Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и развитие личности




Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 4.1. ЛИЧНОСТЬ

4.1.1. Понятие о личности.

4.1.2. Структура и развития личности.

4.1.3. Социализация личности и социально-психологические механизмы социализация.

4.1.4. Основные стадии социализации личности.

4.1.5. Я-концепция.

4.1.6. "Я-концепция" и самооценка личности.

4.1.7. Поведенческий компонент «Я-концепции».

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

 

Реальность, которая описывается понятием "личность", про­является уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (регsona) первоначально относилось к актерским маскам. Так, в рим­ском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращен­ное к аудитории, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Человек как общественное существо приоб­ретает новые личностные качества тогда, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. В момент рождения индивида еще нет этих приоб­ретаемых впоследствии личностных качеств.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С.).

В настоящее время личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных в процессе целенаправленной деятельности качеств. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются:

o более или менее устойчивыми,

o свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые:

o природно обусловлены и не зависят от жизни человека в обще­стве;

o психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждой из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позво­лит более полно раскрыть последнее (рис.3).

 

 
 

 


Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек" "индивид" и "индивидуальность" с понятием «личность»

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.

Человек, по мнению Б. Ф. Ломова [3, с. 78 ], «сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и прежде всего способностью к саморегуляции». Он находится как бы на пересечении многих «раз­нопорядковых систем», и поэтому «о его существовании можно говорить как о полисистемном процессе».

Так, человек живет в физической среде и является физическим телом, обладает определенными физическими характеристиками (массой, объемом, величиной и т. д.), что нельзя не учитывать при его изучении. По своей природе человек — природное, биологическое суще­ство, и в этом качестве он выступает как носитель совокупности биологических свойств и характеристик. Главную роль в отношениях человека с миром, по мнению Б. Ф. Ломова, играют те, «которые определяются его принадлежностью к социальной системе», что в свою очередь обусловливает континуум социальных качеств человека. Именно в силу принадлежности человека к различным системам, разнообразия его отношения с миром человек предстает, то как субъект деятельности, познания и общения, то, как индивид, то как личность и индивидуальность. Каждое из указанных проявлений отражает определенный ракурс рассмотрения единого объекта и соответственно ту или иную предметную область исследований.

Природой человека как сложной саморегулирующейся системы определяются место и роль психического в системе жизнедеятельности. Согласно Б. Ф. Ломову, «психические свойства не сводятся ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними (или над ними). Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные и в биологические, связывая, „пронизывая" их определенным образом. Вместе с тем многие как социальные, так и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические». Таким образом, очевидна системообразующая роль психических качеств в целостной организации человека.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Человек подчиняется как живое существо основным биологическим и физиологическим законам, а как социальное - законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб­ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме".

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке.

Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности. Можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

С позиций современного системного подхода к пониманию личности в структуре личности можно выделить три основные её подсистемы:

а) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

б) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

в) индивидуально-неповторимые свойства, когда личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, направленностью, способностями.. Это те свойства личности, которые составляют её индивидуальное своеобразие.

 

СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих и самых трудных проблем. В сущ­ности, все социально-психологические теории личности вносят свою лепту в понимание личности, рассматривая при этом:

· что ее формирует,

· почему существуют индивидуальные различия,

· как происходят ее развитие,

· возможные измене­ние на протяжении жизни человека.

С позиций современного подхода понимания личности можно выделить три основные её подсистемы:

1. Когнитивную, где результируются функции познания, которая включает в себя познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и др.;

2. Регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управление деятельностью других людей;

3. Коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Наряду с эти известный советский психолог К.К. Платонов предложил различать статистическую и динамическую структуры лично­сти.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, харак­теризующая основные компоненты психики индивида. Основани­ем для выделения параметров личности в ее статистической моде­ли является различие всех компонентов психики человека по сте­пени их представленности в структуре личности.

Выделяют следу­ющие составляющие:

1. Всеобщие свойства психики, к ним относятся общие свойства для всех людей: ощуще­ния, восприятие, мышление, эмоции;

2. Социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установ­ки, ценностные ориентации);

3. Идивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризирующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образо­ваний, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их дви­жении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл..3).

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая внешними уровнями социально опосредованных форм

Таким образом, личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологически и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим принципам:

1. Субординационному (иерархическому), когда наиболее сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические свойства;

2. Координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы коррелирующих свойств, т. е. относительно автономно каждому из них.

 

 

Таблица 3.

Динамическая структура личности по К.К. Платонову.

 

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направлен- ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально- психологический Воспитание    
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Индивидуально- психологический Упражнения
Биопсихи- ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Психофизио- логический Нейропсихологический Тренировка

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...