Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый менеджмент

№ 1. Финансовый менеджмент как система управления....

 

ФМ – это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, направленных на эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достижение стратегической цели управления предприятием (компанией).

Исходя из теории долевой экономики, в качестве стратегической цели управления финансами принимается рост рыночной стоимости компании, который определяется рыночной ценой ее акций, а цена акций как раз и отражает все действия финансовых менеджеров.

Управленческие решения условно можно свести к четырем главным направлениям:

- Инвестиционные решения – их важность заключается в создании и росте стоимости компании;

- Решения о финансировании бизнеса, за счет каких источников, какой должна быть структура пассивов, возможен ли оптимальный вариант? Как привлечь инвестиции? Как строить дивидендную политику?

- Управление активами, в первую очередь – оборотными, здесь стоит задача оптимизации денежных средств, дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов;

- Управление финансовыми активами и рисками, например, портфелем ценных бумаг, его доходность, риск.

Все принимаемые решения должны быть направлены на достижение стратегической цели – максимизации рыночной стоимости компании.

ФМ можно рассматривать как систему управления и как форму предпринимательской деятельности. Как система управления состоит из двух подсистем:

А) объекта управления – это финансовые ресурсы предприятия, которые опосредуют финансовые отношения хозяйствующих субъектов;

Б) субъектов управления – управляющая система (кадры, информационные технологии, информация, финансовый механизм).

 

 

№ 2. Источники формирования финансовых ресурсов организации

 

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого назначения, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (осв.) или иммобилизации (дополнит.загрузки в оборот). Источниками финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект.

Источники финансовых ресурсов разнообразны и классифицируются по различным признакам:

1) По отношению собственности – собственные, заемные и привлеченные;

2) По типу собственника: государственные ресурсы; ср-ва юридических и физических лиц; средства нерезидентов (иностранные);

3) По отношению к предприятию: внешние и внутренние (предприятие может обеспечить себе внутреннее краткосрочное финансирование за счет лучшего распоряжения оборотным капиталом, например, уменьшение дебиторской задолженности, снижения уровня материальных запасов и др. Внутренними источниками являются реинвестированная прибыль, амортизация, сдача в аренду неиспользуемых активов, продажа видов деятельности и т.д.

Внешние источники – заемные, долевые, бюджетные, иностранные инвестиции. это, торговый и банковский кредит, взаиморасчеты, коммерческие бумаги (векселя) - также краткосрочные источники финансирования. Долгосрочный кредит, как правило, необходим для закупки нового оборудования, реализации инвестиционных проектов.

Особыми формами финансирования являются лизинг, факторинг,

 

№ 4. Дивидендная политика предприятия

 

Дивиденд – это часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между держателями акций пропорционально количеству этих акций. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль, остающаяся после выплаты фиксированных дивидендов по привелиг. акциям. Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой дивидендной политики. Ее теоретические основы разработаны нобелевскими лауреатами: Ф.Модильяни, М.Миллером, М.Гордоном и др.

Дивидендная политика является составной частью финансовой политики предприятия. ЕЕ главная задача – найти оптимальное распределение чистой прибыли между распределяемой ее частью (дивиденды) и инвестируемой (капитализация), поскольку прибыль является одном из внутренних источников финансирования деятельности предприятия.

В практике ФМ используется несколько видов дивидендной политики, в соответствии с ее типами – агрессивный, компромиссный, консервативный тип):

- политика стабильного дохода на акцию; (создается имидж компании, растет цена акций);

- политика компромисса между стабильной суммой дивидендов и процентной долей прибыли на дивиденды;

- политика остаточного дивиденда, т.е. после формирования бюджета капитальных вложений.

Формы выплаты могут быть денежными и в форме акций (дробление акций).

 

 

№ 11. Методы оценки недвижимости

 

Необходимым элементом рыночной экономики является институт независимой оценки собственности, в первую очередь это касается рынка недвижимости. Объективная оценка различных видов стоимости (рыночной, инвестиционной, залоговой, страховой и т.д.) недвижимого имущества необходима:

- при операциях купли – продажи;

- при акционировании предприятия;

- при реструктуризации;

- при разработке инвестиционных проектов:

В Гражданском кодексе (ст. 130) дано определение термина «недвижимая вещь»: к ним относятся земельные участки, недра, т.е. те объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

Процесс оценивания, т.е. нахождение денежного эквивалента различных объектов недвижимости представляет собой определение его стоимости. В основе расчета стоимости объектов недвижимости лежит ряд принципов, определяющих отношение субъектов рынка на величину стоимости данных объектов:

Это, прежде всего, принцип полезности, замещения, ожидания (дохода), лучшего и наиболее эффективного использования.

Согласно закона «Об оценочной деятельности» для оценки недвижимости используются методы: дисконтированных денежных потоков, капитализации – при доходном подходе; сравнительный подход и затратный.

№ 13. Лизинг

Лизинг – способ финансирования, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем. Плата за лизинг – это форма экономических отношений между собственником и арендатором. На практике применяются три формы лизинговых платежей:

- денежные;

-натуральные;

- смешанные платежи;

В лизинговой сделке обычно действуют несколько субъектов:

Лизингодатель;

Лизингополучатель;

Продавец имущества (поставщик);

Банк, кроме того м.б. страховая компания;

«Рослизинг» - как координатор;

Преимущественно используются три вида лизинга:

- оперативный, когда в оперативное управление принимается имущество лизингополучателем за определенную плату, на определенных условиях и на определенный срок.

- финансовый (финансовая аренда), которая является косвенной формой финансирования деятельности хозяйствующих субъектов и применяется в том случае, когда предприятие не имеет финансовых возможностей, например, приобрести оборудование;

Возвратный (

Расчет общей суммы лизинговых платежей:

ЛП = амортизационные отчисления + плата за кредитные ресурсы + комиссионное вознаграждение лизингодателю + плата лизингодателя за дополнительные услуги лизингополучателю по договору + НДС (уплачивается лизингополучателем).

№ 8. Финансовые риски

Финансовые риски – это вероятность потерь, убытков, недополучение дохода при совершении финансовых операций.Риски могут быть чистыми (0) и спекулятивными (+ или -). Риск и доходность находятся в прямой зависимости. Чем выше доходность, тем выше риск.

Различают следующие виды финансовых рисков:

- кредитный - % и долг;

- процентный;

- валютный;

- риск упущенной выгоды;

- инвестиционный;

- налоговый;

Величина риска измеряется с помощью статистических методов (среднее ожидаемое значение, изменчивость возможного результата (степень отклонения от средней величины) – дисперсия; Кроме того используются методы – экспертных оценок, метод аналогий, и др.

Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных средств представляет собой коэффициент риска, ведущий к банкротству, если его величина более 0,7.

Рисками можно управлять. Приемы риск-менеджмента включают средства разрешения рисков и приемы степени снижения рисков. К первым относится – избежание риска, его передача, снижение степени риска;

Второе направление – диверсификация, лимитирование, страхование, хеджирование, повышение уровня информации и т.д.

 

№ 7. Показатели деловой активности

Неотъемлемой частью управления финансами является анализ финансовой деятельности предприятия. В число показателей, отражающих финансовое состояние предприятия, входят показатели деловой активности, которые свидетельствуют об эффективности использования предприятием своих материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Эту группу показателей иначе называют показатели оценки оборачиваемости активов, коэффициентами использования активов, а также показателями оценки результатов хозяйственной деятельности.

Показатели деловой активности позволяют также оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал, эффективно ли используется собственный капитал, активы для получения доходов. Например, как быстро дебиторская задолженность превращается в наличность, каков возраст активов и т.д.

Коэффициенты данной группы следует анализировать в динамике, а также использовать для сравнения с показателями аналогичных предприятий. Алгоритмы расчета следующие:

Оборачиваемость активов = Объем продаж/ средн.за период стоимость активов;

Фондоотдача = Объем продаж / средн. Остаточная стоимость ОС;

Оборач. ДЗ = Объем продаж / Средн. За период сумма ДЗ;

 

 

№ 10 Бюджетирование в системе финансового планирования.

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности и управления является планирование, в том числе финансовое. Его цель – обеспечение оптимального и эффективного управления финансовыми ресурсами для получения прибыли, достижения конкурентоспособности и т.д. Различают стратегическое планирование, когда финансовый план представляет систему целей финансовой деятельности, направленных на максимизацию рыночной стоймости компании (стратегическая цель управления). Критерием эффективности финансовой стратегии может служить «золотое» правило экономики:

Т прибыли > Т выручки > Т активы > Т соб.кап.

Тактические финансовые планы принято называть бюджетами, а процесс бюджетированием. Разработка бюджетов является связующим звеном между маркетинговым планированием и производственным. Основной бюджет (мастер-бюджет) состоит из трех обязательных финансовых документов:

- прогнозного отчета о прибылях и убытках;

- прогнозного отчета о движении денежных средств;

- прогнозного баланса.

Весь процесс бюджетирования условно может быть разбит на две части: 1. подготовка операционного бюджета, сюда входят бюджет продаж, производства, прямых и накладных затрат, коммерческих и управленческих расходов, заканчивается прогнозным отчетом о прибылях и убытках; 2. финансовый бюджет - в него входят инвестиционный бюджет, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.

№ 3. Политика привлечения заемных средств. ЭФР.

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности практически все предприятия прибегают к заимствованию, т.е. привлечению заемных средств, например, краткосрочных или долгосрочных кредитов банка, реже к выпуску облигаций. Привлечение заемных средств требует от менеджмента компании проведения грамотного анализа и ответа на ряд вопросов:

1. Ведет ли привлечение капитала к росту рыночной стоимости компании?

2. Повышается ли рентабельность собственного капитала?

3. Не теряет ли предприятие финансовой независимости? И т.д.

Соотношение источников заемного и собственного капитала (в пассиве) называется структурой капитала. Управление структурой капитала, ее оптимизация - одно из главных направлений деятельности финансового менеджера. В качестве одного из критериев оптимизации структуры является показатель, получивший название «эффект финансового левериджа (рычага). Эффект финансового рычага является приращением к рентабельности собственного капитала, получаемым благодаря использованию заемных источников, несмотря на их платность. Алгоритм расчета ЭФР = (1-Н) (ЭР – Ст.%) х ЗС/СС.

Эффект может быть как положительный так и отрицательный, если ставка за кредит будет больше рентабельности активов (экономической рентабельности). Также необходимо управлять и плечом рычага – соотношением заемных и собственных средств для того, чтобы не потерять финансовую независимость.

 

№ 14. Управление портфелем ЦБ

+ (К основной шпоре)

 

Инвестиционный портфель представляет собой целенаправленно сформированную совокупность финансовых инструментов, предназначенных для осуществления финансового инвестирования. Главной целью его формирования является подбор наиболее доходных и безопасных финансовых инструментов.

По целям формирования инвестиционного дохода различают два основных типа инвестиционного портфеля - портфель дохода и портфель роста. Первый тип портфеля ориентирован на высокую текущую отдачу инвестиционных затрат; Портфель роста сформирован по критерию максимизации темпов прироста инвестируемого капитала в долгосрочной перспективе (т.е. это портфель ориентирован на обеспечение высоких темпов роста рыночной стоимости предприятия).

По отношению к инвестиционным рискам различают три основных типа инвестиционного портфеля – агрессивный, умеренный (компромиссный) и консервативный портфель.

Эффективность формирования и управления инвестиционным портфелем связана с использованием «современной теории портфеля», за разработку которой ряд авторов Г.Марковец, Д.Тобин, В.Шарп и другие удостоены Нобелевской премии. – НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ДОХОДНОСТИ ПРИ ЗАДАННОМ УРОВНЕ РИСКА или НАИМЕНЬШИЙ УРОВЕНЬ РИСКА ПРИ ЗАДАННОМ УРОВНЕ ДОХОДНОСТИ!!!

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...