Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы организации, их характеристика




 

«Ситема» - греч. слово, означающее составленное из частей, соединение. Существует опДедеп^ние системы как совокупности

взаимосвязанных и рзаимодейстаующих элементов, свойства которой качесвтеит» ттгл^чяштсц of суммы свойств этих элементов, под

~илемшщм Понимается минимальныйтле-дслимый компонент системы.

Все, что не входит в систему и воздействует на нееГ~ШШ На "что воздейтсвует она, называется средой. Деление объекта на систему и окружающую среду относительно.

В зависимости от степени взаимодействия системы со гряппй рыделяют открытую систему^ по характеристике системы со средой веществом, энергией, информацией, и закрытую систему - наличие или отсутствие в системе обратной связи.

Системы разделяются по степени сложности на большие и сложные. К сложным относятся построенные для решения многоцелевых задач, отражающие разные аспекты характеристики объекта.

Важным системным понятием является организация, с лат, означает - стройный вид, устраивание. С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке данных и в результатах решения.

Современный взгляд на орг. связан с пониманием ее как открытой системы. В основе подхода лежат основные идеи общей теории систем. Термин "система" происходит от греч. слова sastema, что означает организованное, упорядоченное отношение между компонентами. В наиболее общем смысле система - это некая совокупность внутренне взаимосвязанных частей. При этом целое не сводимо к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Стало быть, организационная система - это определенная совокупность взаимосвязанных частей орг., формирующая некую целостность. Организационная система есть упорядоченная целостность частей, компонентов, подсистем, связанных в соответствии с определенным планом для достижения заранее поставленных целей.

Л Деятельность организации подчиняется ряду законов: заупн синдг»" - я*«гп^Дпй организации существует такой набор элементов, при котором ее рптештяп р^егда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людской ресурс, материальный ресурс, организационный ресурс), либо существенно меныде\Чтобы его реализовать, руководитель должен создать в своей организации систему, и одним из элементов этой системы являются связи (коммуникации): административные, функциональные и межличностные.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов: Вопросы и ответы. Конференция идей. Мозговая атака. Кейс-метод.

£ Еще один закон организации - закон самосохранение, в соответствии с которым каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). В жизни почтя каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась награни банкротства или даже становилась недееспособной. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом

Рынке. Реакция организации на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям.

Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся: философия организации; принципы ее деятельности; использование ресурсов и технологии; качество и уровень реализации маркетинга.

К внешним факторам относятся: демографические; экономические и политические; развитие науки и техники; развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Они могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен: иметь "в запасе" новую технологию; постоянно повышать профессионализм персонала; иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми; иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных служащих; создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями; иметь дополнительный источник существования.

Для анализа положения организации очень важен показатель "уровень самосохранения" (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.

Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то ее специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности.

Американские ученые выделяют две явно выраженные фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года(2 -12,5), подъем, продолжающийся втечение 3 лет(1,1 - 7,7).

У руководителей организации при своевременном распознавании отрицательных тенденций в своей организации есть достаточно времени для реализации необходимых решений (время подъема или время спада). Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический.

Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организации.

До тех пор, пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам.

„3 Третьим законом организации является эдупп ротднтии в гпт-аатгттш г гптрым каждая материальнаясистема стремится достичь iinHfinrrt.mrrnryjjiriinpnoro птгнпшшп при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие" - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы: ~

• эволюционную, связанную с постепенными количественными и качестпптцми тмгпптгшгн (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

соц. отношений.

Таким образом, проблема функционирования отношений М на микроуровне общества предстает как проблема, во-первых, эффективного взаимодействия формальных и неформальных гр., во-вторых, эффективного функционирования всей системы соц. связей в их совокупности.

Эффективность деятельности организации как сообщества людей зависит от эффективности функционирования различных формальных гр., составляющих ее официальную структуру, от того, насколько слаженно организовано сотрудничество индивидов в гр.х и гр. м\у собой. Чем эффективнее деятельность каждой гр. и функционирования межгрупповых связей, тем эффективнее деятельность всей организации.

Правильно организованное взаимодействие в коллективной работе рождает эффект синергии, эффект творческой коллектив­ной результативности. Причина не только в организационной стороне дела - разделении и кооперации трудовых усилий, не только в социально-экономической стороне проблемы - условиях согласования и реализации экономических интересов, но еще и в личностном аспекте человеческого общения.

Впервые опытным путем взаимосвязь между эффективностью трудовых усилий работников и межличностным общением была выявлена Элтоном МэЙо и его коллегами в ходе "хотторнских экспериментов".

Фундаментальным является понимание, что соц. связи базируются на системе экономических отношений, отношений собст­венности, а, следовательно, на системе экономических интересов.

Объективно возможные типы соц. отношений, присущие внутригрупповому (межличностному) взаимодействию, связаны с объективно возможными способами разрешения возникающих в группе соц. противоречий - интересов, статусов, ценностей, на­строений и т.д.:

1. Внутригрупловое соперничество, подавление интересов одной части членов гр. другой частью, ориентация одних членов гр. на достижение индивидуальных целей (интересов) м счет интересов других членов гр. - обстановка недоверия, даже вражды.

2. Компромиссная кооперация, сотрудничество-соперничество в рамках позитивных в целом взаимоотношений, приводя­щее к компромиссам интересов, ценностей и т.д. -сотрудничество, но неустойчивое.

3. Сотрудничество, товарищеская кооперация, достижение общегрупповых целей за счет сознательного и инициативного сложения совместных усилий, за счет обеспечения гармонии (взаимореализации) интересов - обстановка полного доверия, синергетнче-ское сотрудничество.

Возможен еще один тип соц. отношений - дистанцирование членов гр. друг от друга, "невмешательство" в дела других, гр. существует номинально, фактически отсутствует само социальное взаимодействие eg членов.

Третий тип соц. отношений обеспечивает подлинно синергетический эффект. Построить такой тип взаимодействия сложнее всего, так как в этом случае для каждого члена гр. должна быть обеспечена реализация принципа "выигрыш - выигрыш" (WinVWin). Осуществление интересов каждого члена гр. в максимально возможном объеме одновременно должно обеспечивать максимально воз­можную степень реализации интересов всех членов гр., и наоборот.

В области групповой динамики в более "сжатой", концентрированной форме проявляются общие закономерности кооперации, координации деятельности людей, составляющие суть отношений М. Дело состоит в эффективном разрешении противоречий между относительным обособлением членов гр. и их групповым единством, иначе говоря, между автономностью действий каждого и центра­лизмом (единством) действий коллектива. Максимальный организационный (синергетический) эффект достигается в том случае, когда найден оптимальный способ согласованных действий разнородных (специализированных) элементов. В этом случае образуется целост­ная связь.

Наиболее прочные отношения существуют в "диадах" и "триадах", т. е. в гр.х с 2 и 3 участниками, которые обособляются в рамках более крупных гр. Размер гр. должен проистекать из выполняемых ими задач и необходимого для этого относительно обособ­ленного набора функций, который закрепляется за группой.

Появление дробных подгрупп внутри гр. - образование новых субъектов противоречий, следовательно, новых потенциаль­ных источников развития. Если гр- не способна использовать эти противоречия продуктивно, то они для нее угроза, если же способна, то они для неб - новые возможности.

• революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Регрессивное развитие - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

• изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

• изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии);

• потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

• старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

• изменениями экологии (загрязнение, очищение среды);

• техническим прогрессом;

• глобальным состоянием мировой цивилизации. Существуют законы организации второго уровня. К ним относятся:

1. Закон информированности - чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Следствие закона: информированность работника, после того как она достигает критического уровня, переходит в его компетентность. Организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результатепостоянного изменения своей структуры или функций.Эти изменения идут в цикле: разделение - преобразование, преобразование - объединение.Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. 1 уровень -предварительный анализ с позиции стороннего наблюдателя. 2 уровень - проведение мозговой атаки на совещании основных специалистов организации. 3 уровень - создание группы развития и формирование стратегии развития организации.

3...Закон к^"пп'*и1|ИН и 1фоппр"ипняп!.дпсти- каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Сознательная реализация этого закона в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты.

Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций, методов, принципов управления в системе управления.

Перечисленные выше законы организации будут эффективно работать, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом.

Закон синергии, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением.

Структура У конкретной организации должна отвечать ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность. Оптимальной структурой может считаться та, которая будет закреплять наиболее целесообразные связи и взаимосвязи ступеней, звеньев управления, реализуемых в процессе воздействия на объект управления, и обеспечивать эффективность его функционирования. Исходя из этого можно определить некоторые критерии оптимума:

• наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого (от источника команды до объекта управления);

• оптимальное число ступеней и звеньев;

• наименьшее число "входов" и "выходов" каждого звена;

• обеспечение реального участия каждого звена в процессе управления;

• четкий состав видов работ по управлению для каждого звена

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...