Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление конъюнктурного анализа

 

1.1 Оценка пропорциональности рынка в статике и динамике

Рынок товаров и услуг - сложное многоструктурное явление. Его развитие происходит в связи и координации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни. Важнейшей характеристикой рынка является его пропорциональность. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, важнейшее условие «здоровья рынка» и его оптимального поступательного развития. Наоборот всякого рода диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным.

В анализе пропорциональности рынка используется относительный показатель структуры – удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объёме товарооборота:

Дi= p1q1/сумма I до n piqi

где piqi - продажа отдельного -го товара;

Показатель доли отражает место ί-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров.

1.2 Оценка колебаний и устойчивости рынка

Оценки колеблемости показателей в статике, в географическом или экономическом пространстве осуществляются с помощью коэффициента вариации, который характеризует относительную меру отклонения измеряемых значений от средней арифметической:

V= сигмаy/у ср.*100%

Сигмау - среднеквадратическое отклонение:

Сигмау = корень из (сумма I до n(y-уср.)^2fi)/сумма I до n fi

где уi показатель рынка (доля -го товара в общей совокупности);

уср. среднее значение показателя по всей изучаемой совокупности;

fi веса, величина, характеризующая размерность единицы совокупности.

Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больше разброс и меньше выравнивание исследуемых значений. Если V>33%, то это говорит о неоднородности признака.

У ср.=суммау/n

где средняя арифметическая простая;

доля периода, т. е. значение каждого признака в %-м соотношении;

– число единиц совокупности.

Коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеряемых значений от среднеарифметического. Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс и меньше выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации превышает 33 %, то это говорит о неоднородности признака.

1.3 Оценка тенденции развития рынка

Центральным местом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей его развития, его устойчивости. Для определения вектора и скорости его развития строятся динамические ряды показателей – индикаторов рынка и показателей деловой активности. Исчисляются базисные, цепные и средние за период темпы роста.

В соответствии с характером развития выбирается соответствующая функция прямой или кривой линии, по ней строится модель тренда.

Уравнение прямой может быть выражено следующей формулой:

yt = a + by

yt – теоретические значения

n- количество данных

a, b – параметры уравнения

Для нахождения параметров необходимо решить систему нормальных уравнений:

Общая скобка: n*a0+bсуммаt=суммау, а0*суммаt+b*суммаt^2=суммау*t

где - уровни эмпирического ряда;

- коэффициенты;

- количество уровней ряда;

- порядковый номер периода или момента времени.

Устойчивость или антипод колеблемости развития рынка во времени проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, то есть тренда. Это позволяет измерить устойчивость развития рынка, коэффициент аппроксимации.

Капр. = (сигмаyi-yt*100)/уср.

Сигмаyi-yt=корень(сумма(yi-yt)^2)/n

Капр – коэффициент аппроксимации

yi – уровень эмпирического ряда

yt – уровень теоретического ряда

s - среднее квадратичное отклонение эмпирических уровней ряда от тренда (тренд- теоретические значения)

- среднее значение уравнений уровней эмпирического ряда

1.4 Оценка эластичности рынка

Эластичность спроса и предложения – явление специфически рыночное, обусловленное проявлением действия закона рынка. Сущность эластичности спроса заключается в чрезвычайной его гибкости и изменчивости, зависимости от влияния различных социально-экономических факторов, в первую очередь таких, как цена и денежный доход. Аналогичным свойством обладает товарное предложение, которое в условиях рынка чутко реагирует на изменения цен.

Меру эластичности определила статистическая наука, выразив её в виде количественного показателя – коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности есть процентное изменение одного результативного признака при изменении на 1 % другого факторного признака.

Для анализа эластичности рынка канцелярских товаров используются данные об объемах продаж и ценах.

Э=((yn-yn-1)+(xn-xn-1))+(y+x)

 

Э=(дельтау/дельтах)*х/у

Э – эластичность

- спрос характерный в n-ой группе

- спрос в предшествующей группе

, - факторные признаки

При эластичности меньше 1 наблюдается явление инфрапластичности, товар считается малопластичным или не эластичным.

При эластичности больше 1 наблюдается явление ультрапластичности.

При эластичности равной 1 товар является слабоэластичным. Обнаруживается так называемый унитарный спрос.

Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака (цена) спрос растет (связь прямая). Отрицательное значение свидетельствует о том, что при увеличении факторного признака спрос сокращается (связь обратная).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...