Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Сюжетно-ролевые игры как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста




Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату [12, с. 234].

Выбор методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит:

-от контингента воспитанников;

 -оснащённости дошкольного учреждения;

 -культурных и региональных особенностей;

 -от опыта и творческого подхода педагогов и т. д.

 В целях пробуждения у дошкольников становления самостоятельности используются игровые, сюжетные, интегрированные формы деятельности, формы учебно-тренирующего характера, а именно:

 -игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные, хороводные, игры-драматизации, театрализованные, игры на прогулке и т. д. ).

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличной формой в становлении самостоятельности ребёнка. В игре можно формировать почти все полезные качества детей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же детей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

 В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

 На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в становлении детской самостоятельности. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности

В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение быстро развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают оболочку для поддержания воображаемых образов.

У детей дошкольного возраста различают личные мотивы и общественно значимые, но преобладают личные.  Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется на поступки взрослого.

 Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослым в целях воспитания детей. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности 12, с. 234].

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.

 Любая сюжетно-ролевая игра, претерпевшая различные изменения, становится игрой по правилам. Игровая деятельность развивает две способности ребенка. Первая способность - осмысление и воспроизведение воображаемой ситуации в процессе выполнения правил игры. Воображение напрямую зависит от смысла и предполагает задания на осмысление. Вторая способность - общение. Большинство игр с четкими правилами - коллективные и завязывают между игроками определенные отношения. Это могут быть отношения соревновательного типа, когда игроки объединяются в команды, у каждой из которых цель выиграть (тем самым другая команда останется в проигрыше), или отношения подлинного сотрудничества - это отношения напарников по команде. Моделирование таких ситуаций позволяет ребенку рассмотреть ситуацию со стороны и проанализировать ее.

Например, если ребенок играет в игру «колдунчики». По правилам дети убегают от «колдуна», могут «рассалить», т. е. «оживить» уже заколдованного 31 участника игры. Ребенку может быть страшно подбежать и «оживить» товарища, ведь это займет время, и он сам может быть заколдован. Но тут ребенок может понять, что спасенный товарищ может расколдовать его самого. Тем самым он посмотрит на ситуацию со стороны.

Такой подход связан с важным компонентом воображения - особой внутренней позицией. Она позволяет ребенку осмысливать моделируемые ситуации, представлять плохое хорошим, в страшное делать смешным [1]. Получается, что игра с четкими правилами, как и рассмотренные нами режиссерская, образно-ролевая и сюжетно-ролевая игра – это важные условия, помогающие развить воображение ребенка дошкольного возраста.

В наше время дети чрезмерно увлекаются видеоиграми и настольными играми. В результате много времени они проводят в сидячем положении и в некоторые игры играют в одиночку. Подвижные игры помогают ребенку развивать воображение, укреплять социальные связи, сотрудничать и вырабатывают привычку стремиться к результату.

У дидактических игр есть два направления: игры-занятия и игры-упражнения. Первые построены на основе автодидактизма и самоорганизации. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи отличаются разнообразием. Действия в игре тоже разнообразны: подбор картинок или предметов, складывание, нанизывание, передвигание, имитация движений. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила автодидактизм [27].

Дидактические игры побуждают ребенка применять свои знания, помогаю их глубокому усвоению. Много игр направлены на систематизацию знаний [27]. От умения подчиняться правилам и точности их исполнения зависит исход игры. В этом случае игра влияет на волевое поведение, 32 концентрацию внимания.

Игра является средством всестороннего развития ребенка. Игра является увлекательным занятием, она вызывает у ребенка непроизвольное внимание и тем самым облегчает восприятие новых навыков и не перегружает. Представление деятельности в виде увлекательной игры - отличное средство, прямо противоположное тому, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью [27].

 Игра должна усложняться по мере взросления детей. Если ребенок полностью усваивает данный вариант игры, нужно переходить на другой вариант, усложнять задачу. Сами дошкольники не умеют использовать все возможности игрушек.

 Игра – важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений. Она содержит «идеальную форму», образец – эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий психического развития и взросления, подготовку ребенка к будущей жизни [36]. Дидактическая игра определяется как вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка [36]. Основой дидактической игры выступают игровые действия, без которых игра является невозможной, при этом они служат в качестве рисунка сюжета игры. При этом, чем содержательнее и разнообразнее игровые действия, тем более интересной является сама игра для детей, и тем успешнее происходит решение познавательных и игровых задач.

 Детей следует обучать игровым действием, при этом данный процесс  зачастую не является прямым, а осуществляется посредством пробного хода, путем демонстрации действия в ходе раскрытия той или иной роли. Для игровых действий характерно проявление мотива игровой деятельности, активного желания к решению поставленной игровой задачи. Они являются различными по своей сложности и обуславливаются сложностью познавательного содержания игровой задачи. При этом в дидактической игре правила имеют заданный характер. При помощи правил воспитателем осуществляется управление игрой, поведением детей и процессами познавательной деятельности [52].

 Правилам игры присущ организационный, обучающий и дисциплинирующий характер, при этом зачастую они в различных вариациях между собой сочетаются [44]. При помощи обучающих правил, возможно, раскрытие детям того, что и как следует выполнять. Правила соотносятся с игровыми действиями, способствуют усилению их роли и раскрытию способа действий.

 Посредством правил организуется познавательная деятельность детей, а именно рассмотрение чего-либо, размышления, сопоставление и нахождение способа решения поставленной игрой задачи. При помощи организующих правил определяется порядок и последовательность игровых действий, а также взаимоотношений детей. В процессе игры осуществляется формирование игровых отношений и реальных отношений между детьми. Определение отношений в игре осуществляется при помощи ролевых отношений. Так, в процессе игры при выполнении роли дети дружелюбны, доброжелательны, внимательны, вежливы и уступчивы, в то время как вне игры, в реальных отношениях, они могут допускать завистливость, грубость, жадность, и не проявлять заботы о товарище, дружеских отношений и др.

Речь развивается в деятельности. Появляются регулятивные и планирующие функции речи. Речь становится эгоцентрической и проявляется коммуникативный характер речи. Период формирования внутренней системы эгоцентрической речи (внутренняя речь). Применяя ролевые игры, проходит  процесс становления ролевой речи, которая требует согласованности действий через речь, при проведении инструктажа участников общего дела (игры). В этот период менее ситуативной становится диалогическая речь, появляются монологические речевые способности. Наблюдается простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Значительная часть детей в возрасте 5-6 лет, начинает читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература. Осознавание словесного и звукового состава речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий [44].

Итак, игра – важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений. Игра рассматривает как основополагающий элемент творчества, изобретательства, конструирования. Игра побуждает, усиливает стремление к познанию, разжигает любопытство, заинтересовывает ребенка. Игра способна влиять на речевое развитие ребенка, влияя на характер построения диалогической речи, регулируя и формируя умения ребенка общаться в определенной жизненной ситуации. Стадия игры в старшем дошкольном возрасте является очень важным периодом в жизни ребенка. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

 В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой.

 Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении [44].

 Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» [25].

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Очень интересна воспитательная ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства [15].

Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития.

Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Перед воспитателем при организации сюжетно-ролевой игры стоят следующие задачи:

 - помочь ребенку расширить игровой опыт;

 - пробуждать интерес к творчеству, игре;

 -подвести ребенка к игровому общению со сверстниками.

При игре с игрушкой нужно привлекать в игру, взрослого-партнера и сверстников, ведь живой партнер привлекательнее, чем игрушка, с ним можно разговаривать, он может сам действовать. С этой целью необходимо обучать детей ролевому диалогу. Начальные навыки ролевого поведения дети получают в игре с куклами. На детской игре проецируется поведение взрослого. Для игры необходимо подбирать программные сюжеты, а также использовать, например стихотворения А. Барто «Игрушки».

Необходимо показывать детям пример, как накормить куклу, покачать её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем передайте куклу ребенку для самостоятельной игры, при затруднении проводите совместную игру. Во время 42 игр с куклой дети проявляют заботу о ней, учатся действовать самостоятельно. В этих играх формируются нравственные положительные качества [52].

 В дальнейшем необходимо организовать игры-ситуации: «На стройке», «Кто шофер», «Железная дорога», которые предполагают участие в игре группы детей, благодаря, которым формируются социальные взаимоотношения между сверстниками, играющими роли людей труда.

 В процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются дружеские взаимосвязи, что способствуют объединению в коллектив. Для этого нужно осуществлять педагогическую поддержку сюжетно-ролевых игр: поощрять к ролевому общению, одобрять реплики при игровом взаимодействии детей, своим участием демонстрировать ролевое поведение. Вводить ребенка в игровую ситуацию воспитателю следует не прямыми указаниями, а косвенными методами (советы, напоминание).

 Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем: вовлечение детей в игру; развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем), а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её, усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения. В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины  конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Ведущим мотивом игры у старших дошкольников становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении ребенка познать окружающую действительность. Но становление таких устойчивых познавательных интересов возможно лишь при расширении детских представлений об окружающей жизни, о деятельности взрослых, их взаимоотношениях, которым дети стараются подражать в своих играх.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель:

  • Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее.
  • Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.
  • Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.
  • Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.
  • В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например, трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Также, у дошкольников проявляется и возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Таким образом, в процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений. Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование всех психических процессов дошкольника, способствует развитию речи, воображения и является средством для развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...