Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Памятник Медный всадник. 4.Ротонда на гороховой




3. Памятник Медный всадник

     Памятник Петру I " Медный всадник" находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади. Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник " Медный всадник" получил благодаря одноименному творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Петр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.

       Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.

       Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду. Когда он спал, к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля.

        Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента. Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю.

По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семен Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Петр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.

     По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конем. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семен Вишняков.

         Когда в 1782 году открыли памятник " Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его " Всадником Апокалипсиса". И сказали про него, что этому памятнику " … имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными". Старообрядцы не могли принять петровские преобразования, а видели в них библейские пророчества.

           Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил

 на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.

Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но ее ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. [3]


4. Ротонда на гороховой

     Обнаружить Ротонду непросто, хоть адрес этого странного сооружения известен. Находится оно в доме по улице Гороховой, 57 с фасадом, выходящем на набережную Фонтанки (дом № 81). Особняк, построенный в традиционном для конца XVIII века стиле классицизма, неоднократно реконструировался, но фасад с колоннами портика и лепниной остался прежним.

      Здание является памятником архитектуры и фигурирует под названием «Дом Яковлева-Евментьева». Купец Савва Яковлев считается застройщиком, но кто был первым владельцем особняка доподлинно неизвестно – Александр Евментьев стал его хозяином значительно позже в 1860 году. При нем дом был частично перестроен, и тогда же, возможно, появилась Ротонда. Евментьев – далеко не последний обитатель особняка на Фонтанке. Известно, что в конце XIX века домом то ли владел, то ли просто в нем жил Андрей Зубов — граф и известный масон. Согласно легендам, именно в этом здании проводился обряд посвящения в масоны.

         Возможно, в XVIII–XIX веках Ротонда, действительно, являлась местом встреч масонов или проведения тайных ритуалов – различные эзотерические и спиритические сообщества тогда были в моде. Однако участники их не имели обыкновения рассказывать о своих занятиях, и дом № 57 на Гороховой улице хоть и пользовался дурной славой, но знаменитым и выдающимся не был.

        Ситуация изменилась в 70-х – 80-х годах XX века, когда Ротонда стала местом тусовок различных неформальных молодежных групп. Именно тогда вспомнились старые легенды и родились новые мифы, и этому немало способствовало воображение экзальтированной молодежи, нередко подогретое алкоголем, а то и наркотиками. В настоящее время о мистических свойствах Ротонды ходят невероятные и часто противоречивые слухи.

     Она считается местом, откуда можно попасть в другой мир или оказаться в четвертом измерении. Кто-то уверен, что туда ведет неприметная дверка на первом этаже, сейчас, правда, наглухо замурованная. Другие утверждают, что вход в иной мир открывается на лестнице. Если идти по ней с закрытыми глазами, то до верха никогда не поднимешься – время словно останавливается. А с небольшой площадки левой лестницы можно увидеть тень седьмой колонны, несуществующей в нашем мире. По этим же металлическим ступеням иногда спускается в наш мир сам Сатана, недаром же другое название Ротонды – Лестница Дьявола. С владыкой преисподней можно даже встретиться и попросить его исполнить желание. Для этого надо подняться ночью по лестнице до самого верха. Только люди, знающие особенности Ротонды, не советуют этого делать, так как можно просто не вернуться в наш мир.

     На куполе Ротонды кто-то даже написал предостережение словами из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но исполнения желания, особенно если оно связано с делами сердечными, можно добиться проще – достаточно написать его на стене Ротонды. И до недавнего времени ее стены, словно причудливым ковром покрывали разнообразные надписи и рисунки – результат творчества молодежи. Сейчас этих надписей практически не осталось. В Ротонде сделали ремонт, установили на двери кодовый замок, и попасть туда стало непросто. Но те, кому все же удалось проникнуть в необычный подъезд, могут почувствовать всю мистическую атмосферу этого места и, возможно, поверить в самые удивительные легенды Ротонды. [4]

     Хочу добавить о том что на Ротонде в одном из подъездов, построена винтовая лестница, особенность ее в том, что благодаря ее широте она позволяет вашему эху отражаться со всех сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...