Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объемно-переставная опалубка




Объемно-переставную опалубку применяют для одновременного бетонирования внутренних поперечных стен и междуэтажных перекрытий многоэтажных жилых и административных зданий. Объемно-переставная опалубка представляет собой крупноразмерный опалубочный блок, включающий опалубку стен и перекрытий, который монтируют и переставляют с помощью монтажного крана.

Эта опалубка выполняется в виде пространственных секций П- и Г-образной формы и состоит из двух боковых (стеновых) и потолочной опалубочных панелей, шарнирно-сочлененных между собой, поддерживающих устройств и приспособлений для закрепления в проектном положении и распалубки. Секции при соединении образуют «туннели» опалубки на квартиру или на всю ширину здания. Секции опалубки могут иметь переменную ширину в зависимости от принятого шага стен и различную длину. П- и Г-образные секции опалубки устанавливают на перекрытии ранее забетонированного этажа, выверяют и закрепляют между собой в продольном и поперечном направлениях.

Общие конструктивные признаки опалубки:

 наличие системы механических домкратов для выверки и установки в проектное положение;

 катучие опоры для перемещения секций опалубки при монтаже и демонтаже;

 система раскосов для обеспечения необходимой пространственной жесткости.

Объемно-переставную П-образную опалубку выпускают в виде секций шириной 1,2; 1,5; 1,8 м (модуль 300 мм), при пролете 2,4...6,3 м, шаге 0,3 м; толщина перекрытий не более 16 см. Опалубку применяют для высот этажей 2,8; 3,0 и 3,3 м. Ее собирают из Г-образных элементов, объединяемых верхним шарниром, системы подкосов и стоек. В комплект опалубки входят щиты торцевых наружных стен, лифтовых шахт, секции для коридоров, подмости.

Опалубочный блок из готовых П-образных секций собирают на всю ширину здания. Секции опалубки устанавливают на путь из швеллеров, по которым их можно перемещать вдоль или поперек здания в зависимости от конструктивного решения здания. Пути прокладывают вдоль бетонируемых стен. Боковые панели служат внутренней опалубкой монолитных стен, а верхние - опалубкой перекрытия. Собранную секцию опалубки краном устанавливают в проектное положение. Для установки (и для распалубливания) в рабочее положение нижняя часть секции оборудована четырьмя катками (шаровыми опорами) для передвижения по перекрытию и четырьмя винтовыми домкратами (по два с каждой стороны), которые располагаются выше опор и с помощью которых секцию можно поднимать при установке в рабочее положение и опускать при распалубке.

При бетонировании предыдущего этажа одновременно или с небольшим разрывом во времени бетонируют и цоколи стен следующего этажа высотой 5...20 см и выпуском арматуры на 30...40 см для сопряжения с арматурными каркасами стен. После рапалубливания этих цоколей тщательно проверяет их положение в плане и толщину, контролируют отметки перекрытия, Соосность стен, определяют и закрепляют рисками места будущей установки щитов опалубки стен.

На новом рабочем горизонте осуществляют разбивку осей стен, разметку мест установки секций опалубки, при необходимости - устройство маяков стен.

Перед установкой опалубку очищают, смазывают, проверяют состояние замковых соединений, струбцин, опор и домкратов. Опалубку подают краном и устанавливают в соответствии с разбивочными рисками. Домкратами выверяют горизонтальность верхней палубы, а струбцинами добиваются контакта с цоколем и вертикальности боковых панелей. Затем по длине туннеля устанавливают рядом соседнюю секцию, между элементами прокладывают специальные прокладки для максимально плотного соединения элементов и осуществляют дополнительное натяжение с помощью замковых соединений.

После установки туннеля на всю длину приступают к установке пространственных каркасов армирования стен на высоту этажа и обычно длиной Ко 6 м. Каркасы подают краном и соединяют с выпусками арматуры нижележащего этажа. Затем устанавливают торцевой боковой щит и, если это положено по проекту, устанавливают торцевой щит на специальные консольные подмости и крепят с помощью телескопических наклонных стоек, жестко прижимают нижним торцом к ранее забетонированной конструкции стен предыдущего этажа. Это обеспечивает неизменяемое геометрическое положение торцевых наружных щитов. Для образования оконных и дверных проемов на опалубке закрепляют специальные вставки, которые также могут быть использованы как опалубка торцевых стен. На поверхность туннеля укладывают арматурные каркасы перекрытия, которые связывают с каркасами стен.

Бетонную смесь укладывают между туннелями опалубки для бетонирования и образования стен здания, а также на сами секции, осуществляя бетонирование перекрытий. После того как бетон набрал распалубочную прочность, опалубку демонтируют, не разбирая ее на составные элементы. При демонтаже секции опалубки как бы сжимаются, для чего сдвигают внутрь забетонированного туннеля внутренние боковые щиты опалубки (или щиты стен), благодаря этому легко отрывается и перемещается вниз горизонтальный щит перекрытия. Для извлечения опалубки из забетонированной секции элементы верхней панели опускают с помощью домкратов, а боковые панели отодвигают от стен. Затем опалубку на катках выдвигают по инвентарным путям, уложенным по перекрытию, на соседнюю позицию или на специальные подмости, которые устраивают с продольной открытой стороны здания, откуда вновь закрепленную секцию переставляют краном на новую позицию.

Объемно-переставляемую или горизонтально-перемещаемую опалубку применяют преимущественно при строительстве зданий с поперечными несущими стенами и открытыми фасадами, необходимыми для извлечения опалубки, что накладывает на строителей определенные технологические ограничения (необходимо оставлять проемы или открытые фасады для извлечения крупных секций опалубки). Эти открытые поверхности затем закрывают сборными стеновыми панелями, кирпичной кладкой и т.д.

Применение трансформируемой объемно-переставной опалубки для разных пролетов, толщин стен, при необходимости и высот этажей, позволяет получать разнообразные объемно-планировочные решения зданий. Объемно-переставная опалубка, по сравнению с крупнощитовой, имеет относительно сложную конструкцию и большую стоимость. Поэтому ее целесообразно использовать для возведения большой серии монолитных зданий в одном районе и с высоким темпом оборачиваемости опалубки.

Конструктивно опалубка может иметь самое разнообразное решение. Принципиальным является возможность значительного отклонения боковых щитов от вертикали, смещаясь к центру при распалубке и, наоборот, возвращаясь к вертикальности при установке опалубки в рабочее положение. Горизонтальный щит также может иметь различное конструктивное решение, но главное требование к нему - легкость установки и распалубливания. Отрыв щита от бетона происходит при одновременном действии трех факторов: опускание боковых щитов на несколько сантиметров с помощью домкратов, отклонение боковых щитов от вертикали, что снижает их высоту по вертикали и отрыв горизонтальных щитов в центре пролета с помощью домкратов.

В зависимости от применяемой технологии и наличия соответствующих приспособлений используют несколько схем демонтажа объемно-переставной опалубки. Демонтаж опалубки может быть осуществлен:

 мелкими П-образными секциями длиной 1,2... 1,8 м путем их выкатки на выносные подмости и подъемом с них краном;

 мелкими секциями путем их выкатки на обрез наружной стены и перестановки краном с помощью траверсы утиный нос;

 мелкими секциями через специально оставленные при бетонировании проемы в перекрытиях;

 крупными Г- и П-образными блоками длиной в 3...5 элементов при использовании выносных подмостей и траверсы в виде распределительной фермы при одновременной подвеске блока на крюке крана с помощью траверсы и постепенном выкатывании блока из забетонированного проема.

Применение выносных подмостей повышает затраты труда, поэтому рациональнее использовать извлечение опалубки крупными секциями и их перестановку с помощью специальных траверс.

При демонтаже опалубки мелкими секциями первоначально их отсоединяют в замках. С помощью домкратов и струбцин отжимают опалубку крайней секции от забетонированной конструкции, щиты этой опалубки отрывают от бетонных поверхностей. Всю эту секцию опускают на катки. Затем их выкатывают на площадку выносных подмостей, стропуют и перемещают краном на участок, подготовленный к монтажу опалубки. Далее те же операции производят со следующими секциями поочередно, осуществляя отрыв их от забетонированных поверхностей с помощью гидравлических или винтовых домкратов. Более эффективно использовать специальную траверсу, которая захватывает секцию без предварительного выкатывания на выносные подмости. В результате снижаются трудозатраты на монтаж и демонтаж опалубки.

Для демонтажа опалубки можно использовать специальные проемы в перекрытиях (например, проемы лифтовых шахт или специально временно оставляемые проемы). Демонтаж также ведут отдельными секциями при той же очередности. Секции выкатывают в проем и поднимают краном с последующей установкой на новое место.

Возможно применение схемы демонтажа сразу всего блока опалубки Для этого необходима траверса специальной конструкции, блок опалубки должен иметь тележки для своего выкатывания. По мере выдвижения опалубочного блока устанавливают по центру пролета временные телескопические стойки с фиксирующими домкратами.

Объемно-переставная опалубка позволяет добиться снижения трудоемкости опалубочных работ и делает процесс возведения монолитных конструкций здания наиболее индустриальными.

Туннельная опалубка

Опалубку используют для отделок туннелей и коллекторов, бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом.

Опалубка включает в себя щиты - панели, прикрепленные к каркасу, снабженному фиксирующими и распалубочными устройствами и механизмом для горизонтального перемещения опалубки по направляющим конструктивно мало отличается от горизонтально перемещаемой опалубки.

Туннельная опалубка применима и для возведения зданий, когда целесообразна продольная схема перемещения опалубки (больницы, дома отдыха гостиницы). В этом случае возведение всех элементов этажа, включая и наружные стены, становится непрерывным. Для внутренних стен при перемощении опалубки оставляют поперечные щели, после установки инвентарной крупнощитовой опалубки через эти щели будет осуществлено бетонирование.

При наличии свободных блоков туннельной опалубки возможно применение ступенчатого бетонирования. В этом случае особенность технологии работ в том, что одновременно возводятся ячейки здания на нескольких этажах со смещением фронта работ на одну ячейку относительно соседнего этажа. Внутренние стены будут возводиться позже, после перемещения опалубки в очередную ячейку с использованием инвентарной мелко- или крупнощитовой опалубки.

При возведении зданий с использованием горизонтально извлекаемых опалубок появляются дополнительные трудозатраты за счет создания специальных площадок для извлечения и временного размещения до перестановки на новое место опалубочных блоков.

58. Скользящая опалубка. Область применения Схема. Устройство..

Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении вы­сотных железобетонных сооружений с монолитными вертика­льными стенами постоянного, а в последнее время и перемен­ного сечений. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (16...24 этажа) и сооруже­ний с минимальным количеством оконных и дверных прое­мов, закладных деталей и элементов (рис. 24.2). К ним отно­сятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения таких объектов в скользя­щей опалубке является значительное повышение темпов стро­ительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.


Рис. 24.2. Скользящая опалубка:
а— план для круглого сооружения; б — то же, для прямоугольного; в — варианты домкратных рам (для узла пересечения стен, примыкания и угла здания); 1 — рабочий настил; 2 — насосная станция; 3 — прогон; 4 — настил; 5 — шахтный подъемник; 6 — домкратные рамы; 7 — домкратные стержни; 8 — бетонируемая конструкция; 9 —домкраты; 10 и 11 — наружный и внутренний шиты опалубки

В отличие от сборных железобетонных сооружений в мо­нолитных исключены стыки, что способствует улучшению экс­плуатационных характеристик зданий. Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных ре­шений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При воз­ведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.
Монолитное домостроение в скользящей опалубке позво­ляет с использованием одного комплекта опалубки, путем его переналадки, осуществлять строительство зданий различного планировочного решения и разной этажности.

Опалубка эффективна, если ее использование предусмотре­но для возведения нескольких рядом расположенных зданий. При возведении одиночных зданий опалубка окажется эконо­мически эффективной при высоте здания не менее 25 м.

Опалубка состоит из двух одинаковой высоты внутренних и наружных щитов (рис. 24.3) неизменяемой конструкции. Неизменяемость щитов обеспечивается опалубочными балка­ми, располагаемыми в два яруса по высоте щитов по всему их контуру с наружной и внутренней стороны.


Рис. 24.3. Конструкция скользящей опалубки:
1— регулятор горизонтальности; 2 — гидравлический домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — рабочий настил; 5 — щиты опалубки; 6 — домкратный стержень; 7 — подвесные под­мости внутренние; 8 — подвесные подмости наружные; 9 — металлическая труба; 10 — на­ружное ограждение

Балки, в свою очередь, передают усилия на металлические домкратные рамы, располагаемые над опалубкой по всему ее периметру и пере­дающие массу всей опалубки на домкратные стержни диамет­ром 22...28 мм и длиной до 6 м. Вместо стержней могут быть применены трубы, расстояние между которыми, а значит и между домкратными рамами, определяется расчетами в зави­симости от действующих на стержни нагрузок и не превышает 2 м при круглых стержнях и 1,2... 1,4 м при прямоугольных. Несущая способность стержней должна быть больше всех дей­ствующих на них усилий и нагрузок. Домкратные стержни внизу крепят с помощью электросварки к арматурному выпус­ку из фундамента здания. Стержни наращивают по высоте, стык выполняют на резьбе; в нижнем стержне имеется выточ­ка с внутренней резьбой, в верхнем стержне — хвостовик с на­ружной резьбой. Целесообразно, чтобы стыки соседних арма­турных стержней располагались на разных уровнях.

На домкратных рамах сверху закреплены гидравлические или электрические домкраты, с их помощью одновременно поднимают все элементы опалубки по домкратным стержням.
На домкратные рамы и верхний ряд балок опирается с внут­ренней стороны рабочий настил, где находятся рабочие, необ­ходимое для работ оборудование, материалы и наружный на­стил с ограждением. Также с наружной и внутренней сторон опалубки к домкратным рамам и рабочему настилу подвешены на цепных подвесках подмости, с которых выполняют работы по исправлению дефектов бетонирования, изъятию закладных деталей и проемообразователей.

Насосно-распределительная станция может располагаться на земле, но лучше, если она находится на рабочем настиле в зоне работ. По настилу прокладывают систему гидроразводок, соединяющих каждый домкрат с насосной станцией. Грузо­подъемность домкратов 6... 10 т, масса домкратов 15...21 кг, число одновременно работающих домкратов на объекте может достигать 160... 200.
Большинство домкратных рам конструктивно решены с двумя стойками, но в местах примыкания и пересечения стен применяют рамы соответственно с тремя и четырьмя стойка­ми (см. рис. 24.2, в).
Опалубку редко изготавливают из одного материала (древе­сины или металла), обычно она бывает деревометаллической. Настилы и балки при таком решении выполняют из древеси­ны, остальные конструкции — из металла. Обшивку (внутрен­нюю поверхность щитов опалубки) чаще делают из листовой стали или влагостойкой фанеры, если опалубка предназначена для возведения 10 и более однотипных сооружений; при мень­шем объеме работ применяют обшивку из деревянной клепки.

По конструкции щитов опалубку разделяют на крупно- и мелкощитовую. Последняя более универсальна, но трудоем­кость ее монтажа и демонтажа значительно выше. При испо­льзовании мелких щитов их укрупняют с помощью элементов укрупнительных соединений. В крупноразмерных щитах балки входят в конструкцию щита. Щиты выполняют плоскими и криволинейными, что позволяет разнообразить архитектурные формы фасадов зданий.

Щиты опалубки обычно имеют высоту 1,1...1,2 м; их дела­ют с 0,5%-й конусностью (уширением книзу), поэтому рассто­яние между щитами в верхней части меньше на 10... 12 мм расстояния в нижней части опалубки. Для облегчения сколь­жения перед бетонированием внутренние стенки опалубки смазывают соляровым маслом.

Минимальная толщина стенок бетонируемой конструкции определяется расчетом и равна 12 см. Необходимо обеспечи­вать такие порядок и темп работ, чтобы при подъеме опалуб­ки не происходил отрыв бетона за счет сил трения. При тол­щине стенки 12 см масса бетона, свежеуложенного выше образовавшегося зазора между опалубкой и ранее уложенным бетоном, будет больше сил трения между бетоном и стенками опалубки. Для колонн с учетом малой площади сечения при относительно большом периметре опалубки минимальная тол­щина стенок должна быть не менее 25 см.

Для подъема опалубки используют домкраты: ручные, гид­равлические и электрические. Самые неудобные в работе руч­ные винтовые домкраты. Специфика их работы заключается в том, что на холостом ходу усилия от домкратнои рамы и вес прилегающей к ней опалубки передаются на рядом располо­женные домкраты, так как на новый ярус их поднимают по­переменно. Этим объясняется низкий темп работ.
Домкратные стержни при использовании ручных винтовых домкратов остаются в теле конструкции и служат дополнитель­ным, нерасчитываемым армированием, на которое затрачивает­ся до 20% общего количества арматуры. При использовании электрических и гидравлических домкратов для предотвраще­ния сцепления домкратного стержня с бетоном снизу домкрата присоединяют специальную трубку длиной до 1,2 м, образую­щую в бетоне канал, в котором свободно без сцепления с бето­ном размещается домкратный стержень, который после завер­шения бетонирования вынимают.

Подъем скользящей опалубки осуществляют с помощью синхронно работающих гидродомкратов, приводимых в дейст­вие одновременно насосно-распределительной станцией с од­ного пульта управления. Гидравлический домкрат состоит из рабочего цилиндра, верхнего и нижнего зажимных устройств (рис. 24.4).


Рис. 24.4. Схема работы гидравлического домкрата:
а— подъем опалубки; б — холостой ход; 1 — домкратный стержень; 2 — верхнее зажимное устройство; 3 — клиновидный зубчатый вкладыш; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — пружи­на; 7 — нижнее зажимное устройство; 8 — домкратная рама

Зажимное устройство включает в себя обойму, рас точенную на конус, и шесть клиновидных зубчатых вклады­шей, обжимающих гладкий домкратный стержень. В верхнюю часть цилиндра нагнетается рабочая жидкость, при этом пор­шень, связанный через шток с верхним зажимным устройст­вом, остается на месте, так как вкладыш верхнего зажимного устройства заклинивает домкратный стержень. В это время цилиндр под действием давления рабочей жидкости поднима­ется вверх и тянет за собой нижнее зажимное устройство, ко­торое автоматически отключается от домкратного стержня и через опорную плиту поднимает домкратную раму и соединен­ную с ней опалубку. При снятии давления цилиндр домкрата под действием нагрузки от опалубки стремится опуститься, в результате нижний зажим заклинивает домкратный стержень, поэтому домкрат остается неподвижным вместе с домкратной рамой и опалубкой. В момент заклинивания нижнего зажима поршень под действием возвратной пружины поднимается вверх, верхнее зажимное устройство расклинивается и сколь­зит вверх вдоль домкратного стержня. При повторном нагне­тании жидкости цикл повторяется, за один цикл система под­нимается вверх на 20...30 мм.

Применение скользящей опалубки при непрерывной рабо­те в три смены позволяет возводить сооружения на высоту 3...4 м в сутки. При таком темпе бетонирования стен в жи­лищном строительстве реально сооружать до одного этажа в сутки. Такой скорости не обеспечивают другие методы произ­водства работ.
Подъем арматуры и бетонной смеси на рабочий настил осуществляют шахтным подъемником, смонтированным внут­ри возводимого сооружения, с помощью башенного крана и других приспособлений для вертикального перемещения гру­зов. Подъем и спуск рабочих осуществляют специальным подъемником, смонтированным рядом с шахтным или вне со­оружения, а при относительно небольшой высоте возводимого сооружения по лестнице.

Подъем опалубки начинают сразу после укладки в нее бе­тонной смеси. Опалубочные щиты в процессе подъема не от­рываются от бетона, а скользят по его поверхности. Скорость подъема опалубки составляет 1...4 см/мин. При такой скоро­сти вполне достаточно времени для выполнения всего цикла бетонирования — установки арматуры, закладных частей и эле­ментов, наращивания домкратных стержней, укладки и уплот­нения бетонной смеси.

Возведение зданий в скользящей опалубке требует строгого выполнения технологических требований: высокое качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость), непрерывность бетонирования, строгая вертикальность движения опалубки, доставка бетонной смеси по графику бе­тонирования, непрерывность работ по установке арматуры.

Часть этих требований может быть смягчена. Бетонирова­ние можно осуществлять не круглосуточно, а с перерывами, используя специальные добавки в бетонных смесях. Замедли­тели твердения бетона позволяют продлить срок схватывания до 18 ч. Перспективным является безвибрационный метод бе­тонирования, когда в опалубку укладывают сверхпластичную литую бетонную смесь с осадкой конуса 14... 16 см со специа­льными добавками, в частности, суперпластификаторов. Смесь самоуплотняется без вибрирования при высоком качестве рас­палубленных поверхностей и высокой прочности бетона. В районах с холодным климатом, наоборот, можно применять добавки — ускорители твердения бетона, использовать его теп­ловую обработку с помощью инфракрасного излучения или электропрогрева.
Возведение жилых зданий в скользящей опалубке — комп­лексный процесс, который включает в себя установку и выверку опалубки, армирование конструкций, наращивание домкратных стержней, установку закладных деталей, проемообразователей для оконных и дверных блоков, уход за бето­ном и т. д. Эти процессы должны быть увязаны во времени. Армирование стен следует осуществлять параллельно с бето­нированием, без отставаний, проемообразователи необходимо устанавливать до монтажа и вязки арматурных каркасов.

Каждый строительный процесс выполняет специализиро­ванное звено рабочих, возведение объекта в скользящей опа­лубке — комплексная бригада. Так как ведущими процессами являются укладка и уплотнение бетонной смеси, то принятой скорости бетонирования должны быть подчинены все осталь­ные процессы. Для поточного производства работ здание раз­бивают на захватки, на каждой из которых в конкретный мо­мент выполняют определенную работу. По завершении процесса звено рабочих переходит на соседнюю захватку, пре­доставляя прежний участок работы другому звену. При непре­рывном процессе работ особое внимание уделяется средствам механизации, обеспечению их стабильной работы. Выход из строя одного механизма приведет к нарушению ритма потока.

Здания в скользящей опалубке возводят с использованием башенных кранов. На возведении зданий высотой до 16 эта­жей применимы краны на рельсовом ходу, при большей этаж­ности — приставные. Кран должен обязательно обслуживать всю зону работ, включая склады, площадки приема бетона, подачу бетонной смеси в бадьях и арматуры в зону производ­ства работ, обслуживать подъездные пути. При подаче бетон­ной смеси бетононасосами на земле должна быть предусмот­рена специальная площадка для приема смеси, достаточная для одновременного размещения на ней не менее двух автобетоносмесителей.
Бетонная смесь подвижностью 6...8 см считается оптималь­ной. Применение литой смеси сокращает до минимума трудо­емкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей, в том числе и перекрытий. Даже при отсутст­вии пластифицирующих добавок бетонная смесь может иметь подвижность 4...6 см и подаваться в конструкции с помощью пневмоустановок.

На начальном этапе бетонирования по периметру сооруже­ния укладывают ярус высотой 70...80 см слоями 20...30 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном тре­буемой начальной прочности опалубку начинают поднимать со скоростью 20...30 см/ч с одновременной укладкой бетонной смеси слоями. С учетом транспортирования с завода, перегру­зок, укладки слоями, бетонную смесь приготавливают с испо­льзованием замедлителей схватывания не менее чем на 3 ч. Для укладки смеси в опалубку могут быть использованы бун­керы, мото- и ручные тележки, оптимальным можно считать применение, бетононасосов с распределительными стрелами. Желательно бетонную смесь укладывать сразу по всему пери­метру сооружения, каждый последующий слой — до схватыва­ния ранее уложенного.
В традиционной форме скользящей опалубки с расположе­нием опорных внутри нее стержней имеется много недостат­ков: сложность, а иногда и невозможность установки армату­ры в виде сеток, пакетов, каркасов, невозможность устройства больших проемов в стенах.

Применение опалубки требует большого объема вспомога­тельных работ по устройству проемов, высока трудоемкость устройства перекрытий, все это ограничивает применение опа­лубки в жилищном строительстве. Дополнительные недостатки опалубки — сложность контроля вертикальности сооружения и необходимость использования бетонов более высоких марок.

Сдерживающими факторами развития и широкого распро­странения скользящей опалубки являются:

• резкое удорожание работ в зимних условиях;
• использование рабочих только высокой квалификации;
• резкое снижение эффективности при нарушении техно­логического процесса;
• большие затраты на ликвидацию дефектов бетонирования.

Одним из конструктивных решений может быть автомати­зация работы гидродомкратов, в частности использование ре­жима «шаг на месте», позволяющего исключить прилипание опалубки к бетону при остановке подъема системы. Этот ре­жим служит и другой, более важной цели — строго горизонта­льное выравнивание опалубки. При подъеме опалубки может произойти ее перекос. При заданном уровне остановки подъе­ма домкратов тот из них, который достиг этого уровня, начи­нает топтаться, поджидая выравнивания остальных.

Другим решением, повышающим индустриальность и тех­нологичность работ в скользящей опалубке, является переход от скользящего непрерывного движения щитов к их циклич­ному подъему. Для этой цели используют отрывные щиты с системой шагающих электромеханических подъемников. В основу технологии положен принцип остановки опалубочной системы после бетонирования яруса на высоту 1/4 высоты эта­жа, или на 70...80 см. Бетонирование при этом ведут традици­онно. После достижения бетоном заданной начальной прочно­сти осуществляют отрыв щитов от бетона и перестановку (перемещение) их на новую отметку яруса. При этом подъем всей системы осуществляют электромеханическими подъемни­ками, опирающимися на телескопические стержни с опорны­ми башмаками. Механизм подъема настраивают на обеспече­ние хода, равного высоте бетонируемого слоя, или 70...80 см.

Рассмотренная технология достаточно эффективна. Повы­шается качество поверхностей, исключаются дефекты бетони­рования, связанные с перерывами в подаче бетонной смеси. Технологические перерывы способствуют лучшей организации выполнения всех сопутствующих работ. Применение отрывных щитов позволяет увеличить долговечность их эксплуатации, использовать в качестве палубы водостойкую фанеру, что зна­чительно повышает качество бетонируемой поверхности и снижает массу щитов.
Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетонируемой конструк­ции. Они расположены снаружи с двух сторон от опалубки и раскреплены в пространственных каркасах. Такое решение по­зволяет облегчить извлечение домкратных стержней из конст­рукции, упрощает установку арматурных каркасов, устройство оконных, дверных и других проемов, укладку в опалубку любых закладных деталей, но одновременно возникает проблема обеспечения устойчивости домкратных стержней.

Достоинства скользящей опалубки:
• комплект опалубки можно использовать для зданий раз­ной планировки;
• высокая пространственная жесткость и устойчивость к сейсмическим нагрузкам;
• трудозатраты ниже, чем при строительстве кирпичных и блочных зданий;
• высокая скорость бетонирования (до 4 м/сут);

• резкое сокращение затрат на базу стройиндустрии.

 

59. Подъемно-переставная, блочная и пневматические опалубки.

Подъемно-переставная

Опалубку применяют для возведения специальных соору­жений постоянного и переменного сечений по высоте, чаще всего имеющих конусообразную направленность вверх — труб, градирен, силосных сооружений и т. д. Опалубка состоит из наружных и внутренних щитов, отделяемых от бетона при установке на новый ярус, элементов креплений и поддержива­ющих устройств, рабочего настила и подъемных приспособле­ний (рис. 24.1).


Рис. 24.1. Подъемно-переставная опалубка:
1— бетонируемая стена; 2 — наружные опалубочные щиты; 3 — внутренние опалу­бочные щиты; 4 — подъемное устройство;5— шахта опорно-подъемного устройства;6— подвески; 7 — рабочая площадка; 8 — опорные балки; 9, 10 — наружные и внутренние подвесные подмости

Наружную опалубку набирают из панелей прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленных из стального листа толщиной 2 мм, обрамленного металлическими уголками или влагостойкой фанерой толщиной 20...22 мм, устанавливаемой на металлический каркас. Размер прямоугольных панелей 2700 х 850 мм; у трапециевидных, служащих для придания на­ружной опалубке конической формы, высота составляет 2700 мм, ширина поверху — 818 мм, понизу — 850 мм. Панели соединяют крепежными приспособлениями, для стягивания наружной опалубки в местах расположения конечных панелей устанавливают стяжные элементы.

Внутреннюю опалубку собирают из двух ярусов щитов ме­ньших размеров — 1250 х 550 мм. Для перемещения опалубки предусмотрена подъемная головка, опирающаяся на шахтный подъемник. При подъеме опалубки головка отрывается от подъемника на высоту 2,5 м, на этом цикл работ по возведе­нию очередного яруса заканчивают, переставляют опалубку, наращивают дополнительное звено подъемника.

Блочная опалубка

Конструктивное решение блочной опалубки позволяет воз­водить как полностью монолитные, так и сборно-монолитные общественные и жилые здания. Предпочтение тому или иному варианту отдается по результатам технико-экономического сравнения с учетом развития индустрии сборного железобето­на, наличия транспортных путей и климатических условий ре­гиона строительства. Часто применяют комбинированное сочетание монолитного и сборного железобетона:

• монолитные наружные и внутренние стены и сборные перекрытия;
• монолитные внутренние стены и сборные наружные сте­ны и перекрытия;
• монолитные внутренние стены, сборные перекрытия и сборно-монолитные наружные стены.


Расширяется номенклатура объемно-блочных элементов за­водского изготовления и полной готовности — санузлы, эле­менты лоджий, лифтовые шахты, кухни, мусоропроводы, лест­ничные марши и т. д.
При поточном методе возведения жилых зданий их обяза­тельно разбивают на захватки с приблизительно одинаковыми объемами работ по отдельным процессам — монтажу опалубки, установке арматуры, бетонированию, монтажу сборных эле­ментов.


Крупноблочную опалубку с металлической палубой часто применяют для бетонирования замкнутых ячеек стен при не­больших пролетах. Она представляет собой опалубку ячейки, состоящую из четырех стен, объединенных в единый блок, це­ликом устанавливаемый и впоследствии извлекаемый после бетонирования краном. Перед демонтажом с помощью меха­нических или гидравлических домкратов откидываются встав­ки и сближаются щиты опалубки. При устройстве внутренних стен и перегородок с применением блочной опалубки может быть дополнительно задействована и крупнощитовая опалубка. Сначала устанавливают блоки блочной опалубки, которые сое­диняются между собой тягами. Затем, при необходимости, устанавливают панели и отдельные щиты крупно- и мелкощи­товой опалубки.


Наиболее целесообразно использовать крупноблочную опа­лубку для бетонирования лифтовых шахт и стен лестничных клеток. Конструктивно крупноблочная опалубка решена в двух вариантах. В первом варианте смежные щиты соединены в уз­лах тягами с винтовой муфтой (рис. 24.8, в). Сдвигая и раз­двигая тяги в муфтах, можно как устанавливать объемный блок в проектное положение, так и отрывать его от бетона. Второй вариант отличается тем, что опалубку изготавливают с четырьмя гибкими щитами, которые при распалубливании из­гибаются, после чего их отрывают от бетона и стягивают к центру забетонированной ячейки.

Для отрыва используют гидравлические или механические домкраты; центральную поворотную стойку, на которой шарнирно закреплены тяги, соединенные также шарнирно с гиб­кими щитами. При распалубке вращением центральной стой­ки угловые щиты изгибаются и притягиваются к центру. Устанавливают опалубку в рабочее положение обратным вра­щением стойки

При монтаже опалубки лифтовой шахты первоначально блок опалубки ставят на опорное днище и опорные кронш­тейны в гнездах забетонированной стены нижнего яруса. При установке в рабочее положение «сжатая» в процессе переме­щения блочная опалубка «разжимается», занимая место по пе­риметру стен нижнего яруса. Затем с наружной стороны мон­тируют панели и щиты крупнощитовой опалубки, соединяя их между собой тягами.


Соединение армокаркасов лучше организовать методом вязки или другим безогневым (имеется в виду сварка) спосо­бом. Искры и капли расплавленного металла прожигают смаз­ку опалубочных щитов, что приводит к ухудшению качества забетонированных поверхностей и более ранней отбраковке щитов палубы.
Бетонирование на захватке при использовании крупно­блочной опалубки осуществляют после завершения всех пред­шествующих процессов, бетонную смесь укладывают непре­рывно слоями толщиной до 50 см без перерывов и на всю высоту опалубки; рабочих участков должно быть не менее че­тырех. Каждый последующий слой укладывают до начала схватывания предыдущего и тщательно уплотняют глубинными вибраторами. До начала бетонирования должны быть обязате­льно установлены или уложены вкладыши, каналообразователи для последующей протяжки электро- и слаботочной проводки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...