Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

69. Акты толкования правовых норм




69. Акты толкования правовых норм

Акты толкования

В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права – это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.

Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

Различаются следующие виды актов толкования:

· в зависимости от типов официального толкования они делятся на акты нормативного и казуального толкования;

· в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов;

· в зависимости от конкретных органов, осуществляющих толкование, различают акты суда, прокуратуры, администрации и др.;

· в зависимости от формы – это постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т. д.;

· в зависимости от предмета правового регулирования – акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.;

· в зависимости от характера – на материальные и процессуальные интерпретационные акты.

Самостоятельное значение прежде всего имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно-правовым и индивидуальным актам.

70. Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования

Правовое регулирование осуществляется посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности образуют специфическую систему, получившую в теории права наименование «механизм правового регулирования».

Механизм правового регулирования — это последовательная система взятых в единстве правовых средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредством которой абстрактное нормативное предписание воплощается в объективной действительности. [1] [2] [3] [4] [5]

5) обосновать необходимость совершенствования средств и методов правового регулирования в обществе.

Механизм правового регулирования — это:

  • 1) комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);
  • 2) комплекс системный — правовые средства расположены по местам, по специализации и выполняемым функциям, т. е. представляют собой технологию (технологическую схему) правового регулирования (структурный признак);
  • 3) комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяющее достичь поставленных целей, правового результата (содержательный признак).

Основными рабочими частями (элементами) механизма правового регулирования, позволяющими реализовываться праву в объективной реальности, являются разнообразные правовые средства.

Правовые средства — это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и конструкций, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.

Правовые средства делятся на средства-инструменты и средства-конструкции. В первом случае — это некие простые юридические элементы — права, обязанности, запреты, льготы, наказание и т. д. Во втором случае — это более сложные процедурные образования — правотворчество, правоприменение, составление и заключение договора, подача иска и т. д.

Признаки юридических средств:

  • 1) выражают обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов нрава в достижении поставленных целей;
  • 2) отражают властно-волевые качества права;
  • 3) формируют системообразующие структуры, выступают основными частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования и правовых режимов;
  • 4) с той или иной степенью результативности приводят к определенным юридическим последствиям, обеспечивают эффективность правового регулирования;
  • 5) устанавливаются и обеспечиваются государством.

Классификация правовых средств:

  • 1) в зависимости от степени сложности:
    • — простые (первичные, элементарные) — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты,
    • — сложные (комплексные, составные) — договор, норма, институт, правовой режим;
  • 2) по функциям:
    • — регулятивные — дозволения, обязывание,
    • — охранительные — запреты, меры защиты, пресечения;
  • 3) по предмету правового регулирования:
    • — конституционные,
    • — административные,
  • — гражданско-правовые,
  • — уголовные и др.;
  • 4) по содержанию:
    • — материальные — договор,
    • — процессуальные — иск;
  • 5) по значимости последствий:
    • — обычные — штраф,
    • — исключительные — смертная казнь;
  • 6) по времени действия:
    • — постоянные — гражданство,
    • — временные (разовые) — премия;
  • 7) по характеру закрепления;
  • — нормативные — закреплены в нормах права,
  • — индивидуальные — закреплены в правоприменительных актах, актах реализации прав и обязанностей;
  • 8) по психологической направленности:
    • — стимулирующие — льготы, поощрения,
    • — ограничивающие — запреты,
    • — предостерегающие (предупреждающие) — протест прокурора;
  • 9) по сфере правового регулирования:
    • — частноправовые — договор,
    • — публично-правовые — административный протокол, приговор суда.

Особым комплексным правовым средством выступает правовой режим.

Правовой режим - э го специфический порядок правового регулирования, выражающийся в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и комплексном использовании различных правовых средств в целях создания желаемого социального состояния и конкретной степени благоприятности (или неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим может включать в себя все способы, методы, типы правового регулирования, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно раскрывается при учете соотношения в них стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. В первом случае создаются благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, во втором — проявляется нацеленность на комплексное сдерживание нежелательных для государства проявлений.

Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования, основным признаком которого выступает развитая система льгот и поощрений (например, свободные экономические зоны), и режим наибольшего неблаго- приятствования, в качестве которого можно рассматривать заградительные таможенные пошлины при протекционистской политике государства.

Исходя из стадий правового регулирования обычно выделяют четыре основных компонента (правовых средства) механизма правового регулирования:

  • — норму права;
  • — юридический факт;
  • — правоотношение;
  • — акты реализации прав и обязанностей.

В механизме правового регулирования нормы права:

  • 1) определяют круг субъектов, на которых распространяются их действия;
  • 2) формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями;
  • 3) раскрывают содержание самого правила поведения;
  • 4) устанавливают меры юридической ответственности;
  • 5) являются каналом связи между управляющими и управляемыми;
  • 6) устанавливают методы и способы правового регулирования.

Значение юридического факта в механизме правового регулирования

заключается в обеспечении перехода от абстрактной, неконкретизирован- ной нормы права к индивидуализированным связям и отношениям. Норма права не может проявить свое реальное действие до тех пор, пока не произойдет конкретное жизненное обстоятельство, которое запустит ее регулятивное воздействие. До наступления этого обстоятельства в регулятивном воздействии нормы права просто нет необходимости. Юридический факт инициирует процесс «обвеществления» нормы права в объективной действительности.

Как особый компонент механизма правового регулирования правоотношения выполняют три функции:

  • 1) конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права;
  • 2) переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц;
  • 3) устанавливают основания для применения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей субъектами в конкретной ситуации.

В механизме правового регулирования акты реализации прав и обязанностей служат:

  • 1) итоговым состоянием, тем результатом, который должен быть достигнут при реализации нормы права;
  • 2) индикатором соответствия воли законодателя по урегулированию правоотношения и реально достигнутого результата.

Особое внимание в механизме правого регулирования следует обратить на роль и место актов применения права и правосознания. Акты применения норм права в механизме правового регулирования имеют разное положение и значение. Они могут выступать:

  • — в роли юридического факта — обеспечивают возникновение правоотношений;
  • — быть непосредственно актом реализации — проводят требования норм права в жизнь;
  • — выступать условием осуществления акта реализации — обеспечивать и гарантировать осуществление прав и обязанностей.

Правосознание играет специфическую роль:

  • 1) оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей;
  • 2) приводит в движение всю систему правового регулирования, выступая фактором существования, взаимодействия и развития его элементов;
  • 3) служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества;
  • 4) является фактором обеспечения правомерного поведения и установления режима законности.

Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:

  • — нематериализованным элементом правового регулирования;
  • — универсальным элементом — действует на всех этапах правового регулирования;
  • — субъективным элементом.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...