физической культуры




При спастических параличах и парезах, обусловленных поражениями головного мозга (расстройства мозгового кровообращения, травмы, опухоли), когда нарушения движений сопровождаются повышением мышечного тонуса и рефлексов, лечебная физическая культура показана с первых дней заболевания.

В раннем восстановительном периоде, в условиях постельного режима, на фоне легких общетонизирующих упражнений рекомендуется выполнять пассивные движения в суставах паретичных конечностей и активные движения в дистальных отделах конечностей, функции которых не нарушены. Пассивные движения надо выполнять мягко, осторожно, в медленном темпе, с постепенным увеличением амплитуды сначала в дистальных, а потом в проксимальных отделах конечностей. Пассивные движения необходимо периодически сочетать с попытками активно выполнять движения (импульсами). Активные движения здоровыми конечностями следует выполнять медленно, без усилий, с небольшим количеством повторений. Необходимо широко использовать дыхательные упражнения.

Лечебную физическую культуру в этом периоде проводят в комплексе с лечением положением. Конечностям придают позу, противоположную той, в которой они находятся при явлениях спастического пареза. Руку, разогнутую в локтевом суставе, укладывают ладонью кверху. Периодически ей придают положение легкого отведения. Стопа в положении лежа на спине должна упираться в доску, установленную в конце кровати. Фиксировать конечности следует легким отягощением (мешочками с песком). Лечение положением начинают как можно раньше - до резкого повышения мышечного тонуса.

При положительной динамике заболевания к концу первого месяца больного переводят на облегченный постельный режим. Пассивные движения парализованных конечностей систематически сочетают с попытками выполнить их активно (импульсы к движению). Во всех суставах здоровых конечностей производятся активные движения. При выраженной спастичности мышц верхней конечности для предупреждения стойких контрактур ее следует периодически фиксировать лонгетой. Кисть и пальцы должны быть при этом разогнуты.

В позднем восстановительном периоде, через 2-3 месяца после начала заболевания, активные движения в суставах конечностей, функции которых не нарушены, можно выполнять с полной амплитудой и многократным повторением. По-прежнему необходимы пассивные движения и импульсы к активному сокращению мышц паретичных конечностей. Появляющиеся активные движения следует выполнять из облегченных исходных положений (рис. 132) или с помощью методиста и чередовать их с пассивными движениями. Очень большое значение имеют упражнения на расслабление. Их следует сочетать с дыхательными упражнениями. Поскольку при выдохе тонус мышц несколько уменьшается, необходимо выполнять движения конечностями, тонус мышц которых повышен, в сочетании с удлиненным выдохом. Упражнения на расслабление используются на протяжении всего периода лечения больных со спастическими парезами и параличами.

Когда степень восстановления двигательных функций позволяет готовить больного к ходьбе, его последовательно переводят в положения сидя и стоя: вначале сажают на постели на очень короткое время (2-3 Минуты); по мере адаптации к вертикальному положению сидеть разрешают дольше; затем больному предлагается выполнять простейшие движения в положении сидя; после этого с помощью и поддержкой переводят в положение стоя. Продолжительность сохранения положения стоя постепенно увеличивается, проверяется опора на одну и другую ногу. Затем разрешается ходить - сначала на месте, потом по палате, опираясь одной рукой на спинки кроватей, другой - на руку методиста. Дистанцию ходьбы постепенно увеличивают. Необходимо обращать внимание на максимальное сгибание ноги в коленом суставе, на перенос паретичной ноги прямо вперед, а не через сторону, на равномерность фаз опоры на правую и левую ноги. Дефекты походки необходимо исправлять систематически, на протяжении всего пребывания больного в стационаре.

Когда ходьба по палате не вызывает у больного сильного утомления, его переводят на палатный режим. Физические упражнения несколько усложняются, число повторений увеличивается. Включаются упражнения на координацию (сочетание простейших, а потом более сложных движений во всех суставах конечностей). Больных обучают некоторым навыкам самообслуживания: захвату и перекладыванию предметов, надеванию и сниманию одежды, застегиванию и расстегиванию пуговиц.

При синкинезиях следует добиваться выполнения изолированных активных движений без сопутствующих напряжений мышц. Сохранять неподвижность конечности или отдельных ее сегментов вначале помогает методист, позднее следует добиваться выполнения упражнений с исключением непроизвольных движений за счет волевого усилия больного.

В занятия включаются упражнения в исходном положении стоя: маховые движения верхними конечностями (покачивание расслабленной рукой вперед-назад и в сторону); совместные движения здоровой и больной руками, имитирующие движения их при ходьбе; специальные упражнения для расслабления больной руки (покачивание, потряхивание, чередование активных напряжений и расслаблений); максимальные сгибания паретичной ноги в коленном и тазобедренном суставах (с подниманием колена); попытки поставить ногу на возвышение, полуприседание с опорой руками на спинку кровати или рейку гимнастической стенки. Все эти упражнения следует выполнять спокойно, без напряжений, чередуя со специальными упражнениями на расслабление. К концу периода больному разрешается самостоятельно, неограниченно во времени передвигаться по палате.

При полной адаптации к палатному режиму больного переводят на свободный режим. Ему разрешают выходить из палаты. На занятиях лечебной гимнастикой выполняются более сложные упражнения из исходных положений лежа, сидя и стоя. Темп их выполнения несколько повышается. По-прежнему в занятия не рекомендуется включать резкие движения, наклоны туловища и упражнения, связанные с задержкой дыхания. Больного обучают ходьбе по лестнице, разрешают выходить на прогулки.

Если заболевание сопровождается расстройством речи, необходимо во время занятий уделять должное внимание ее восстановлению: предлагать больному произносить отдельные звуки, слоги, слова, называть предметы, отвечать на вопросы и т.п. При явлениях аграфии больной должен выполнять простейшие специальные задания: рисовать линии, геометрические фигуры, писать буквы, слова и т.д. Задания следует постепенно усложнять.

Перед выпиской из стационара больного надо ознакомить с комплексами упражнений, которые ему рекомендуется выполнять самостоятельно, и проинструктировать в отношении двигательного режима.

Если у больных с поражением головного мозга двигательных расстройств не отмечается, лечебную физическую культуру назначают с целью адаптации к последовательно расширяемым двигательным режимам, бытовым и трудовым нагрузкам. Интенсивность занятий вначале минимальная, темп упражнений - медленный. Резкие и быстрые движения, наклоны туловища и задержки дыхания исключаются.

При лечении больных с заболеваниями и повреждениями головного мозга физические упражнения необходимо сочетать с фармакологическими средствами и физиотерапевтическими процедурами. На раннем этапе лечения, если центральный парез сопровождается мышечной гипотонией, рекомендуется использовать антихолинэсте разные препараты в течение 2-4 недель: они способствуют повышению мышечного тонуса и появлению активных движений. При раннем повышении тонуса целесообразно применять курареподобные и фенотиозиновые соединения. Из физиотерапевтических процедур в позднем периоде показаны электрофорез (трансорбительно - электрод по Бургиньону), гальванический воротник по Щербаку, парафиновые аппликации на спастические мышцы.

В санаториях и на курортах (резидуальный период) курс лечения больных с гемипарезами посредством физических упражнений продолжается. Методические принципы остаются прежними, а применяемые средства несколько расширяются.

При нарушениях двигательной деятельности, обусловленных заболеваниями или повреждениями спинного мозга, занятия лечебной физической культурой целесообразно начинать как можно раньше, когда больной еще находится на постельном режиме. Положение в кровати обусловлено характером заболевания и методами применяемого лечения. При компрессионном переломе позвоночника с повреждением спинного мозга больной лежит на вытяжении, при других травмах и после операции нередко на боку или на спине.

В соответствии с положением подбираются упражнения. В занятия включаются общетонизирующие и специальные упражнения. Вначале преобладают первые. К ним относятся прежде всего простейшие движения конечностями, функции которых не нарушены. Они выполняются в сочетании с ритмичным дыханием. В чередовании с этими упражнениями выполняются пассивные движения конечностями, находящимися в состоянии паралича или пареза. Все эти упражнения улучшают трофику тканей, предупреждают образование контрактур и вызывают потоки афферентных импульсов. В перерывах между занятиями необходимо следить за правильным положением конечностей, используя ящик или валик, установленный в ножном конце кровати для упора стоп, съемную лонгету.

После адаптации больного к нагрузке в занятия включаются общетонизирующие упражнения с волевым напряжением, с легким сопротивлением или отягощением. Показано посылать импульсы к движениям одновременно с выполнением пассивных движений или без них. Больной должен систематически выполнять самостоятельно многократно в течение дня разнообразные идеомоторные движения: они стимулируют восстановление нарушенной иннервации.

По мере нарастания объема и силы движений уменьшается помощь методиста, используются обычные исходные положения, увеличивается число повторений и т.д.

Специальные упражнения для паретичной конечности необходимо постоянно чередовать с упражнениями для другой конечности.

При пониженном мышечном тонусе пассивные движения выполняются с ограниченной амплитудой, чтобы не вызвать появления разболтанности в суставах; максимально используются упражнения для повышения тонуса мышц.

При спастических параличах и парезах пассивные движения выполняются медленно, плавно, активные движения - без значительных усилий, так как при этом увеличивается спастичность. Систематически используются упражнения в активном расслаблении мышц. В занятиях широко применяются упражнения для укрепления мышц туловища и формирования «мышечного корсета»: прогибания в грудной части позвоночника в положении лежа на спине с опорой на локти, полуповороты туловища, упражнения в исходном положении лежа на животе и пр.

 

Наиболее характерные упражнения, выполняемые в исходном положении лежа на животе (рис. 133):

- приподнимание головы и плеч, прогибаясь в грудном и поясничном отделах позвоночника, с опорой на предплечья;

- то же с опорой на кисти рук;

- то же в исходном положении руки на пояс, руки к плечам, руки за голову;

- руки вытянуты назад, пальцы сцеплены за спиной; приподнимание головы, прогибаясь в грудном отделе позвоночника;

- поочередное поднимание ног назад-вверх с опорой на предплечья.

Наиболее типичные упражнения, выполняемые в упоре стоя на коленях:

- прогибание и выгибание позвоночника;

- поочередное вытягивание рук вперед-вверх;

- поочередное вытягивание ног назад-вверх;

- одновременное вытягивание разноименных руки и ноги;

- «переступание» на кровати руками вправо и влево;

- ползание по кровати вперед и назад.

В более поздние сроки начинается подготовка больного к вставанию и ходьбе. С этой целью выполняются упражнения:

- в исходном положении стоя на полу с опорой руками на спинку кровати: сесть на пятки и вернуться в и.п.;

- в исходном положении стоя на полу с опорой руками на спинку кровати: ходьба на месте;

- ходьба с опорой на спинки кроватей;

- ходьба с костылями.

 

Тренироваться в ходьбе можно с помощью специальных «ходилок» или «брусьев» (рис. 134). Передвижение нередко затрудняется из-за нарушения суставно-мышечного чувства. Ходьба становится неуверенной, некоординированной, теряется устойчивость. Для компенсации этого дефекта существуют специальные задания, требующие постоянного зрительного контроля: ходьба по рисунку ковра, по нарисованным на полу следам и т.д. Под влиянием таких упражнений отсутствующие сигналы от двигательного анализатора частично замещаются зрительными и тактильными ощущениями, походка становится более уверенной.

Если больной может самостоятельно передвигаться по отделению, его переводят на свободный режим. Занятия проводятся в кабинете лечебной физкультуры. Если возможность самостоятельно передвигаться не восстанавливается, больного снабжают ортопедическими аппаратами и во время занятий учат пользоваться ими.

Лица, перенесшие заболевания и травмы центральной нервной системы, в отдаленные сроки должны продолжать систематически заниматься физическими упражнениями с оздоровительной целью. В частности, им показаны утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и другие формы занятий, которые следует использовать под контролем врача-специалиста.

Особенности методики при расстройствах мозгового кровообращения. При расстройствах мозгового кровообращения в течение первых дней необходимо соблюдать полный покой, используя только лечение положением. В последующем, разрешается выполнять пассивные движения в медленном темпе с малым количеством Повторений. Одновременно показан легкий массаж.

По мере улучшения общего состояния больного рекомендуется вначале посылать импульсы к сокращению мышц парализованных конечностей, затем выполнять активные движения в дистальных, а позже и в проксимальных отделах конечностей, функции которых не нарушены. Двигательная активность больного постепенно расширяется: после постельного режима назначается переходной (от постельного к палатному), а затем палатный и свободный.

При спазмах сосудов головного мозга лечебную физическую культуру назначают раньше. И расширение режима двигательной активности проходит в более ранние сроки.

На протяжении всего периода лечения расстройств мозгового кровообращения необходимо тщательно наблюдать за реакцией больных на нагрузку, периодически в процессе занятий измерять артериальное давление крови и частоту сердечных сокращений и. всоответствии с результатами наблюдений вносить необходимые коррективы в методику занятий. Особого внимания требует реакция больного на изменение двигательного режима (при переводе в положение сидя и стоя, при обучении ходьбе). В случае ухудшения общего состояния больного нагрузку следует уменьшить или временно отменить занятия.

После операций на сосудах головного мозга лечебная физическая культура применяется преимущественно при различного рода аневризмах: артериальных, артерио-венозных и др. Хирургическое вмешательство в этих Случаях заключается в перевязке шейки аневризмы или радикальном удалении аневризмы. Занятия лечебной физической культурой назначаются при удовлетворительном состоянии больного. Применяются легкие общетонизирующие упражнения в сочетании с углубленным дыханием. При парезах или параличах используются пассивные движения конечностей. Постепенно двигательный режим расширяется. Послеоперационные больные находятся на постельном режиме обычно в течение трех недель, после чего их готовят к переходу в положение сидя и стоя.

Особенности методики при травмах головного мозга. В первые дни после травмы необходим полный покой. В дальнейшем применяется стимулирующее и тонизирующее лечение при постепенном расширении режима двигательной активности. В комплексе с другими мероприятиями проводится лечебная физическая культура.

Физические упражнения содействуют нормализации нарушенных процессов нейродинамики. Специальные упражнения способствуют восстановлению функциональной устойчивости вестибулярного аппарата.

При коммоционно-контузионном синдроме лечебную физическую культуру назначают после того, как больной выйдет из тяжелого состояния. Умеренные головные боли, головокружения и тошнота не являются противопоказанием к занятиям. Первые занятия проводятся в условиях строгого постельного режима. В них включают активные движения в дистальных отделах конечностей, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений. По мере адаптации больного к нагрузкам разрешают выполнять движения в крупных суставах, медленные повороты, приподнимание головы, повороты в постели, садиться, вставать, передвигаться по палате. При травмах средней тяжести переход на палатный режим осуществляется не ранее чем через три недели после начала заболевания, в тяжелых случаях - через один-полтора месяца.

В целях тренировки вестибулярного аппарата выполняются наклоны и повороты туловища, ходьба с переменой направления, ускорениями и замедлениями, ходьба по наклонной плоскости, специальные упражнения в равновесии и др. Больной переводится на свободный режим.

При ушибах мозга и при открытых травмах черепа с повреждением головного мозга развивается резко выраженное охранительное торможение, снижается жизненный тонус, больной на долгое время остается вялым и апатичным. По окончании острого периода выявляются очаговые расстройства функций, определяющиеся локализацией повреждения. Они постепенно, но не полностью восстанавливаются за счет снятия торможения, ликвидации отека, рассасывания кровоизлияния. Остаточные явления частично компенсируются. В связи с образованием рубцов в последующем могут иметь место эпилептические припадки.

При очаговых нарушениях специальные упражнения стимулируют восстановление или компенсацию утраченных функций. К таким упражнениям относятся пассивные движения паретичных конечностей и активная их тренировка (импульсы к напряжению мышц, активные движения с помощью методиста, а затем и самостоятельные движения) в сочетании с аналогичными движениями симметричных конечностей, функции которых не нарушены. В процессе занятий необходимо постепенно расширять нагрузки, переводить больного в вертикальное положение и обучать ходьбе с учетом имеющихся двигательных нарушений.

За счет пластичности нервной системы и компенсаторных перестроек в ней нарушенные функции могут улучшаться и в отдаленные после травмы сроки. Занятия с больными, перенесшими ушиб головного мозга, целесообразно поэтому проводить на протяжении всего периода пребывания их в стационаре и продолжать в санаторно-курортных учреждениях.

При открытых травмах черепа с повреждением головного мозга занятия лечебной физической культурой назначают через 7-10 дней, если больной вышел из тяжелого состояния, и проводят в условиях строгого постельного режима.

Вначале применяются лишь пассивные движения паретичных конечностей. К концу месяца в занятия включаются импульсы к сокращению мышц парализованных конечностей и активные движения симметричных конечностей. При удовлетворительном состоянии больного расширение двигательной активности и перевод его на палатный и свободный режимы осуществляются в более ранние сроки, чем при сосудистых заболеваниях головного мозга. Развитие осложнений в форме припадков джексоновской эпилепсии не является абсолютным противопоказанием к продолжению занятий, однако дозировка упражнений уменьшается, исключаются упражнения, сочетающиеся с углубленным дыханием, а также статические напряжения.

Если травмы головного мозга сопровождаются расстройством речи, в занятиях необходимо уделять внимание произношению букв, слогов и отдельных слов, при явлениях аграфии - обучать больного письму.

В условиях военного времени больные с травмами центральной нервной системы, за исключением раненых с легкими повреждениями, подлежат эвакуации в тыловые госпитали. На всех этапах эвакуации, в комплексном лечении показано использование средств лечебной физической культуры, особенно пассивные движения и лечение положением. Игнорирование этих мероприятий обусловливает появление стойких вторичных изменений в двигательном аппарате и существенные трудности при последующем применении восстановительной терапии.

Особенности методики при опухолях головного мозга. Больные, у которых диагностируется опухоль головного мозга, обычно назначаются на операцию. В первые недели после удаления опухоли нередко наступает временное ухудшение общего состояния, обусловленное развивающимся разлитым торможением и отеком головного мозга. Затем начинается обратное развитие симптомов, так какоперативное удаление опухоли в большинстве случаев обеспечивает ту или иную степень восстановления функций.

При удовлетворительном состоянии больного занятия лечебной физической культурой назначают на 3-5-й день после операции. На фоне общетонизирующих упражнений малой интенсивности применяются упражнения, стимулирующие восстановление нарушенных движений и постепенное расширение двигательного режима. Вначале они выполняются в положении лежа, затем часть из них в положении сидя и, наконец, стоя. Завершается период пребывания больного на палатном режиме обучением ходьбе.

Если удаление опухоли производится двухмоментно и в результате декомпрессии (первый этап операции) наступает улучшение общего состояния больного, лечебную физическую культуру назначают через несколько дней после нее. Задача занятий - тонизировать больного, стимулировать и закрепить выявившееся улучшение функций, подготовить его ко второй операции. Упражнения выполняются преимущественно в положении лежа с нагрузкой малой, реже умеренной интенсивности.

Особенности методики при детских церебральных параличах. В комплексном лечении детских церебральных параличей лечебная физическая культура занимает ведущее место. Она улучшает координацию движений, нарушенную патологическим процессом, способствует уменьшению контрактур, снижает гипертонус пораженных мышц и укрепляет ослабленные мышцы, нормализует функции дыхания, кровообращения, обменные процессы и деятельность желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения имеют особое значение для воспитания у детей жизненно важных двигательных актов (хвата, опоры, ходьбы, навыков самообслуживания).

Если заболевание выявлено в первые полтора месяца жизни ребенка, необходимо устранять порочные позы конечностей, придавая им правильное положение и фиксируя мягкими повязками или шинами. С полутора-двух месяцев в комплексном лечении применяется лечебная физическая культура и массаж (при повышенном тонусе и спастических сокращениях мышц - легкое поглаживание и нежное растирание).

В зависимости от возраста и состояния больного применяются рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения подбираются с учетом тех кожно-сухожильных рефлексов, которые способствуют формированию полноценных двигательных навыков. Пассивные упражнения следует выполнять плавно, в медленном темпе, после расслабляющего массажа, в противном случае они могут усилить спастичность. Активные упражнения назначают, когда больной может самостоятельно выполнять движения.

Как можно раньше следует применять упражнения на расслабление спастически сокращенных мышц: пассивные потряхивания конечности, изменения исходного положения в упражнении, расслабление тех групп-мышц, в которых тонус повышен. Дети с церебральными параличами обычно дышат поверхностно и не могут правильно сочетать дыхание с движением. Необходимо поэтому специально обучать их в процессе занятий правильному дыханию.

Специальные упражнения следует подбирать индивидуально. Например, у больного со спастическим парезом ног прежде всего необходимо укреплять разгибатели бедра, голени, стопы и растягивать мышцы, приводящие бедро, сгибатели голени и стопы. Предварительно с помощью массажа и специальных упражнений в пределах возможного надо уменьшить спастичность мышц. Достигнув определенных результатов, следует перейти к формированию стереотипа шага и обучению ходьбе. Все упражнения должны выполняться в медленном темпе.

Занятия с больными рекомендуется проводить индивидуально. Общая продолжительность занятия 20-30 минут. Физическим упражнениям должен предшествовать специальный массаж.

Особенности методики при поражениях экстрапирамидной системы. При назначении лечебной физической культуры больному с экстрапирамидными поражениями следует прежде всего выявить, какие упражнения и методические приемы для него наиболее эффективны. Очень важно во время занятий отвлекать внимание больного от нарушений движений. Для этого следует предлагать больному выполнять упражнения с различными предметами (мячами, булавами, гантелями), одновременно задавая ему различные вопросы.

При тяжелых проявлениях заболевания рекомендуется ограничиться пассивными движениями. В зависимости от двигательных возможностей больного упражнения выполняются в условиях постельного, палатного или свободного режима.

При паллидарных поражениях (паркинсонизм, последствия перенесенного энцефалита) следует добиваться растормаживания больного. В занятия необходимо включать упражнения с постепенным увеличением амплитуды движений и темпа их выполнения, обычную ходьбу и ходьбу с внезапными остановками, с переменой направления, с ускорением и замедлением, тренировать походку, добиваясь более широкого и твердого шага.

В дальнейшем разрешается включать выполнявшиеся больным до заболевания спортивные или некоторые производственные движения. Они способствуют оживлению в центральной нервной системе следовых реакций и дают хорошие результаты. Для спортсмена это будут элементы того вида спорта, которым он занимался, для художника - рисование, для больных, знакомых с музыкой, - игра на музыкальных инструментах, для скульптора - лепка и т.д.

Лечебной физической культурой рекомендуется заниматься на протяжении длительного времени. После выписки из стационара необходимо продолжать занятия в поликлинике, в условиях санатория и курорта. Систематическое применение упражнений помогает в некоторой мере преодолеть скованность и заторможенность движений, расширяет двигательную активность больных.

Особенности методики при травмах и заболеваниях спинного мозга. Лечение больных с повреждениями спинного мозга вначале осуществляется при строгом постельном режиме. Положение больного на койке зависит от клинических данных (щит, вытяжение, валик и пр.). Существенным является предупреждение пролежней и осложнений со стороны внутренних органов, поэтому дыхательные упражнения и периодическая пассивная перемена положения больного используются с первого дня пребывания его в стационаре. Через 5-8 дней после повреждения (в зависимости от его тяжести и состояния больного) назначают лечебную физическую культуру: общетонизирующие и специальные упражнения (простейшие активные движения конечностей, функции которых не нарушены, в сочетании с углубленным дыханием); пассивные движения паретичных конечностей в сочетании с посылкой импульсов к их выполнению; активные движения, выполняемые в облегченных исходных положениях. Интенсивность и длительность занятий постепенно увеличиваются.

При стойких нарушениях функций цель занятий - выработка компенсаций для приспособления больного к передвижению и самообслуживанию. Занятия проводятся в течение всего периода пребывания больного в стационаре, затем амбулаторно и в условиях санаторно-курортных учреждений. Больным со стойкими нарушениями движений нижних конечностей нередко производят ортопедические операции или изготавливают специальные аппараты, помогающие самостоятельно передвигаться.

При переломах позвоночника с повреждением спинного мозга с целью декомпрессии может быть произведена ламинэктомия: При удовлетворительном состоянии больного занятия лечебной физической культурой начинаются на 3-5-й день после операции. Включают простейшие движения рук в сочетании с углубленным дыханием, пассивные движения нижних конечностей, посылку импульсов к сокращению парализованных мышц; при появлении активных движений - упражнения, выполняемые из облегченных исходных положений, упражнения для формирования мышечного корсета и двигательных, компенсаций (см. раздел о переломах позвоночника).

При лечении больных с опухолями спинного мозга любой локализации занятия лечебной физической культурой следует начинать с момента поступления больного в стационар. Это содействует поддержанию общего тонуса больного и уменьшению выраженности вторичных изменений в суставах конечностей. После операции занятия рекомендуется начинать на 2-5-й день. В первые дни в положении лежа на боку используются пассивные и активные движения конечностей: обеспечивая потоки афферентных и эфферентных импульсов, они стимулируют восстановление иннервации и уменьшают опасность образования контрактур. Затем включаются упражнения для мышц спины. С момента, когда больному разрешается лежать на спине, во всех последующих периодах послеоперационного лечения методика занятий соответствует применяемой при травмах спинного мозга. Для формирования мышечного корсета упражнения выполняются в исходном положении лежа на животе, в упоре стоя на коленях. Больного обучают вставанию и ходьбе.

При миелите в остром периоде заболевания показан постельный режим и полный покой. Когда состояние больного стабилизируется, назначают лечебную физическую культуру с минимальной интенсивностью занятий. В занятия включают легкие общеукрепляющие упражнения и пассивные движения конечностей. Постепенно нагрузку увеличивают. Последовательность смены режимов двигательной активности и расширение используемых средств лечебной физической культуры те же, что и при травмах спинного мозга. Особое внимание необходимо уделять упражнениям, содействующим снижению мышечного тонуса (растягивание напряженных мышц, укрепление мышц-антагонистов, активное расслабление).

При рассеянном склерозе показаны общеукрепляющие и специальные упражнения в целях улучшения двигательных функций и приспособления больного к их нарушениям. При спастических парапарезах необходимы упражнения, способствующие расслаблению паретичных мышц: медленное пассивное растягивание, волевое расслабление и укрепление мышц-антагонистов. При расстройстве суставно-мышечного чувства в нижних конечностях рекомендуется применять движения и ходьбу с отягощением (привязанные к ногам мешочки с песком) с целью усиления афферентации и улучшения коррекции движений. При мозжечковых расстройствах основное внимание следует уделять упражнениям на координацию движений, на равновесие и для улучшения походки и укрепления силы мышц конечностей. Упражнениями, способствующими улучшению координации движений нижних конечностей, являются: «ходьба» лежа, коленно-пяточная проб, ходьба с выполнением различных заданий. При выраженной интенции (тремор при выполнении активных движений) целесообразно давать задания: достать ладонью до того или иного участка головы, попасть пальцем в прорези, специально сделанные на доске, выполнить какое-либо движение с предметом. Необходимо также совершенствовать бытовые двигательные навыки.

При ухудшении состояния больного занятия следует временно отменить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...