Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные источники финансирования социальной сферы. Прямое бюджетное финансирование. Сметное и договорное финансирование.

Система государственного социального страхования в России. Экономический механизм социального страхования.

Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:

· специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;

· средства из государственного бюджета;

· займы;

· средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.

В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (ФСС).Пенсионный фонд занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) - медицинским страхованием. Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

страховые взносы: дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пени;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Основные принципы социального страхования определены в ст.4 ФЗ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

К ним относятся:

1) устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования. (Из Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999)

Мировой опыт развития социального страхования позволяет в качестве основополагающих принципов выделить следующие:

Ø личная (индивидуальная) материальная ответственность - работники сами участвуют в финансировании своего страховании, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

Ø солидарная взаимопомощь – работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

Ø оптимальная поддержка (субсидиарность) – суть в том, чторуководство органами социального страхования в исключительных случаях осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;

Ø взаимная ответственность (реципрокность) – институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, если все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.

 

Основные источники финансирования социальной сферы. Прямое бюджетное финансирование. Сметное и договорное финансирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования (Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей), Пенсионный фонд (является самостоятельным и находится в введении Правительства, средства Пенсионного фонда России формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из федерального бюджета и др), Государственный фонд занятости населения (Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации), Фонд обязательного медицинского страхования (систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования).

В сложившихся социально-экономических условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы важное значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования - федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и, соответственно, минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления, благодаря этому может быть обеспечено единое финансовое пространство и введен обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания. Это имеет важное значение для осуществления взвешенной социально-трансфертной политики. На уровне учреждений и организаций социальной сферы происходит трансформация одноканального финансирования с системой оперативного управления в многоканальное финансирование на принципах некоммерческого хозяйствования. Бюджетное финансирование социальных отраслей не замещается, а дополняется внебюджетным финансированием.

Под договорным финансированием, или социальным заказом, понимается финансирование предоставления бюджетных услуг по договору между субъектом Федерации (муниципалитетом) и поставщиком услуг при наличии свободы сторон заключать соответствующий договор. 1. Заказчики и поставщики не связаны отношениями административного подчинения и взаимодействуют друг с другом на основе договоров, предметом которых являются структура, объемы и стоимость бюджетных услуг, предоставляемых потребителям. 2. Заказчики не несут ответственности за хозяйственную деятельность и финансовое положение поставщиков. Поставщики услуг должны финансировать свои расходы за счет доходов от выполнения заключенных контрактов, они несут финансовую ответственность за результаты своей деятельности. 3. Заказчики свободны в выборе поставщиков безотносительно к их организационно-правовой форме и факту наличия субъекта Федерации (муниципального образования) в составе учредителей. Органы государственной власти (местного самоуправления) не обязаны заключать контракты с теми организациями, которые ими учреждены, и могут выбирать в качестве поставщиков негосударственные организации или организации, учрежденные другими уровнями публичной власти, если их услуги дешевле или более качественны. 4. Поставщики свободны в выборе заказчиков. Государственные и негосударственные организации имеют равные права в системе договорного финансирования бюджетных услуг. 5. Потребители вправе выбирать поставщика из числа лиц, с которыми субъектом Федерации (муниципальным образованием) предварительно заключен договор на оказание бюджетных услуг на бесплатной или частично оплачиваемой для потребителей основе. При этом оказание услуг может сопровождаться заключением договора и непосредственно между поставщиком и потребителем, однако условия такого договора не должны отклоняться от условий базового договора между заказчиком и поставщиком услуг.

Самофинансирование предполагает обеспечение организаций и учреждений за счет собственных средств. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений социальной сферы. Метод смешанного финансирования, когда расходы субъектов хозяйствования компенсируются из государственного бюджета лишь частично. Бюджетное финансирование может осуществляться либо в форме бюджетных ассигнований, либо в форме бюджетных дотаций. Бюджетные ассигнования - это суммы денежных средств, выделяемые из бюджета, для покрытия расходов организаций, предоставляющих, в основном, бесплатные услуги. Бюджетные дотации - это суммы денежных средств, предоставляемых из бюджета организациям социальной сферы, оказывающим платные услуги населению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...