Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный статус и социальная роль




Тема: ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Цели:формирование представления оспецифике социологического изучения личности; анализ процесса становления личности; характеристика социокультурных ориентаций современной молодёжи.

 

Задание: Разделившись на 3 подгруппы (по количеству вопросов, выносимых на семинар), выполните задания по своему вопросу плана.

План:

1. Теории развития личности

2. Социальный статус и социальная роль

3. Социализация личности

 

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

1. Марксистская теория рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. При этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Какие из нижеперечисленных суждений о личности характеризуют ее общечеловеческие, национальные, классовые, индивидуальные качества?

· Бедность – не порок;

· что хочу, то ворочу;

· кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;

· старших надо уважать;

· на добро надо отвечать добром;

· джентльмен должен держать слово.

 

2. В рассказе А.П. Чехова «Пассажир 1-го класса» герой, инженер, построивший за свою жизнь много мостов, автор технических изобретений, возмущается тем, что его имя неизвестно публике: «Пока живу, я построил на Руси десятка два великолепных мостов, соорудил в трех городах водопроводы, работал в России, в Англии, в Бельгии... Во-вторых, я написал много специальных статей по своей части... я нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии».

Далее инженер возмущается тем, что его любовница, местная певичка, пользуется широкой известностью, хотя она – «девчонка пустая, капризная, жадная, притом еще и дура». И рассказывает случай: «Помню, происходит у нас торжественное открытие движения по вновь устроенному мосту. Ну, думал, теперь публика на меня все глаза проглядит. Куда бы спрятаться? Но напрасно, сударь мой, я беспокоился». Герой не привлек внимания публики. «Вдруг публика заволновалась: шу-шу... Лица заулыбались, плечи задвигались. Я подумал, что они меня, должно быть, увидели. Как же, держи карман!». Оживление публики было вызвано появлением... певички.

Как объяснить подобную реакцию публики при помощи статусно-ролевой теории личности?

3. В Одессе, на Привозе у входа, в самом зловонном месте, растерянно стоял сельский гражданин. В немыслимых полосатых штанах с мотней у колен, в крапчатом пиджаке на вырост, лоснящимся от огородной грязи, в соответствующей костюмному ансамблю кепке набек­рень. Растерянно рылся в карманах, искал чего-то. Выворачивая, извлекал на свет божий их содержимое: грязные тесемки, базарные квитанции, огрызки бублика, носовой платок, которым, должно быть, обтирал и сапоги. И вдруг – засаленную лохматую колоду карт и стопку, толстенную стопку разнокалиберных грязных купюр. Извлеченные вещи наивно и доверчиво держал пока в руке.

– Что, батя, посеял? – сладко посочувствовал возникший подле гражданина один из хозяев этого не самого уютного места под солнцем.

– Шо? – отозвался батя, не прерывая поисков.

– О, карты, что ли? – изумился вроде сочувствую­щий.

– Ну.

– Ты шо, батя, в карты играешь? – явно подхалимажно сбился на сельский говор подошедший.

– Да, играю, – доверчиво, как соседу через плетень, подтвердил гражданин.

Что тянуть. Заманил этот привозный подхалим мужичка в игру. Мужичок его и нагрузил на восемнадцать штук. И пришлось платить. Потому как кличка у мужика была Маэстро. (Из книги Ю.В. Щербатых «Искусство избегать обмана», 1999).

При помощи психоаналитической теории З.Фрейда, раскройте противоречивость внутреннего мира личностей героев.

4. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид) понимает личность как совокупность отражений реакций других людей. Самосознание личности развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучается смотреть на себя глазами других людей. Объясните при помощи данной теории поведение генерала А. Лебедя (из интервью в журнале «Обозреватель», 1994, № 9, с. 11).

Корреспондент: Вам приходилось иметь дело с толпами разных национальностей. В чем разница между восточной толпой и российской?

Александр Лебедь: Наша чуть медленнее собирается.

Корр.: Как следует вести себя с толпой?

А.Л.: Беспредельно нагло… По-другому – бесполезно. Хотите пример?

Корр.: Естественно…

А.Л.: В Тбилиси собирается толпа и гундит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил!». Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу». – «Ну, давай поговорим». – «Тогда у меня три вопроса. Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?».

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

 

1. Определите, к какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, приписываемому, смешанному) принадлежат следующие позиции: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, турист, мачеха, американец, детдомовец.

 

2. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:

  • депутат выполняет функции министра;
  • представитель власти входит в преступную группировку;
  • врач выполняет функции судьи;
  • выпускник инженерного вуза работает юристом;
  • домохозяйка работает врачом;
  • студент баллотируется в мэры;
  • священник участвует в выборах в Национальное Собрание.

 

3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения):

  • директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;
  • председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский;
  • женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка;
  • школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;
  • священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.

 

4. Как известно, одежда такой же социальный символ, как речь или поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстрационная функция. В различные эпохи правила приличия были разными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским является общество, тем тщательнее прячется тело. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки рояля закрывались чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук – показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко.

В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его по социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры – именно это одеяние стало позже ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в костюм высшего света.

В последние годы наметилась обратная тенденция. Современное общество все более напряженно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов». (Моррис Д. Одежда и социология).

Подумайте, какие статусные различия в одежде существуют в современном обществе.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Используя знания о социализации личности, объясните причины ассоциаций в пословицах:

· «с волками жить – по-волчьи выть»;

· «попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй»;

· «с кем поведешься, от того и наберешься»;

· «с собакой ляжешь – с блохами встанешь».

 

2. В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический (после операции на мозге), а затем социальный, названный очеловечиванием. Социологи назвали бы этот процесс социализацией.

Определите, в чем состояла эта социализация: как усваивались культурные и социальные нормы поведения? Почему медицинское превращение оказалось успешным, а социальное – полным провалом? Ведь Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях и прописке. Может быть, это и не был провал? Ответ аргументируйте.

 

3. Существует мнение, что одна из единых функций социализации во всех обществах – «остановить молодежь». Дело в том, что первоочередная цель сообщества людей – поддержание существующего положения вещей, а потом лишь – развитие. Но вот проблема: школу, вуз ежегодно заканчивают миллионы амбициозных молодых людей…

Оказывается, задача «приостановить нахальную молодежь в развитии» гениально решается еще до ее рождения – молодым людям устраивают «сшибку нервных процессов» по Павлову. С юных лет, через обучение, СМИ, массовое искусство идет постоянное внушение, что, когда молодой человек вырастет, то будет: работа – интересная и высокооплачиваемая; жилье, куда можно просто пригласить друзей; с родителями можно нормально поговорить, посоветоваться, а бабушка и дедушка – просто мудрые люди; супруг(а), как минимум, понимающий.

А на деле получается, что в профессию, уже во взрослом состоянии, приходиться входить «с нуля». И достойное человека жилье – проблема. А межличностному общению, тем более в семье, ни в школе, ни в вузе не учат. И реальные друзья – подводят. И не понятно «кто должен любить»... И до тридцати, сорока лет человек будет ходить «по кругу», не особо развиваясь, а пытаясь совместить внушенное с детства и реальность. Признаем: совместить внушенное и реальность почти невозможно. Но возможно сделать человека более управляемым.

Хотите пример? Пожалуйста! Жизнь в хронический кредит. То есть, молодой человек не в состоянии сразу оплатить дом, машину и т.п., но должен их иметь, ибо это престижно, сказывается на общественном и профессиональном статусе. А к старости – что ж, к безопасной для общества старости кредит будет выплачен. Правда, новое поколение тоже будет уже в новых долгах...

Вы согласны с подобным мнением? Аргументируйте.

 

4. Исследователи из Института демографии Макса Планка в Германии установили, что через несколько лет после начала полового созревания мальчики имеют особенно высокие шансы погибнуть. Доведенные до крайностей бушующими гормонами, они начинают рискованно себя вести, ввязываться в конфликты и совершать безумства. Так было в доисторические времена, и цивилизация мало что изменила. Разве что теперь они погибают на 4 года раньше.

Исследовав данные о смертности юношей в Европе за последние 250 лет, ученые выяснили, что пик смертности «отъезжает» в череде поколений на все более ранний возраст, из чего делается вывод о том, что и половое созревание наступает раньше – на 2,5 месяца за каждые 10 лет.

«Быть 18-летним сегодня – это то же самое, как быть 22-летним в 1800 году», – объясняет демограф Джошуа Гольдштейн. «Вообще, это естественная вещь. Биологи знают, что изобилие, хорошее питание, отсутствие болезней являются сигналом для более раннего развития. Считается, что в дикой природе это такой способ усилить размножение: раз условия позволяют, можно раньше начать рожать и родить больше потомков».

А вот что кажется удивительным, так это то, как мало цивилизация влияет на сам факт такого «горбика» на кривой смертности. Считается, что после первых пяти лет жизни человек уже мало подвержен тем факторам риска, которые определяют детскую смертность, а до старческой смертности ему еще далеко. Речь идет о молодых мужчинах в самом расцвете сил, да еще и в парниковых условиях цивилизации.

Несмотря на это, как выясняется, «горбик» смертности этих молодых мужчин делается в наше время более заостренным. «По мере того как отступают эпидемии и войны, этот пик смертности делается более заметным, как делаются заметнее валуны, обнаженные после отлива, – поясняет Гольдштейн. – Если раньше ребята чуть что хватались за шпагу, то сегодня они прыгают по крышам вагонов, участвуют в городских бандах или просто гоняют на автомобилях и мотоциклах. Страшно, и тем сильнее хочется понять, что конкретно происходит в их головах и как их защитить от такой нелепой смерти».

Подумайте, как при помощи социализации молодежи можно уменьшить подобные риски?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...