Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Vi. Словарь основных терминов




АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) – Вид поведения агрессивного – агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном

АГРЕССИЯ – Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ – Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

АКЦЕНТУАЦИЯ – выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии – несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоих психологических черт или особенностей субъекта

АЛГОРИТМ – предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле – при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде – владение некими общими приемами решения задач определенного класса – означает владение некоим алгоритмом.

ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ - реализуются в следующих видах общения: 1) общение с учащими­ся; оно представляет собой такую к. д. у., при которой он передает знания, управляет всей познавательно-практической деятельностью учащихся и т. д. на уроке (например, объяснение нового материала, выполнение упражнений на закрепление изученного и т. п.); орга­низует обмен информацией, углубленное изучение отдельных раз­делов школьного курса соответствующего предмета после урока (на­пример, занятия кружка, предметный конкурс и т. д.); изучает ус­ловия жизни учащегося, его интересы, расширяет его кругозор и пр. вне школы (например, экскурсия, поход в кино, посещение учащегося на дому и т. д.); 2) общение с коллегами — такой В. к. д. у., при котором учитель обменивается профессиональной информацией, повышает свой профессионально-методический уровень (на методобъ-единениях, учительских конференциях, педчтениях, обсуждениях уроков и пр.); общение с родителями — В. к. д. у., реализующийся в передаче педагогических и психологических знаний, обмене ин­формацией воспитательного характера, профессионально-методи­ческой помощи, выяснении необходимой информации для инди­видуального подхода к учащемуся (выступления на родительском собрании, индивидуальные. беседы с родителями в школе и вне школы, письма родителям и т. п.); 3) общение с неколлегами, в котором учитель выступает организатором целенаправленного об­щения (встреча с писателем в школе, выступление перед избира­телями, лекции для родителей и пр.).

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припомина ем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суж­дений. Элементы В. р. мы находим во всех наших сознательных вос­приятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций или в виде вербаль­ной интерпретации ощущений и восприятий.

ВНУШАЕМОСТЬ – мера или степень восприимчивости к внушению, – повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки.

ВНУШЕНИЕ (суггестия) – целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания.

ВОСПИТАНИЕ – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ – отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке.

ГОСПИТАЛИЗМ – синдром патологии детского психического и личностного развития – результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - термин, введенный А. Маслоу (1954): "третья сила", движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе Гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ – деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических.

ЗАРАЖЕНИЕ (заражение эмоциональное) – в психологии социальной – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта – помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – специальная регулятивная система стабилизации личности, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний – на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, ставящего под угрозу целостность личности.

ЗОНА РАЗВИТИЯ ближайшего (зона развития потенциального) – 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Л. С. Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны развития ближайшего; обучение, создавая последнюю, «ведет» за собой развитие; и действенно только то обучение, что «забегает вперед» развития. Положение о зоне развития ближайшего легло в основу разрабатываемой в отечественной психологии возрастной и психологии педагогической концепции о соотношении обучения и развития умственного ребенка.

ИГРА ДЕЛОВАЯ – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (климат морально – психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) – качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе.

КОЛЛЕКТИВ – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития

КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

КОНФОРМНОСТЬ – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

МЕТОД ДИСКУССИИ ГРУППОВОЙ (метод групповой дискуссии) – 1. Применяемый в практике руководства коллективами способ организации деятельности совместной, нацеленный на интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. 2. Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в ходе непосредственного общения.

ОБРАЗОВАНИЕ – 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. 2. Нечто, образованное из чего-либо.

ОБУЧАЕМОСТЬ – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

ОБУЧЕНИЕ – процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение – процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ – система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ – система методов и средств обучения, основой коего выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, коими учащиеся могут пользоваться самостоятельно, соответственно своим индивидуальным особенностям, уровню развития, индивидуальному темпу. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответственных шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении – разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного обучения программированного. Ныне в обучении программированном применяются системы адаптивные на базе компьютера.

ПЕДАГОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ – отрасль педагогии, обслуживающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной.

ПЕДОЛОГИЯ – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии – С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.

ПОВЕДЕНИЕ – присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром.

ПРОБЛЕМА УЧЕБНАЯ – понятие, используемое в обучении проблемном. Имеет логическую форму познавательной задачи, содержащей некое противоречие в условиях (избыточные, недостающие, альтернативные, частично неверные данные, и пр.) и завершающейся вопросом, объективирующим это противоречие. Обнаружение противоречия в проблеме учебной (задании проблемном) приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, вызывает ситуацию проблемную.

ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – его функции – улучшение условий обучения, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся. Психолог педагогический занимается разработкой эффективных методов обучения, в частности, используя открытия психологии когнитивной и теоретиков, исследующих процессы обучения. В последние времена некие психологи педагогические стали специализоваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку.

ПСИХОЛОГ ШКОЛЬНЫЙ – его функции – помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов. Психологу школьному иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, если у них возникают трудности, связанные с процессом адаптации: психолог либо помогает учащемуся разрешить проблемы, либо рекомендует соответственную терапию психологическую.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности познавательной. В ее основе лежит идея, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен проводиться с ориентировкой на тот уровень, который ими достижим в ближайшем будущем, причем обучение – не просто передача знаний, но формирование мотивации и личности.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания.

РЕФЛЕКСИЯ – 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. 2. Как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

РИГИДНОСТЬ – в психологии – неготовность, затрудненность – вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям.

САМОВНУШЕНИЕ (автосуггестия) – процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, «выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

СВЯЗЬ ОБРАТНАЯ – понятие, пришедшее в психологию из кибернетики. Трактуется как знаковые сообщения, вырабатываемые объектом взаимодействия в ответ на воздействия субъекта взаимодействия, получаемые последним и используемые им для корректировки дальнейшего взаимодействия с объектом. Как механизм взаимопонимания связь обратная – это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и на этой основе – корректировка дальнейшей стратегии общения.

ЭМПАТИЯ – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер.

Я-ИДЕАЛ – согласно З. Фрейду – одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать: 1) Сверх-Я – как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями; 2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...