Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы предложения экономических благ.




Тема 8. Теория предложения благ

1. Предложение и функции предложения.

2. Факторы предложения экономических благ.

3. Эластичность предложения

 

Предложение и функции предложения.

 

В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений – поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение – продавцы.

Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар.

Предложение возникает, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Объем (величина) предложения определяется максимальным количеством какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при данных условиях.

Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объем предложения также увеличивается.

Как и спрос, объем предложения является потоком, протекающим во времени. В связи с этим надо четко отдавать себе отчет, к какому периоду времени относится данная величина предложения.

Функцию предложения, построенную с учетом условий (факторов), можно представить следующим образом:

γ – часть объема предложения, определяемая экзогенно или переменными, специально не упомянутыми в функции предложения;

ε1, ε2, ε3 – коэффициенты функции предложения, иллюстрирующие предельное влияние каждой независимой переменной на количество предлагаемого блага;

Pi – цена предлагаемого товара;

Ps – цена товара-субститута;

Pc – цена комплементарного товара;

R – цена ресурсов;

K – уровень технологии;

T – налоги и субсидии;

C – природные условия;

E – ожидания производителей;

M – количество продавцов.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него множества различных факторов.

Линия предложения может быть и нелинейной. Нормальная линия предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара – это видно на рисунке 9.5.

 

 

Рисунок 9.5 – Линия предложения

 

Как и в случае со спросом, изменение цены товара вызывает перемещение значений количества товара вдоль линии предложения, а изменение прочих факторов сдвигает линию предложения вправо и вниз (если предложение увеличивается) или влево и вверх (если предложение уменьшается), как это изображено на рисунке 9.6.

 

Рисунок 5 – Изменение предложения

 

Речь идет о так называемом «законе предложения». Некоторые ученые утверждают, что такой закон (прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта) существует.

Проблема заключается в том, что кривая предложения ведет себя гораздо более «капризно», чем кривая спроса (рисунок 9.6).

 

 

Рисунок 9.6 – Виды кривой предложения

 

На рисунке 9.6 показаны некоторые типы кривых предложения. Так, кривая S1, иллюстрирует «нормальную» кривую предложения. Кривая S2 – кривую долгосрочного периода; кривая S3 – кривую сверхкраткого периода; однако возможны и другие типы кривых.

 

Факторы предложения экономических благ.

 

Если одна из детерминант изменяется, кривая предложения смещается.

1. Цены на ресурсы (Pr).

Чем выше цены на ресурсы, тем больше производственные издержки, и если при этом цена продукта будет оставаться на прежнем уровне, прибыли компаний будут сокращаться. Снижение прибылей будет ослаблять стимулы компаний поддерживать предложение такого продукта по прежней цене. И наоборот, более низкая цена на ресурсы стимулирует фирмы увеличивать производство. Поскольку снижаются издержки производства, а прибыли увеличиваются. Например, снижение цены микрочипов увеличивает предложение компьютеров.

2. Технология производства (T)

Совершенствование технологии производства позволяет компаниям производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов.

Пример: создание более эффективных беспроводных технологий привело к увеличению предложения сотовых телефонов.

3. Налоги и субсидии (t).

Для фирм налоги – это издержки, поэтому повышение ставок налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение.

Субсидии снижают издержки и увеличивают предложение.

4. Цены других товаров.

Изменение цен других товаров приводит к уходу фирм из отрасли, что уменьшает предложение.

5. Ожидания.

Ожидание роста цен в будущем снижает предложение этих продуктов в настоящее время.

6. Число продавцов.

Чем больше продавцов, тем больше предложение.

Изменение предложения – это сдвиг кривой предложения под действием изменения детерминант предложения. При увеличении предложения кривая сдвинется вправо, при уменьшении – влево.

При изменении величины предложения происходит переход от одной точки к другой на одной и той же кривой предложения под действием изменения цены.

Теория и практика показывают, что на величину предложения производителя, помимо ценовых факторов, оказывают влияние неценовые.

Это связано, прежде всего, с теми условиями, которые непосредственно воздействуют на масштабы производства (увеличение или уменьшение объемов производства при сохранении цены). Неценовые факторы оказывают на производителя либо положительное, либо отрицательное воздействие (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...