Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-измерительный материал № 4.




1. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств. Формирование модели социально-экономического развития, социальный строй и тип государственности.

Ранее: В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной сети. Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. Мина стал родоначальником I обще египетской династии, его многогранная деятельность нашла отражение в произведениях античных писателей. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху. Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Выработался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами. Фараон Джер был удачливым завоевателем. При I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров. При фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.

Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Усилия в были направлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть Основными зерновыми культурами были ячмень и эммер, или полба. На плодородных землях Египта охотно разводили лен. Скотоводство представлено разведением мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней). В Дельте получили развитие садоводство и виноградарство. Основной масличной культурой был сезам, или кунжут. Земледелие — основа египетской экономики и в период Древнего царства.

Древнее: Начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены). Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии, роскошная облицовка из плит — зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.

Изобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», производства.

Многочисленные рельефы и росписи, покрывающие внутренние стены раскопанных гробниц вельмож, позволяют ответить на вопрос организации сельскохозяйственного и ремесленного производства. На них изображены все ступени получения продуктов и предметов ремесла — от обработки почвы до сбора урожая и приготовления конечного продукта (печеного хлеба, пива, медных изделий). Основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель.

Хозяйство египетского вельможи было крупным, состояло из резиденции-дворца вельможи, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединение в своего рода рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельскохозяйственный инвентарь. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.

Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов обозначали термином «бак».

Организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях.

Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности в пользу центральной власти.

За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты. Подобных грамот было немного, большая часть хозяйств облагалась многочисленными налогами и повинностями, что усугубляло подневольное положение египетских тружеников в обществе. существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности.

Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества. Их могли продавать и покупать. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью. Организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.

Государственный аппарат состоял из трех основных звеньев: центрального, областного и местного аппарата. Во главе центрального управления стоял царь Верхнего и Нижнего Египта. Он сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, считался воплощением божества в образе человека. Ближайшим помощником фараона был высший чиновник — чати. Он был руководителем многочисленного, построенного по-принципу строгой иерархии чиновничества. Государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет. Органической частью государственного аппарата была армия. Она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян. Номовый аппарат управления делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну. Существовали«джаджат» и «кенбет» - советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали над местной оросительной сетью, вершили суд. Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления определяется как монархия деспотического типа или древневосточная деспотия.

2. Источники по истории Древнего Ирана.

Древняя история Ирана имеет многочисленные и разнообразные источники, в число которых следует прежде всего включить памятники материальной культуры, сохранившиеся от эпохи Ахеменидов.

В древнем Иране можно указать на существование двух родственных иранских письменных языков: языка священной книги зороастрийской религии Авесты и языка клинописных надписей ахеменидских царей, называемого также древнеперсидским.

Среди письменных источников следует прежде всего отметить Авесту, древнейший памятник арийских народов, отразивший их жизнь на самых ранних ступенях общественного развития.

Большую ценность представляют те сведения, которые были получены из клинописных табличек Ассирии, а затем Вавилона, тем более что они давали как некоторые исторические сведения (например, о завоеваниях мидян), так и некоторые хозяйственные сведения (для времени Дария). От периода завоевания Египта сохранились иероглифические надписи современников событий. Наконец, величайшее значение имеют древнеперсидские исторические надписи.

Некоторые из них составлялись на двух и даже на трех языках, чтобы могли быть понятны тому конгломерату народов, которым являлась Персидская держава. Самой значительной из них должна считаться Бехистунская надпись. Открытая в 1802 г. Гротефендом, она до сих пор остается предметом исследований. Надпись эта находится на высокой скале, на караванной дороге недалеко от Керманшаха. На скале высечено изображение царя в сопровождении двух лиц, держащих его лук и копье. Правой ногой Дарий попирает мага Гаумату, вслед за которым идут девять бунтовщиков в одной общей цепи, с руками за спиной; последним идет скиф Скунха в остроконечной войлочной шапке. Бехистунская надпись сделана на трех языках: вавилонском, эламском и древнеперсидском. В персидской клинописи имеется 38 знаков, которые соответствуют согласному или слогу (согласному с гласным). В ней имеются также идеограммы, т. е. знаки, символизирующие целое слово, как например идеограмма Ахурамазды. Благодаря параллельным текстам Бехистунской надписи оказалось возможным ее чтение, а затем чтение других персидских клинописных памятников.

Ценнейшие сообщения о персах и описание войн, которые вели греческие города-государства, Афины и Спарта, с персами, оставили нам греческие историки. Наиболее замечателен дошедший до нашего времени труд Геродота Галикарнасского (середина V в. до н. э.), заслужившего название «отца истории». Геродот сообщил чрезвычайно ценные сведения о древней Мидии и Персии, которые он черпал из официальных персидских источников, сообщений персов и того, что было записано непосредственными участниками греко-персидских войн. По своим политическим убеждениям Геродот был сторонником Афин и высказывал их точку зрения. Труд Геродота представляет огромную ценность и содержит сведения исключительной значимости для истории Персии и сопредельных стран, в том числе для истории областей южного Причерноморья, населенных скифами. Большую ценность имеют также сведения греческого историка Ксенофонта, участника похода Кира Младшего (конец V в. до н. э.). В своем сочинении «Анабасис» он сообщает об отступлении 10 000 греков через области северной Месопотамии и Армении. Он упоминает различные области Ахеменидского государства и сообщает географические и этнографические данные о них.

Разрозненные сведения об Иране имеются и в произведениях ряда других греческих и латинских авторов, среди которых особое место занимает обширный географический труд грека Страбона (I в. до н. э. — начало нашей эры), описывавшего области Ирана. Он сообщает данные о производительных силах Иранского нагорья, этническом составе населения, его общественном строе и культуре. Не менее ценны сведения Исидора Харакского, составившего на греческом языке маршрут караванного пути из Сирии в Среднюю Азию через Парфянское государство, и известного греческого географа Птоломея (II в. н. э.), труды которого оказали длительное и глубокое влияние на географическую литературу арабов и персов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...